Распространения информации включает в
Информационное правоотношение в общей форме может быть определено, как урегулированное информационно-правовой нормой общественное отношение, стороны которого являются носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.
Характерные черты информационных правоотношений: данные отношения возникают по поводу создания, преобразования, хранения, распространения или потребления информации; они могут складываться как между равными, так и неравными субъектами; основанием их возникновения могут быть не только действия людей, но и наступление определенных событий, имеющих юридическое значение; данные правоотношения носят двусторонний характер.
Информационные правоотношения имеют определенную структуру. Элементами структуры информационных правоотношений являются:
1) Субъекты информационных правоотношений, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов. Субъектами информационных отношений могут являться:
• Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь;
• государственные органы, другие государственные организации;
• иные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами;
• физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
• иностранные государства, международные организации.
2) Объекты информационных правоотношений, т.е. материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационные правоотношения (например, документированная информация, элементы информационной безопасности; информационные технологии и средства их обеспечения и т.д.).
3) Содержание информационных правоотношений, которое составляют субъективные права и обязанности участников данных правоотношений.
Информационные правоотношения можно классифицировать по различным основаниям:
1. По характеру обязанностей субъектов информационных правоотношений можно выделить:
• активные правоотношения (например, требуется предоставить лицу информацию);
• пассивные правоотношения (например, требуется воздержаться от разглашения государственных секретов);
3. По соотношению прав и обязанностей участников информационно-правовых отношений последние подразделяются на:
• Вертикальные отношения (в них один из участников подчинен другому);
• Горизонтальные отношения (участники не находятся в подчиненных отношениях).
4. По характеру юридических фактов, порождающих информационные правоотношения, их можно классифицировать на: Порожденные правомерными фактами; Деликатные правоотношения.
Информационные правоотношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует требованиям информационно-правовых норм. В случае нарушения данных требований защита информационно-правовых отношений может осуществляться в административном или судебном порядке.
6. В структуру источников информационного права включены законодательные акты РБ,
подзаконные акты, акты международного права, а также двусторонние и многосторонние договоры. К основным источникам можно отнести:
1) конституцию РБ
2) законы (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» об электронных документах, о государственных секретах, об авторском праве и смежных правах)
3) указы президента (о некоторых мерах информатизации РБ)
4) международные источники (всеобщая декларация прав человека, международный
пакт о гражданских и политических правах, конвенция СНГ о правах и основных свободах человека)
Конституционная основа поиска, получения и
распространения информации включает в
себя следующие положения:1. ч.1 ст.34 Гражданам РБ гарантируетсяправо на получение, хранение ираспространение полной, достоверной исвоевременной информации о деятельностиобщественных объединений, о политической,экономической, культурной и международнойжизни, о состоянии окружающей среды.
2. ч.1 ст.51 Каждый имеет право на участие вкультурной жизни. Это право обеспечиваетсяобщедоступностью ценностей отечественной имировой культуры.
3. ст.28 Каждый имеет право на защиту незаконного вмешательства в его личную
жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и
частных сообщений, на его честь и достоинство, тем самым ограничивается право на доступ к персональным данным любых лиц кроме их владельцев. При этом НПА защищает общество и каждого его члена от распостранения вредной и опаснойинформации.
8.9. Правовые гарантии поиска и получения информации. гарантировать право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений о политических, экономических, культурной жизни и о состоянии окружающей среды. Закон "Об информации, информатизации и защите информации", устанавливает, что деятельность государственных органов организаций и предприятий должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в следующем: 1. Доступности для граждан информации, представляющий общественный интерес или затрагивающие личные интересы граждан. 2. Систематическом информировании граждан о принятых решениях. 3. Создание условий для обеспечения граждан в Республике Беларусь зарубежными, информационными продуктами. Законодательством Республики Беларусь установлены ограничения на доступ к определённым видам информации: персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и государственные секреты.
10. Документированная информация– это зафиксированная на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Материальный носитель информации – это материал с определенными физическими
свойствами, которые может быть использован для записи и хранения информации и
предоставление документированной информации пользователю. Информационные ресурсы – это организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие информационные массивы в информации системах.
Базовым является движение за информатизацию. Право на получение документированной информации имеют государства в лице его госорганов, юридические и физические лица. Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам признается основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов госвласти, органов местного управления и самоуправления, обществ,политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и иных сферобщественной жизни. Порядок использования и получения скрытой документированной информации определяет собственник или владелец информации на
основе договора или в порядке исполнения служебных обязательств.
Физические и юридические лица имеют
право: 1. на доступ к документированной информации
2. на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и точности
3. оспаривать эту информацию в установленном законом порядке
4. знать кто и в каких целях накапливает или использует данную документированную
информацию.
Отказ юридическим и физическим лицам в доступе к документированной информации или ее сокрытие могут быть обжалованы в судебном порядке.
Основные принципы на право доступа к
информации: презумпция доступности и открытости информации, достоверность и полнота информации, своевременность предоставления информации, защита права на доступ к информации в том числе в судебном порядке, установление ограничения на доступ к информации только законом и только в той мере в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Информация и информационные ресурсы, имеющие государственное значение, должны обрабатываться только в системах, обеспеченных защитой, необходимый уровень которой подтвержден сертификатом соответствия. Отказ в предоставлении информации необоснованная отсрочка ответа или его непредставление в течение указанного срока, как и иные нарушения порядка рассмотрения
и удовлетворения запроса, могут быть обжалованы в вышестоящем госоргане. Если
решение вышестоящего органа не удовлетворяет подателя жалобы, жалоба может быть отправлена в суд. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, имеют право на возмещение понесенного ущерба.
13. I.) Под правовым режимоминформации понимается порядок регулирования,
выраженный в комплексе правовых средств, регулирующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволяющих запретов, а также позитивных обязательств у создающих особую направленность регулирования.
Классификация правовых режимов
информации:
1) режим свободного доступа содержит:
- режим исключительных прав
- режим информации отнесенной к общественному достоянию
- режим массовой информации
2) режим ограничения содержит:
- режим конфиденциальной информации
- режим информации, относимой к гостайне.
Перечень отдельных категорий, сведений, доступ к которым не подлежит никому, лишь
ограничено:
1. законы и иные НПА устанавливающие правовой статус органов государственной
власти, органов местного управления и самоуправления организаций, объединений.
2. права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации.
3. документы, содержащие сведения о ЧС,экономическую, эпидемиологическую и иную
информацию, необходимую для обеспечения безопасности и функционирования населенных пунктов, производственных объектов безопасности граждан и населения в целом.
4. документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
5. информация о состоянии здоровья высших должностных лиц РБ.
6. информация о размерах золотого запасаРБ.