Образцы тестов для самопроверки и контрольных работ
См. самостоятельную работу к занятиям, раздел 9.
Темы для рефератов, эссе, контрольных работ, презентаций:
- Древнегреческие мифологические сюжеты в европейской культуре Нового времени.
- Античные мотивы в лирике А.С. Пушкина.
- Античность в русской поэзии серебряного века.
- Античные сюжеты в драматургии XX века.
- Женские образы в поэмах Гомера.
- Русские переводчики «Илиады» и «Одиссеи».
- Гомеровские образы в произведениях русских поэтовХIХ – ХХвеков.
- Тема любви в древнегреческой поэзии 7-6 вв. до н.э.
- «Анакреонтическая» традиция в европейской и русской лирике.
- Эзоповские сюжеты в баснях И.А. Крылова.
- Аристотель о трагедии.
- Проблема происхождения древнегреческой трагедии в работе Ф. Ницше «Происхождение трагедии из духа музыки».
- Образ Федры в произведениях Еврипида, Сенеки, Расина, М.И. Цветаевой.
- Спор о трагическом искусстве в комедии Аристофана «Лягушки».
- Буколическая атмосфера романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
- Характерные образы паллиаты в комедиях Плавта «Менехмы» и «Хвастливый воин».
- Проблема воспитания в комедии Теренция «Братья».
- Ораторское искусство античности.
- Философский эпос Лукреция «О природе вещей».
- Основные темы поэтов-«неотериков».
- Загадка четвертой эклоги «Буколик» Вергилия.
- Образ Энея в поэме Вергилия.
- «Искусство поэзии» Горация как теоретический манифест римского классицизма.
- Мир греческой мифологии в «Метаморфозах» Овидия.
- «Сатирикон» Петрония как пародия на греческий роман.
- Роль сказки об Амуре и Психее в раскрытии идейного замысла романа «Золотой осёл» Апулея.
- Значение притчи в евангельских текстах Нового Завета.
- Символизм и аллегоризм художественного мышления в средневековой литературе.
- Пространственно-временная структура мира в средневековой литературе.
- М. М. Бахтин о народной смеховой и карнавальной культуре Средневековья.
- Мифологические и эпические традиции в «Старшей Эдде».
- Жизнь, быт и история в поэме «Беовульф».
- Роль религиозной фантастики в изображении мира в «Песни о Роланде».
- Концепция героя в рыцарском романе («Тристан и Изольда», «Смерть Артура»).
- Светский и христианский идеал в рыцарских романах о Персивале и чаше Святого Грааля.
- Образ современности в городской литературе Средневековья.
- «Положительный» идеал в дидактической городской литературе Средневековья (фаблио, городская новелла).
- Образ горожанина в городской драме (соти и фарсы).
- Нравственная и социальная проблематика в «Божественной комедии» Данте.
40. «Божественная комедия» Данте: от средневекового видения мира к идеалам Нового времени.
Основные вопросы к зачету
1. Понятие о мифе. Классификация мифов. Мифография.
2. Проблема периодизации древнегреческой литературы.
3. Гомеровский вопрос.
4. Боги и герои в поэмах Гомера.
5. Основные жанры древнегреческой лирики (тематика, формальные признаки).
6. Структура древнегреческой трагедии. Аристотель о трагедии.
7. Развитие греческой трагедии: Эсхил, Софокл, Еврипид.
8. Происхождение комедии. Составные части древнеаттической комедии.
9. Эпоха эллинизма: общая характеристика литературы.
10. Жанр идиллии в александрийской поэзии (анализ одной из идиллий Феокрита).
11. Своеобразие новоаттической комедии (сюжетная схема, герои, темы одной из комедий Менандра).
12. Римский период развития греческой литературы.
13. Жанр биографии в творчестве Плутарха.
14. Греческий авантюрный роман: основные особенности.
15. Басня в греческой и римской литературе.
16. Особенности взаимодействия греческой и римской литературы.
17. Плавт и Теренций: основные особенности римской комедии.
18. Литература последнего века республики: общая характеристика.
19. Поэзия «неотериков» (основные поэтические жанры, тематика).
20. Особенности разработки «буколической» темы у Вергилия («Буколики»).
21. «Энеида» Вергилия как национальный римский эпос.
22. «Наука поэзии» Горация как теоретический манифест римского классицизма.
23. Особенности интерпретации мифа в «Метаморфозах» Овидия.
24. Любовная тематика в произведениях римских поэтов (Катулл, Гораций, Овидий).
25. Литература упадка и кризиса Римской империи: основные особенности.
26. Зарождение христианской литературы (Новый Завет).
27. Предмет изучения современной медиевистики.
28. Истоки культуры и литературы Средневековья.
29. Концепция художника в эстетике Средневековья.
30. Художественные направления в литературе Средневековья.
31. Народное поэтическое творчество раннего Средневековья («Старшая Эдда», «Беовульф»).
32. Основные циклы ирландских саг.
33. Клерикальная («письменная») литература на латинском языке (гимны, видения, жития святых...).
34. Героический эпос Средневековья: общая характеристика.
35. Тема «милой Франции» в «Песни о Роланде».
36. Основные мотивы и жанры лирики трубадуров.
37. Своеобразие рыцарского романа.
38. Жанровая специфика фаблио.
39. Идейно-художественное своеобразие животного эпоса («Роман о Лисе»).
40. Основные особенности средневековой драматургии.
41. Средневековое и ренессансное в «Божественной комедии» Данте.
42. Структура «Божественной комедии» Данте.
10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.
В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (приказ от 04.04.2014 г. № 190), все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, оцениваются в баллах.
Оценка результатов обучения студента формируется из результатов всех видов аудиторной и внеаудиторной работ, включая посещаемость занятий.
Студент получает оценку «зачтено», если в течение семестра набрано более 61 балла.
Студент получает оценку «отлично», если в течение семестра набрано от 91-100 баллов; оценку «хорошо», если набрано от 76-90 баллов; оценку «удовлетворительно», если набрано от 61-75 баллов. Студенты, набравшие от 35 до 60 баллов, допускаются к сдаче экзамена по истории зарубежной литературе.
Студенты, не набравшие минимального количества баллов (35), к экзамену не допускаются и могут набрать нужное для допуска к экзамену количество баллов, самостоятельно осваивая пройденный учебный материал. Для этого им дополнительно предлагаются такие учебные задания, как тест, контрольная работа, реферат. Результаты работы обсуждаются с преподавателем, который на основе проверенных материалов принимает решение о допуске.
11. Образовательные технологии.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии:
Деловые и ролевые игры:
- тема «Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии»;
- тема «Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра»;
- тема «Ранний период римской литературы. Литература последнего века республики»;
- тема«Серебряный век римской литературы»;
- тема «Литература средних веков: общая характеристика. Литература раннего Средневековья».
Разбор конкретных ситуаций:
· тема «Древний эпос»;
· тема «Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры»;
· «Культура эллинизма. Греческая культура римского периода»;
· тема «Литература "века Августа"»;
· тема«Серебряный век римской литературы».
· тема «Позднейший период: литература упадка и кризиса Римской империи. Раннехристианская литература»;
· тема «Литература средних веков: общая характеристика. Литература раннего Средневековья».
Развитие критического мышления через чтение и письмо:
- тема «Термин и понятие "античная литература"»;
- тема «Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры»;
- тема «Культура эллинизма. Греческая культура римского периода»;
- тема «Литература зрелого средневековья. Героический эпос. Рыцарская литература Средневековья. Городская литература Средневековья. Клерикальная литература».
Case-study:
- тема «Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии»;
- тема «Литература средних веков: общая характеристика. Литература раннего Средневековья».
Составление портфолио:
- тема «Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии»;
- тема «Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры».
Метод проектов:
- тема«Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра»;
- тема: «Литература "века Августа"»;
- тема «Пути развития средневековой драмы. Предренессанс. Творчество Данте Алигьери».
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
12.1. Основная литература
1. Никола М. И.Античная литература: учебное пособие. Прометей, 2011. [Электронный ресурс]. -http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=108077 (дата обращения 21.02.2015).
2. Гиленсон. Б.А. История античной литературы. Древний Рим: В 2кн. Кн.2: Учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов / Б.А. Гиленсон. - 2-e изд. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 384 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://znanium.com/bookread.php?book=320748 . (дата обращения 21.02.2015).
3. Осьмухина, О.Ю. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы : учебное пособие / О.Ю. Осьмухина, Е.А. Казеева. - М. : Флинта, 2010. - 318 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69145 . (дата обращения 21.02.2015).
12.2. Дополнительная литература
- Введение в литературоведение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению подготовки "Филология"/ ред. Л. В. Чернец. - 5-е изд., стер.. - Москва: Академия, 2012. - 720 с.
- Михайлов А. Д. Французский героический эпос: вопросы поэтики и стилистики / отв. ред. Е. М. Мелетинский / 2-е изд., испр. и доп. Москва: Либроком, 2010.
- Погребная Я. В. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение: учеб. пособие: практикум / Я. В. Погребная. Москва: Флинта: Наука, 2011.
- Селитрина, Т. Л. Преемственность литературного развития и взаимодействие литератур: учеб. пособие для студ. Вузов. - Москва: Высшая школа, 2009. - 288 с.;
- Словарь поэтических терминов / авт.-сост. А. П. Квятковский; ред. С. М. Бонди / 2-е изд. Москва: URSS, 2010.
12.3 Интернет-ресурсы:
- http://elibrary.ru/
- http://www.philology.ru/
- http://biblioclub.ru/
- http://www.tmnlib.ru/
- http://znanium.com/
13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
· Проектор для показа электронных презентаций
· Мультимедиа для показа презентаций и выхода в Интернет
· Выход в Интернет
Электронный банк данных тестов.
14. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
- Центр информационных технологий ТюмГУ; сайт ТюмГУ;
- Информационно-библиотечный центр ТюмГУ;
- Мультимедийные кабинеты ТюмГУ;
- Электронная библиотека, содержащая издания и учебно-методическую литературу по дисциплине;
- Аудиторный фонд ТюмГУ; в том числе кабинеты, оборудованные компьютерами с соответствующим программным обеспечением:;
- Компьютерные классы с выходом в Интернет;
- Сайт кафедры зарубежной литературы;
- Фонд кафедры зарубежной литературы.
1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
В лекционном курсе используется как традиционная академическая методика, сочетающая обзорные разделы с монографическими, посвященными изучению творчества отдельных писателей, так и активные и интерактивные формы проведения занятий, такие как: деловые игры, круглые столы, встречи с писателями, критиками, переводчиками зарубежной литературы.
На практических занятиях чаще всего имеет место разбор конкретных ситуаций (см. планы практических занятий), также студенты могут выступать с результатами своих творческих заданий, реферативных исследований, эссе. Большое значение для успешного овладения дисциплиной имеет знание художественных текстов. Допускается замена предлагаемых в басовом перечне текстов на другие, но так, чтобы выбираемый студентом самостоятельно текст соответствовал изучаемой теме.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме тестирования, при оценке ответов на занятиях, во время индивидуального собеседования по результатам самостоятельной работы (формы самостоятельной работы представлены студенту на выбор, студент сам определяет тематику и жанровый спектр своих работ). Некоторые практические занятия проводятся в дискуссионной форме, в форме диспутов, «круглых столов».
2. Требования к выполнению контрольной работы, реферата:
1. Тема должна быть раскрыта. Обязательными являются ссылки на текст, цитирование текста.
2. Грамотное оформление работы. Цитаты следует выносить в постраничные сноски.
Объем работы - 10-15 страниц (с полями). Обязательно наличие плана, введения, заключения, списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СЕМЕСТР