Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

КРИМИНАЛИСТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция

квалификация «бакалавр»

Нижний Новгород

Авторы:

 
Дегтярев С.В. – профессор кафедры уголовно-процессуального права Приволжского филиала ФГБОУВО «РГУП», кандидат юридических наук, доцент.

Чурилов С.Н. – профессор кафедры уголовно-процессуального права, криминалистики и судебной экспертизы Российского государственного университета правосудия, д.ю.н., профессор.

Рецензенты:

Лапшин В.Е. кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД РФ.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Приволжского филиала ФГБОУ ВО «Российского государственного университета правосудия» (протокол № 3 от «24» октября 2014 года).

Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ФГБОУ ВО «Российского государственного университета правосудия» (протокол № 3 от «13» ноября 2014 года).

©Приволжский филиал ФГБОУ ВО РГУП, 2014

© Дегтярев С.В., Чурилов С.Н., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины 4

Введение 6

Тематический план 11

Программа курса 12

Планы семинарских занятий 24

Методические рекомендации по изучению дисциплины 34

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы для студентов очной формы обучения 39

Примерный перечень вопросов для проведения рубежного контроля 41

Примерная тематика рефератов 43

Примеры тестовых заданий 45

Вопросы для подготовки к зачету 46

Литература 50

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины.

Требования к содержанию дисциплины определяются тем, что дисциплина «Криминалистика» является основным учебным компонентом, входящим в цикл дисциплин уголовно-правовой специализации, дающим возможность осуществить углубленное обучение специалистов с высшим юридическим образованием в области уголовного судопроизводства. Требования к содержанию дисциплины, устанавливаются целями, задачами учебной дисциплины, его ролью и местом в системе подготовки специалистов. Как обязательный минимум подлежат изучению следующие вопросы: предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию; взаимодействие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследования; основы криминалистической профилактики и прогнозирования; криминалистическая характеристика преступления; методы криминалистики; идентификация и диагностика; криминалистическая ситуация и версия; моделирование при расследовании преступления; криминалистическая техника; определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием; методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко- и видеоинформации и др.); трасология; судебная баллистика; исследование документов; экспертиза, ее виды; информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности; криминалистическая тактика; следственный эксперимент; тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса; криминалистическая методика расследования; методические основы расследования (преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несовершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее нераскрытым преступлениям и др.); виды методик расследования.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика» подготовлен в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра по дисциплине «Криминалистика» основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки по направлению 030900.62 «Юриспруденция» и включает: объем дисциплины и виды учебной работы; тематический план; программу курса; планы семинарских занятий; примеры контрольных и тестовых заданий; методические рекомендации по изучению дисциплины; примерную тематику курсовых работ; рекомендуемую литературу; вопросы для подготовки к экзамену.

В учебно-методическом комплексе используются сокращения:

ГОУ – государственное образовательное учреждение;

ВПО – высшее профессиональное образование;

ОК - общекультурные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего общества возросла и претерпела существенные изменения преступность. В настоящее время она во все большей степени характеризуется организованностью преступных формирований, их вооруженностью, совершением тяжких преступлений, появлением в преступных структурах групп, осуществляющих безопасность и противодействие органам расследования.

Деятельность преступных структур во все большей мере направлена на совершение преступлений в сфере наркобизнеса, экономики, внешнеэкономической, банковской деятельности. Организованная преступность располагает значительной материальной базой, образованной за счет средств, полученных преступным путем.

Вузовская подготовка юристов является сложным и многогранным процессом. Гармоничное сочетание преподавания комплекса различных дисциплин обеспечивает выпуск высококвалифицированных специалистов, способных активно включиться в охрану общественного порядка, борьбу с преступностью и решение других ответственных задач.

Одной из юридических дисциплин, посвященной проблемам организации предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, является криминалистика.

Криминалистика – наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных средств и методов судебного исследования и предотвращения преступлений».

Учебная дисциплина «Криминалистика» - один из продуктов криминалистической науки, производная от криминалистической науки и поэтому имеет одинаковое с ней наименование, что, впрочем, характерно практически для всех учебных дисциплин. Это специальным образом систематизированная, апробированная практикой обучения и результатами практической деятельности научная криминалистическая информация, усвоение которой позволяет выработать у обучаемого основы криминалистического мышления, а также способность решать на достаточном, профессиональном уровне практические задачи по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений.

Основная цель учебного курса - сформировать у слушателей знание основных положений криминалистики. Через изучение учебной дисциплины «Криминалистика» результаты научных достижений криминалистической науки внедряются в практическую деятельность правоохранительных и правоприменительных органов, положительно воздействуя на ее результаты и, тем самым, повышая эффективность борьбы с преступностью.

В системе высшего образования стратегия обучения задаётся обычно модели специалиста, обучаемого в данном учебном заведении. Содержание модели специалиста представляет собой систему квалификационных требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников данного вуза. Модель специалиста, выпускаемого Российской академией правосудия, ориентирована на подготовку специалистов высшей юридической квалификации, преимущественно для судебной системы Российской Федерации. Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (с указанием кодов, определенных Стандартом[*]):

ОК-1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-2 – способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-3 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-4 - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК -5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-6 – имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

ОК -7 – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-9 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы.

Студент, готовясь к: нормотворческой, правоприменительной; правоохранительной; экспертно-консультационной; педагогической (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений) деятельности должен решать задачи и обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК-1 – готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ПК-2 - готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-3 - готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

ПК-4 - способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

ПК-5 - способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-6 - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

ПК-7 - способен разрабатывать юридические документы;

ПК-9 - готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-10 - готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

ПК-11 - готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-12 – способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

ПК- 13 - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

ПК-14 - способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.

Требования к уровню подготовки специалиста:

- знать предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения пре­ступной деятельности и деятельности по расследованию; криминалистическую технику; криминалистическую тактику; виды методик расследования.

- уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; грамотно составлять документы правового характера, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- иметь представление о моде­лирование при расследовании преступления; о месте компьютеров в структуре средств криминалистической тех­ники и методы решения криминалистических задач с их использованием; о мето­дах криминалистического исследования различных материалов, веществ и сле­дов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз; о информационно-справочном обеспечение кри­миналистической деятельности;

Изучение дисциплины базируется на знаниях следующих дисциплин: «Уголовный процесс»; «Уголовное право»; «Криминология»; «Оперативно-розыскная деятельность»; «Административное право»; «Международное право»; «Юридическая психология»; «Уголовно-исполнительное право»; «Прокурорский надзор»; «Логика»; «Судебная этика»; «Судебная медицина»; «Судебная психиатрия» и др.

Программа и структура курса рассчитаны: на усвоение студентами необходимой и достаточной информации о понятии, предмете, социальной роли и назначении науки криминалистики; на осознание её места в системе юридических наук; на получение представления об истории и современном состоянии отечественной и мировой криминалистики, а главное, на знание и понимание возможностей применения методов и средств криминалистики в решении конкретных задач правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Программа учитывает современное содержание криминалистических знаний: новые теории, понятия, научно-технические средства и методы. При определении структуры программы учитывалась необходимость первоочередного решения именно этих задач обучения. Учитывалось также: ограниченное количество часов для проведения аудиторных занятий; степень обеспеченности специальной литературой и научными разработками по тем или иным проблемам; возможности самостоятельного изучения ряда тем.

Теоретическая часть программы представляет собой 18 тем, которые представлены в определенной последовательности и распределены в пяти разделах. Порядок изучения тем является традиционным. Программа дисциплины является единой для всех форм обучения, но преподавание курса осуществляется по различным тематическим планам, адаптированным соответственно к каждой из форм обучения (очная и заочная).

Основной учебный материал слушателям дается на лекционных занятиях, они предусмотрены по наиболее важным темам.

Полученные знания углубляются на семинарских занятиях, которые проводятся с максимальным использованием обобщенных материалов практики борьбы с преступностью и личного опыта обучаемых, с их ориентацией на практические вопросы, с максимальным приближением обучения к конкретным ситуациям, складывающимся на практике.

Следующей формой закрепления теоретических знаний студентами являются практические занятия. Они проводятся в форме групповых упражнений с использованием элементов деловых игр при выделении различных игровых ролей. На практических занятиях имитируются реальные ситуации, возникающие в процессе расследования преступлений, составляются процессуальные акты.

Моделирование следственных ситуаций осуществляется как на основе специальных компьютерных программ, так и на основе вводных задач. Для имитации следственных ситуаций и подачи вводных используются также видеозапись хода и результатов проведения на практике реальных следственных действий. На практических занятиях непосредственно используются технико-криминалистические средства. Проведение части занятий предполагается на специально оборудованных полигонах.

Помимо указанных форм подготовки специалистов, в процессе обучения в межсессионный период достаточно эффективным и необходимым видом учебной работы является самостоятельная работа студента с нормативными материалами, учебниками и учебными пособиями, монографическими изданиями, а также с периодикой и иными источниками информации.

Курс криминалистики изучается в течение полугода.

Изучение курса заканчивается сдачей зачета.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наши рекомендации