РАЗДЕЛ I. Студенческое волонтерское объединение

Великий Новгород

Авторы:

РАЗДЕЛ I. Студенческое волонтерское объединение - student2.ru

Любомирова

Людмила Викторовна

Основатель и руководитель студенческого волонтерского движения «Молодые – молодым» Медицинского колледжа МПК НовГУ, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации

РАЗДЕЛ I. Студенческое волонтерское объединение - student2.ru

Рожков Евгений Николаевич

Режиссер, автор программ

Студенческого волонтерского движения

«Молодые – молодым»

Оглавление

Оглавление

Пояснительная записка. 3

РАЗДЕЛ I. Студенческое волонтерское объединение«Молодые – молодым». 5

РАЗДЕЛ II. Профилактика курения. 12

РАЗДЕЛ III. Профилактика ВИЧ-инфекции.. 21

РАЗДЕЛ IV. Профилактика наркомании.. 31

РАЗДЕЛ V. Профилактика алкоголизма. 32

РАЗДЕЛ VI. Профилактическое чутьё. 43

РАЗДЕЛ VII. Продолжение следует. 48

РАЗДЕЛ VIII. В качестве эпилога. 52

Пояснительная записка

Сборник методических материалов по организации творческой деятельности студентов, направленной на профилактику негативных явлений в молодежной среде, подготовлен в рамках проекта «Арт-профилактика», который предполагает:

1. Создание широкой сети творческих объединений профилактической направленности, действующих на постоянной основе.

2. Объединение усилий и ресурсов образовательных учреждений, учреждений культуры и дополнительного образования, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан.

3. Укрепление в общественном сознании, в первую очередь молодежи, стойкого иммунитета против наркотиков на основе достоверной информации и эмоционального неприятия.

4. Повышение престижа профилактической деятельности, создание самобытных форм первичной профилактики, моральная и материальная поддержка государством и обществом.

Авторы проекта убеждены, что достижение подобных целей невозможно только в рамках деятельности волонтерского движения и приглашают присоединиться к проекту всех заинтересованных лиц, все организации и учреждения, которые осознают важность поставленных проблем и готовы содействовать их решению.

В дальнейшем авторы готовы предложить реализацию проекта «Арт-профилактика» компетентному органу, общественной организации или иной структуре, способной проводить эту работу в региональном или федеральном масштабе.

Основной вид профилактики, на котором построена наша методика – это выступление в роли обучающего (эффективность – 90%). А тому, как добиться этого, как сделать творческую профилактику не только социальным служением, но и престижной формой организации досуга молодежи, и посвящен сборник. В основе сборника – опыт работы студенческого волонтерского движения (СВД)«Молодые – молодым» Медицинского колледжа МПК НовГУ имени Ярослава Мудрого. Это не мемуарная литература, а именно методика работы. Авторы не дают готовых формул, а рассчитывают своим примером увлечь единомышленников, пробудить у них желание действовать, уберечь о возможных ошибок и пройти тот путь, который прошли они сами, не тратя на это три года с лишним.

Сегодня авторы чувствуют себя горшочком с кашей из сказки братьев Гримм. В рамках волонтерского движения «Молодые – молодым» весь накопленный опыт не реализовать, да и эффективной арт-профилактика может быть только тогда, когда она становится массовым явлением, формирует общественное сознание. Авторы рассчитывают, что резиденты проекта [1] используют наш опыт, нашу методику, нашу практическую помощь. Согласие стать резидентом проекта «Арт-профилактика» не накладывает на человека или организацию никаких обязательств, кроме соблюдения этических принципов проекта: доверие, доброжелательность, честность.

Стремясь сделать творческую профилактику массовым явлением, авторы в то же время хотят предостеречь своих коллег от ошибок, ибо дурно исполненная замечательная идея приводит к обратным результатам (принцип «Не навреди»).

Первой из таких ошибок, если не сказать больше, является поверхностный поход к профилактике зависимостей и ВИЧ/СПИДа, бездумное заимствование чужого опыта и чрезмерное увлечение внешними эффектами. Поэтому авторы не устают повторять, что творческая деятельность такого рода строится в постоянном контакте со специалистами, предполагает большую работу по сбору и анализу информации, выработку четко сформулированной позиции и целей.

Вторая ошибка является следствием первой и связана с чрезмерным увлечением подробностями технологии изготовления, приобретения, культивирования наркотиков, что вместо предостережения может привлечь нездоровое внимание к ним в силу возрастных особенностей нашей целевой аудитории.

По замыслу авторов сам сборник не существует в неизменном виде, а постоянно пополняется новым материалом. Для этого, кроме печатного варианта, он издается в электронной он-лайн версии, которая на первых порах будет публиковаться на странице группы «Молодые-мололым против химической зависимости и ВИЧ/СПИД» (http://vkontakte.ru/club24706560). Это не только убеждает читателей в реальности описываемых явлений, но и наглядно иллюстрирует еще одну форму творческой профилактической деятельности – самостоятельное создание волонтерами видеороликов и слайдшоу для размещения в Интернете и использования в качестве художественного оформления профилактических акций.

И в заключение договоримся о понятиях. «Термин «арт-терапия» был введен врачом и художником Адрианом Хиллом при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. («Изобразительное искусство против болезни» Hill, A. 1945). Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием (Э. Крамер).

Арт-терапия в буквальном переводе с английского — художественная терапия. Акцент здесь делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, графику, скульптуру, дизайн и прочие формы творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины (Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов).»

Термин «арт-профилактика» был предложен волонтерами студенческого волонтерского движения (СВД) «Молодые – молодым» при описании собственной работы по профилактике химической зависимости и ВИЧ-инфицирования среди молодежи. Было замечено, что подготовка театрализованных представлений сопровождается профилактическим эффектом в первую очередь для тех, кто сам её занимается, а, вовлекая своим примером в эту работу новых участников, мы расширяем круг людей, защищенных от опасности стать наркоманами своими знаниями, своей репутацией. Нам известно, что выступление в роли обучающего - это самая эффективная форма профилактики - 90% усвоения.

В отличие от арт-терапии арт-профилактики делает ставку на вербальные виды творческой деятельности (театр, кино, публицистика), предполагающие глубокий анализ явлений действительности, отбор и использование реальных жизненных ситуаций как объект творческой деятельности. В своей работе мы используем теоретическое и творческое наследие русского реалистического театра, основы которого заложены К. С. Станиславским.

В арсенале русского драматического театра не только требование следовать жизненной правде, но и метод действенного анализа, позволяющий за словесной декорацией распознавать истинные мотивы персонажей, их скрытые цели и способы достижения. Приступая к работе над пьесой, режиссер обязан, подобно маститому детективу, разгадать намерения героев, уловить все изменения, происходящие с ними и обнаружить ту единственную нить, на которую нанизаны все события пьесы.

А еще одно отличие арт-терапии от арт-профилактики в том, что первая ОТВЛЕКАЕТ от всего, что связано с формированием зависимостей для пациента, а вторая ПРИВЛЕКАЕТ внимание людей к проблемам зависимостей и учит формировать стойкий иммунитет, основанный на достоверной информации и эмоциональном неприятии.

РАЗДЕЛ I. Студенческое волонтерское объединение

«Молодые – молодым»

История волонтерского движения «Молодые − молодым»

Наши рекомендации