Стратегия и практика работы с Интернетом
Сегодня Интернетом пользуются 22 миллиона россиян, а уже через несколько лет этот показатель вырастет в три-четыре раза (по прогнозу Мининформсвязи, к 2010 году доля населения, пользующаяся Интернетом, составит 60%).
Анализируя представленные далее данные Михаила Труфанова из компании ARTON CONSULTING и учитывая технологические преимущества Интернета, мы пришли к выводу, что этот канал информации в ближайшее время станет одним из лидирующих сегментов рынка рекламных услуг (рис. 6.1).
Во-первых, аудитория Интернета — это наиболее экономически активная часть населения. Кроме того, здесь намного больше людей с высшим образованием и высокими доходами, чем в аудитории любого другого канала информации.
Во-вторых, Интернет включает разные способы передачи информации: радио-, телеэфир и социальные сети, а также многое другое.
В-третьих, в Интернете сконцентрирована дневная «офисная» аудитория (служащие), для которой он является приоритетным средством информирования, в том числе о товарах и услугах, и никакими другими способами до этой части населения невозможно столь же надежно донести информацию в дневное время.
К сожалению, пока в основном аудитория Рунета сконцентрирована в двух городах: Санкт-Петербурге и Москве, но уже сейчас можно назвать примеры успешного проведения PR-кампаний исключительно через Интернет (табл. 6.1). Например, организация игры на портале Rambler, с наградой сотовым телефоном привлекла около четырех миллионов пользователей, которые целый месяц играли в эту игру. А создание игры стоило всего около 60 000 у. е.
Рис 6.1. Социальный состав аудитории Рунета (данные Arton consulting)
Пока еще Интернет затрагивает в большей степени молодежь. Однако время идет, эти люди взрослеют, оставаясь пользователями Всемирной сети. Кроме того, Интернет становится все более необходимым средством работы и развлечений, что само по себе привлекает людей среднего возраста (табл. 6.2).
Интернет предоставляет возможность использовать следующие характеристики целевой аудитории: географическая принадлежность
Таблица 6.1. География аудитории Рунета, % (данные Arton consulting)
Регион | Spybg | Rambler | Среднее |
Россия | 59,5 | ||
Москва | 24,7 | 23,9 | |
Санкт-Петербург | 6,38 | 6,13 | 6,26 |
Таблица 6.2. Возрастной состав аудитории Рунета (данные Arton consulting)
Возрастная группа, лет | Интернет, % | Общество, % |
18-24 | ||
25-34 | ||
35-44 | ||
45-54 | ||
55 + |
(точность определения близка к 100%), актуальный интерес (определяется по контексту сайта, на который зашел человек, или по его поисковому запросу).
Сегодня основные игроки Рунета (Mail.ru, Hndex, Rambler) стараются максимально полно изучить пользователя (например, определить его возраст и пол), предлагая ему заполнить мини-анкеты или изучая его поведение в Интернете.
Интернет как рекламная площадка дает уникальное преимущество — таргетинг (от англ. targeting — нацеливание), т. е. возможность определить, каким именно пользователям показывать рекламу. Возможны следующие виды таргетинга:
· географический (обычно география вашей аудитории четко определена, поэтому этот вид таргетинга очень важен в интернет-рекламе);
· контекстный поисковый;
· социально-демографический;
· по частоте (известно, что 20% пользователей обеспечивает 80% посещений сайтов; следовательно, если вы не будете ограничивать количество показов одному пользователю, то 80% показоввашей рекламы охватят только 20% посетителей площадок, на которых вы ее разместили).
Интернет — это отдельное технологическое направление, на данный момент очень разнообразное, но недостаточно развитое. Оно включает интернет-конференции, обсуждения в чатах, распространение «чернушных» спам-листовок, видео- и аудиороликов, пересылку информационных материалов.
Спам можно классифицировать:
· по типу рассылки: рассылка массовая по адресам или от адреса к адресу;
· по виду информации: текстовые сообщения, рисунок, спам-листовка, видео- и аудиоролики;
· по способу открытия информации: информацию открывает сам адресат или она открывается на компьютере помимо воли пользователя и начинает действовать как компьютерный вирус.
Практика показывает, что распространение информации через Интернет эффективно воздействует на бизнес-элиты и на СМИ.
Широкие возможности интернет-рекламы требуют большой акку^ ратности.
Во-первых, интернет-рекламу очень сложно контролировать. Если вы купили 100 тысяч показов вашего баннера, то в принципе не сможете узнать, сколько раз он на самом деле был показан. Если же вы купили 5000 переходов с сайта, разместившего ваш баннер, на ваш сайт, то сделать это несколько проще: у вас есть собственная статистика посещений вашего сайта, и вы можете удостовериться, что действительно 5000 посещений вашего сайта осуществлены с сайта с вашим баннером. Но в Интернете существует бизнес так называемых «кликеров» (от англ. click — «кликать», т. е. щелкать по баннерам). Людям платят 10-30% от той суммы, которую вы заплатили за переход по баннеру на ваш сайт, и 20-30 человек просто заходят на сайт рекламодателя и «кликают» на ваш баннер. Существует и более технически прогрессивный вариант: создается программа-бот, которая, имитируя разные IP-адреса, изображает визиты на ваш сайт с разных компьютеров по этому баннеру.
Во-вторых, Интернет — почти идеальное средство для негативной рекламы. Есть специализированные сайты, такие как, например, compromat.ru (по слухам, он посещается некоторыми высшими чиновниками государства лично).
В-третьих, высока вероятность того, что вы повысите известность, даже посещаемость своего сайта, но, учитывая общее количество информации, просматриваемой пользователем за один сеанс, это будут «одноразовые» посетители. Многие поисковики определяют не только число пользователей, посещений, визитов, но и вычисляют так называемое ядро аудитории сайта — количество или процент тех людей, которые регулярно заходят на ваш сайт. В зависимости от специфики вашего сайта вам нужно поддерживать этот показатель на оцределенном уровне. Например, сайт, ориентированный на создание субкультуры, должен иметь стабильную аудиторию не менее 60% от числа всех посещений, сетевое СМИ — не менее 40%, а если вы занимаетесь продажей через интернет-магазин товаров долгосрочного пользования, то вас устроят и 20%.
В-четвертых, информация в Интернете распространяется очень быстро и, что не менее важно, там и остается. Если о вашей компании напечатали негативную статью в газете, то через полгода, если вы приложите достаточно PR-усилий, о ней никто и не вспомнит. Если же негативная информация появилась на «раскрученном» сайте, то при поиске по названию вашей компании этот сайт будет появляться на первых местах еще долгое время. Кроме того, статью в газете перепечатают от силы два-три издания, а в Интернете «жареный» материал может в течение суток оказаться на десятках сайтов.
В-пятых, информация в Интернете, особенно яркая, сразу вызывает поток комментариев. Вы можете поместить хвалебную статью на активно посещаемом ресурсе и получить несколько десятков негативных, даже нецензурных, комментариев уже через три-пять часов. Поэтому перед размещением интернет-материалов следует проводить их экспертизу и очень внимательно отслеживать все комментарии в форумах и блоках.