Защита курсовой работы. Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия автором темы работы
Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.
На защите необходимо показать не только знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.
Ha защите выступают с заранее подготовленными тезисами доклада и презентацией, обосновывающими логику изложения материала и полученные выводы. Желательно излагать доклад свободно, не читая письменного текста. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной.
В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов.
При выступлении с докладом следует стремиться к выразительности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если говорить торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень сильно снизится. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям. В ходе доклада необходимо быть обращенным лицом. Если необходимо повернуться к аудитории боком, надо усилить громкость голоса.
В ходе доклада следует использовать заранее подготовленные иллюстрации (презентацию). К иллюстрациям необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по ходу доклада, избегая бесцельного обращения к ним. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе отмечаются таблицы, графики и т.д., а студент к ним не обращается.
После выступления с докладом преподаватель может задать любые вопросы по работе, уточнить полученные выводы и результаты. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе выполнено лично Вами? В чем состоит актуальность?», «В чем практическая значимость работы?», «Каковы перспективы дальнейшего развития темы исследования?», «Чем отличается предложенное вами определение (методика) от ранее разработанных?», «Какова практическая значимость приведенной классификации?».
Может быть предложено два способа подготовки ответов на вопросы. Первый способ заключается в записи всех вопросов, обдумывании и изложении ответов на каждый из них. Второй способ предполагает формулирование ответа сразу после получения вопроса. Если иметь право выбора, то, конечно же, следует воспользоваться первым способом. Но в каком порядке не строились бы ответы на вопросы воспользуйтесь одним простым советом: вопрос нужно прежде всего четко понять (для этого можно и уточнить отдельные детали у задающего) и обязательно его точно записать.
Ответы должны быть краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Многим экзаменаторам свойственно принимать склонность к сомнению за неуверенность знаний. Поэтому на вопросы следует отвечать уверенно и четко. Следует давать самый короткий из всех возможных ответов и не повторять фрагменты доклада.
После получения вопроса не надо спешить сразу отвечать. Как следует надо осмыслить вопрос, сконцентрироваться (для этого иногда рекомендуют сосчитать до трех) и только тогда отвечать. Для подготовки ответа можно попросить у спросившего дополнительное время (как правило, до 5 минут). Для подготовки к ответу разрешается пользоваться самой работой.
При ответах нецелесообразны к употреблению следующие выражения: мы сталкивались с этим (столкновение подразумевает конфликт, лучше употреблять «встречались»); выше мы говорили... и как будет показано ниже... (выше и ниже — понятия, применяемые к печатному тексту, но не к выступлению; лучше употреблять ранее мы говорили... и как будет показано позже...).
В ходе ответов не следует употреблять слова-«паразиты»: «так», «так сказать», «понимаете», «значит», «вот», «это самое» и др. Эти слова не несут никакой смысловой нагрузки и бесполезны, а кроме того их употребление доказывает неуверенность в ответе. Использование слoв-«паразитов» вызывает чувство раздражения у принимающего.
Поступившие вопросы не следует объединять, ответ должен готовиться на каждый вопрос. Если при ответе на вопрос возникает необходимость обратиться к ранее приведенным в ответах доказательствам, то обычно это делается путем употребления фразы: «Ранее было обосновано, что...».
Несмотря на то, что к защите работы детально разобрались во всех аспектах исследованной темы, некоторые вопросы могут оказаться затруднительными. Из сложной ситуации достаточно легко позволяет выйти следующие универсальные ответы: «Исследование данной проблемы не входило в поставленные в работе задачи. Данная проблема представляется весьма интересной, и в дальнейшей своей работе мы постараемся определить пути ее решения» или «Задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ экономической литературы показывает, что...».
После доклада и ответов на вопросы, при необходимости, зачитывается отзыв и рецензия на курсовую работу, либо основные выводы из отзыва и рецензии.
Если в отзыве или рецензии поставлены вопросы, то защищающемуся студенту предоставляется время для ответов.
По окончании защиты, по желанию или в случае спорных положений, может быть предоставлено заключительное слово.
В каждом учебном заведении разрабатываются свои критерии оценки курсовых работ. Но всегда оценивается: содержание и защита работы.
Оценка по курсовой работе сообщается сразу же после защиты.