Тема 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Аннотация
Воздействие сети Интернет на турагентов и туроператоров. Новые методы электронного распределения. Технология динамического пакетирования. Кибер-посредники на туристском рынке (e-booker.com, lastminute.com). Индивидуальное и динамическое пакетирование. Специализированные турагенты и электронная торговля.
Характеристика АСУ турфирмой.
Конспект лекции
Для всей индустрии туризма наступил период беспрецедентных перемен. Развитие новых технологий и телекоммуникаций, сопровождающееся небывалым подъемом электронной торговли, оказали огромное воздействие на туристский маркетинг, открыв новые каналы распределения продукта.
Более того, туристский сектор играет ведущую роль в электронной торговле, значительно опережая продажу книг, музыкальной продукции и компьютеров. Многие специалисты считают, что 33% всех онлайновых сделок приходятся на долю туризма.
Однако, первоочередная задача, которая стоит перед онлайновыми туристскими агентствами, состоит в том, чтобы убедить пользователей сети в эффективности инструментов для покупок в режиме он-лайн, поскольку все больше потребителей используют Интернет для изучения туристской информации. Теперь задача турагентств состоит в том, чтобы убедить посетителей сайтов делать покупки в режиме он-лайн.
Воздействие сети Интернет на турагентов и туроператоров можно представить в соответствии с концепцией Портера (рис. 17).
Рис. 17. Пять сил Портера
В туризме произошли следующие структурные изменения под воздействием сети Интернет:
· новые конкуренты;
· новые продукты;
· дифференциация и индивидуализация продуктов;
· новые модели электронного бизнеса;
· яростная глобальная и диагональная конкуренция.
Воздействие сети Интернет на туристский спрос:
· потребители хотят, чтобы их лучше обслуживали;
· потребители имеют доступ к большему количеству информации и могут легко менять поставщиков;
· потребители хотят, чтобы информация была лучше;
· потребители становятся более мобильными, критичными и менее лояльными;
· потребители более чувствительны к цене;
· потребители склонны отдыхать чаще, но короче;
· потребители принимают решение в последний момент;
· потребители становятся создателями продуктов и цен на них.
Технология динамического пакетирования впервые была применена в 2003 году на сайте easyjet.com. Суть данной технологии: программный продукт разработан так, что при увеличении спроса на продукт, цены поднимаются, при снижении спроса, падают и цены; если спроса нет, цены стоят на месте или снижаются. Эту технологию в последствие стали использовать поставщики туруслуг (распределительная сеть).
Кибер-посредники в сфере туризма представляют компании различного профиля:
· lastminute.com;
· ebookers.com;
· hoteldiscounts.com;
· eBay.com.
Ebookers – крупнейшее в Европе турагентство, работающее в режиме «он-лайн» (согласно отчету PhoCusWright за 2001 год). Ebookers – пан-европейская туркомпания, которая продает продукты как «он-лайн» и «офф-лайн» и существует с 1999 года. Ebookers имеет более 700 сотрудников во всей Европе, 140 из них работают на территории Великобритании. Компания внесена в списки Лондонской фондовой биржи и Neuer Markt in Frankfurt.
Несколько цифр: в 2005 году
· продано 383 783 билетов;
· посетители входили на веб-сайты 25 миллионов раз;
· 850000 зарегистрированных пользователей.
Ebookers обслуживает сегменты досуга и мелкого бизнеса на европейском рынке путешествий. Деятельность Ebookers сосредоточена на «договорных авиатарифах» (78% от общего объема продаж за прошлый год). Публикация тарифов: «регулярные» авиатарифы публикуются на ГСР. Договорные тарифы: авиалинии зачастую не могут продать все места на своих рейсах по опубликованным тарифам. Излишки передаются независимым третьим сторонам, которые предлагают билеты со скидкой 30-65% к опубликованным «регулярным» тарифам авиалиний. Ebookers индивидуально обговаривает дисконтный тариф с более чем 120 авиалиниями и 14000 гостиниц, а также с крупнейшими компаниями по аренде автомобилей и организации круизов.
Ebookers сосредоточен исключительно на европейском рынке. Ebookers физически присутствует в 11 странах: в них работают кол-центры и обслуживаются клиенты.
Ebookers зарабатывает деньги на:
· на опубликованных тарифах (Ebookers получает с каждого проданного билета комиссионные 5-10 процентов. Также предусмотрены поощрения и бонусы за достигнутые результаты);
· на договорных тарифах (Ebookers имеет возможность устанавливать размеры доходов от каждого билета. Обычно это приблизительно 8%);
· на других продуктах (Ebookers зарабатывает комиссионные или доход в размере 5-10 процентов. Кроме того, при этом компания инвестирует средства и зарабатывает процент).
Реакцией традиционных туроператоров на новшества на рынке стала возможность индивидуального пакетирования (рис. 18, 19).
Рис. 18. Иллюстрация с сайта туроператора Lunn Poly
Преимущества динамического пакетирования:
· нет необходимости собирать пакеты заблаговременно;
· различные компоненты можно выбирать, связывать и оценивать в реальном времени, в момент продажи, в ответ на запросы клиента или агента по бронированию;
· процесс пакетирования определяется правилами пакетирования, которые устанавливает оператор, а выбор каждого клиента формирует:
– отклик системы пакетирования,
– поведение компонентов,
– конечную цену и
– набор включенных в пакет компонентов.
Рис. 19. Иллюстрация с сайта туроператора Thomson
Пример динамического пакетирования: выбор авиарейса влияет на варианты размещения, а выбор гостиницы, в свою очередь, воздействует на дополнительные возможности. Пакет из определенного рейса, гостиницы и аренды автомобиля может стоить $1000. Пакет с повышенной категорией гостиницы может включать также экскурсию на полдня и аренду автомобиля более высокого уровня. При этом стоимость пакета составит $1150.
Правила динамического пакетирования могут быть определены в зависимости от сочетания компонентов, сроков поездки, элементов формирования цен, специальных условий и других факторов.
Современный уровень развития турбизнеса и жесткая конкуренция в этой области придают особую важность информационным системам туристских фирм. Функциональные возможности этих систем должны обеспечивать ввод, редактирование и хранение информации о турах, гостиницах, клиентах, о состоянии заявок, предусматривать вывод информации в форме различных документов: анкет, ваучеров, списков туристов, описаний туров, гостиниц, рассчитывать стоимость туров с учетом курса валют, скидок, контролировать оплату туров, формирование финансовой отчетности, экспорт-импорт данных в другие программные продукты (Word, Excel, бухгалтерские программы) и прочие возможности. Эти системы не только ускоряют процесс расчетов и формирования документов, но и могут уменьшать стоимость услуг (турпакета). Заказ индивидуальной программы для автоматизации формирования, продвижения и реализации турпродукта стоит достаточно дорого, и это могут позволить себе очень крупные фирмы.
Разработка специализированных программных средств для автоматизации внутрифирменной туристской деятельности на Западе началась примерно в 1970-е гг. Например, такая система, как DPAS, автоматизирует расчетные процедуры и пригодна для небольших агентств. Она является собственностью фирмы Travicom и доступна в ее основной системе. Значительным событием был ввод в действие системы TAB (Thomson Automatic Banking) и подключение к ней агентов фирмой Thomson Holiday в 1988 г. Эта система была соединена с системой резервирования ТОР фирмы Thomson и автоматически формировала счета турагентам по всем сделкам, осуществлявшимся через ТОР. Хотя понадобилось некоторое время для ее внедрения в агентствах, это был первый шаг к EFTPOS (Electric Fund Transfer at Point of Sale — электронная система расчетов в момент продажи). Система широко распространилась в последующие несколько лет и имела большое значение для ускорения оборачиваемости денег в агентствах.
Разработками специализированных программных продуктов для туристского и гостиничного бизнеса в настоящее время занимаются несколько российских фирм: «Арим-Софт» (программы TurWin, «Чартер», «Овир»), «Само-Софт» (программа «Само-Тур»), компания «Мегатек» (программный комплекс «Мастер-Тур»), «Туристские технологии» (программа комплексной автоматизации «Туристский офис»), «Интур-Софт» (программа Travel Agent-2000), ANT-Group (система ANT-Group), «Рек-Софт» (комплекс «Эдельвейс», «Барсум», «Реконлайн») и др. На рынке программных продуктов представлено несколько компьютерных систем, позволяющих автоматизировать внутреннюю деятельность туристской фирмы. Как правило, эти системы позволяют вести справочные базы данных по клиентам, партнерам, гостиницам, транспорту, посольствам, а также вести учет туров и платежей, прием заказов и работу с клиентами, формирование выходных документов и т.д. Практически все программные комплексы обеспечивают формирование бухгалтерской отчетности и часто импорт-экспорт данных в специализированные бухгалтерские программы, такие, как 1С и др.
Успешное функционирование туристского агентства возможно только тогда, когда обеспечена связь туроператор — турагентство и выход в глобальные системы бронирования и резервирования. Программный комплекс «Само-Тур» также позволяет формировать и отправлять заявки на бронирование туров и гостиниц с автоматическим уведомлением о получении брони. Наряду с автоматизацией внутренних функций турфирм удаленное бронирование туристских услуг обеспечивает специально разработанная система Continent-ANT. Она позволяет туроператору работать в режиме реального времени с сетью турагентств, находящихся на территории России, и осуществлять бронирование турпакета в целом, включая авиаперевозки, услуги, гостиницы.
Множество программных продуктов можно условно разделить на туроператорские, турагентские, универсальные (рассчитаны как на агентов, туроператоров, так и на продавцов билетов).
Информационные системы туроперейтинга приобретают все большую популярность, поскольку в настоящий момент решающим доводом в конкурентной борьбе становятся капитал и информационные технологии. Универсальные программы в скором времени будут более распространены, поскольку предусматривают возможность предоставления различных услуг. Немаловажным является возможность самостоятельного моделирования и доработки операционной системы, что способствует индивидуализации турфирмы.
Контрольные вопросы
1. Каким образом Интернет влияет на деятельность туроператоров и турагентов?
2. Какие структурные изменения произошли в сфере туризма под воздействием Интернет?
3. В чем заключается технология динамического пакетирования?
4. Приведите примеры кибер-посредников.
5. Дайте характеристику кибер-посредника Ebookers.
6. Назовите преимущества динамического пакетирования.
7. Перечислите автоматизированные системы управления турфирм.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ