Оценка результатов анкеты
Посмотрите на то, какие цифры вы проставили, если в основном стоят цифры 0 и 1, то проблем у вас
Посмотрите на то, какие цифры вы проставили, если в основном стоят цифры 0 и 1, то проблем у вас совсем немного, а значит, вам незачем проходить этот курс.
Но если у вас стоят цифры в 2 балла и выше, то милости просим. Давайте попробуем определить, какие ошибки мышления свойственны именно вам. Если у вас от 2 до 4 в вопросах:
- 1-5, то вы совершаете ошибку по типу «Синдрома маленького цыпленка»;
- 6-10, то «Чтение мыслей»;
- 11-15, то «склонность все относить на свой счет»;
- 16-20, то «доверие своему пресс секретарю»;
- 21-25, то «доверие критикам»;
- 26-30, то «максимализм»;
- 31-35, то «болезненное сравнение»;
- 36-40, то «а что если…»;
- 41-45, то «ты должен!»;
- 46-50, то «да, но …».
Наши мысли о той или иной ситуации могут упростить ее или превратить в неразрешимую проблему, успокоить нас, либо встревожить.
Возможно, вы читали сказку «Глупая Эльза». В ней повествуется о том, что в одной семье росла дочка. Однажды в ости к родителям пришли гости и отец отправил свою дочь Эльзу сходить в подвал и принести что-то из еды. Когда Эльза подымалась из подвала наверх, она обратила внимание на то, что одна ступенька выше остальных. Тут в голове у Эльзы пронеслось примерно следующее: «Я вырасту, выйду замуж, родиться у меня сыночек. Однажды придут к нам гости. Пошлю я его в подвал за солониной, он побежит, оступиться, упадет и разобьется. Бедная я, несчастная! ПОГИБ МОЙ СЫНОЧЕК! НЕТ МНЕ УТЕШЕНИЯ!» И села она в подвале и горько разрыдалась над своей невосполнимой утратой - гибелью своего сына. Вот только Эльзе на тот момент годков было примерно 9-10, сына у нее никакого еще и в помине-то не было!
Несомненно, то, что происходящие в нашей голове процессы влияют на наш образ мыслей, а образ мыслей определяет предпринимаемые нами действия.
Советую вам читать по одной ошибке за один раз. Эти типичные ошибки допускают отнюдь не глупые люди. Однако, они могут оказать огромное влияние на принятие решений, самочувствие, на восприятие себя самого и окружающих. В каждой главе будет рассказано о том, как распознавать эти ошибки, как избегать этих ошибок и их вредоносного влияния на вас и вашу жизнь.
Наиглупейших ошибок.
- Синдром маленького цыпленка. Есть такая детская сказочка. На маленького цыпленка упал с дерева орех и стукнул его по голове, но цыпленок подумал, что на него обрушился небесный свод. Аналогичным образом люди часто приходят к совершенно катастрофическим умозаключениям, не давая себе труда задуматься хотя бы на минуту. Испуг повергает человека в состояние душевного и умственного паралича.
- Чтение мыслей. Одна из самых бережно лелеемых иллюзий заключается в том, что мы уверены в своем умении читать чужие мысли и в способности окружающих ориентироваться в скрижалях нашей души. «Я ничего не стану ему говорить, он должен сам догадаться.»- очень распространенное утверждение, неизменно ведущие к глубокому разочарованию, когда в конце концов становится ясно, что человек не только не знал того, что якобы должен сделать, но даже не подозревал о том, чего вы от него ожидали.
- Склонность все относить на свой счет. Многие готовы нести личную ответственность абсолютно за все происходящее. Они в ответе и за чье-то плохое настроение, и за плохую погоду, и за землетрясение на краю света. Естественно, им не остается ничего другого, как только сердиться или расстраиваться.
- Доверие своему пресс-секретарю. Эта ошибка заключается в святой уверенности в том, что некое достижение в какой-то одной области гарантирует успех и во всех остальных сферах жизни без тех усилий, которые в свое время были приложены для первой победы.
- Доверие критикам. Ошибка противоположная предыдущей. Она заключается в том, что бы вы без рассуждений принимали на веру любую критику в свой адрес, не задумываясь над тем кто судит и была ли в том ваша вина действительно.
- Максимализм. Данное качество означает стремление к совершенству во всех областях. Звучит тезис просто замечательно: вряд ли кто-либо будет спорить с тем, что установление высоких стандартов - дело хорошее. Но требовательность становится неуместной, когда ваши стандарты становятся настолько высоки, что вы не можете даже приблизится к их уровню. Достаточно глупо стремится к стопроцентному совершенству и получить нулевой результат.
- Болезненное сравнение. Сравнение и выявление контрастов – достойный способ анализа различий. Но люди часто страдают от того, что обращают внимание только на те из них, которые говорят не в их пользу, либо когда слепо принимаются на веру негативные оценки окружающих.
- «А что если …» Тревога! Тревога!! Тревога!!! Вот к чему ведет этого типа мышление. Вас беспокоит нечто, чего вообще не существует или вероятность чего близка к нулю. Т.о., обоснование тревоги о здоровье и благосостоянии дополняются пустыми хлопотами, снижающими потенциал, который вы могли бы использовать для противостояния реальным трудностям.
- «Ты должен!» Должен. Обычное, повседневное слово, но только не тогда, но только не тогда, когда оно обозначает приказ, не подлежащий обсуждению. Иначе самое обиходное слово превращается в указующий перст, требующий: «Не смей уклоняться от указанного пути хотя бы на сотую долю миллиметра – не то горько пожалеешь! Ты будишь виноват, тебе будет стыдно!» Люди, которые часто применяют по отношению к себе слово «должен», сами строят вокруг себя тюремные стены. Они настолько сосредоточены на том, что они должны или должны были бы сделать в прошлом, что у них просто нет времени задуматься, как это делается в настоящем и что им предстоит совершить в будущем.
- «Да, но …». Человек, часто употребляющий такие выражения, всегда и во всем находит какие-то отрицательные стороны, которые перевешивают все положительное, или сочиняет фантастические оправдания любым негативным явлениям. Люди такого склада часто перекрывают дорогу окружающим, да и самим себе.
Методы когнитивной терапии успешно помогают людям избавиться от рутинных, повседневных эмоциональных ошибок, сбивающих с толку самых здравомыслящих людей. Если вы однажды сами почувствуете, что способны самостоятельно осознать и пересмотреть мысли, которые проносятся у вас в голове, вы дадите разуму в трудную минуту прийти вам на помощь.
Основная идея методики когнитивной терапии заключается в том, что от вредных привычек можно избавиться. Процесс изменения неправильной манеры мышления ничем не отличается от коррекции дурных манер поведения. В наших силах выработать новые привычки, куда более здоровые и полезные, чем старые.