Как работать с метапрограммами?
1. Признавая, что метапрограммы определяют общее направ
ление сознания. Метапрограммы отличаются от убеждений, по-
скольку они обычно функционируют в намного более обобщен-
ном виде, чём убеждения. Они скорее функционируют как фокус
сознания, чем определяют содержание конкретного убеждения,
Руни пишет:
Они действуют скорее как направление, тенденция, общее указание, посредством которого мы осуществляем селекцию, или канализируем входящую информацию, которая позже превратится в убеждения (Rooney, 1990).
2. Признавая, что метапрограммы зависят от контекста. Че
ловек может проявлять крайне выраженную внутреннюю ориен-
тацию в одном жизненном контексте (например, в области духов-
ных поисков, когда он уходит внутрь себя, чтобы найти смысл,
невзирая на слова и действия окружающих) и крайне выражен
ную внешнюю ориентацию в другом (например, на работе, следуя
указаниям и наставлениям других людей). Контекстная зависи
мость метапрограмм предполагает, что хотя наши метапрограм
мы функционируют согласованно внутри данной области, они часто
действуют совершенно иначе в другой сфере. Хотя бывают исклю-
чения, ожидайте согласованности метапрограмм внутри данной,
сферы. Нам необходимо постоянно задаваться вопросом о контек
сте, внутри которого мы используем данную метапрограмму, и о
контекстах, в которых мы ею не пользуемся.
Метапрограммы также зависят от культурного контекста. Стиль сортировки может стать привычным для целой группы людей, так что определенные метапрограммы могут доминировать среди тех или иных расовых, религиозных, семейных или политических групп. Это означает, что значительный процент людей в данной стране, обществе, области, поколении, экономической системе, образовательном учреждении и т. д. может благоволить к определенному метапрограммному стилю, обусловливающим мышление, эмоции и т. д. Изучая метапрограммы, принимайте это во внимание. Характеризует ли данный стиль структурирования мыслей и эмоций какие-либо большие группы, с которыми некий человек
Ттва 2. Метапрограммы для понимания людей______________ 73
себя связывает? Например, фундаменталистский склад мышления, будь то политический или религиозный фундаментализм, в области перцептивно-категориальной сортировки (№ 6) придерживается полярностей, используя категории черного и белого. Что характерно, крайний «либерал» будет проявлять аналогичный стиль мышления. Умеренные, по определению, находятся где-то посередине и поэтому сортируют, используя весь континуум.
3. Полагая, что метапрограммы функционируют в континуу
ме.Человеческие существа не обязательно существуют в виде того
или иного паттерна (или/или). Хотя некоторые люди действительно
обрабатывают информацию полярным образом в одной-двух ме-
тапрограммах, обычно мы оказываемся где-то в промежуточной
зоне континуума. Поэтому мы должны задать вопрос: «В какой
степени/насколько сильно у меня или у другого человека выра
жен данный паттерн структурирования мышления или эмоций?»
4. Ожидая, что метапрограммы будут функционировать
в зависимости от «состояния».Это означает, что наши метапро
граммы сильно зависят от нашего ментально-эмоционального
состояния в данное время. Используемая метапрограмма может
быть той или иной в зависимости от нашего внутреннего состоя
ния (внутренний контекст), ситуации (внешний контекст),
в которой мы оказываемся, и уровня напряжения, которое мы
испытываем. Поэтому нам нужно также задаться вопросом осо
стоянии человека. Как мы воспринимаем происходящее в стрес
совом состоянии в противовес спокойному и расслабленному?
Как мы мыслим и чувствуем, когда находимся в группе в проти
вовес пребыванию в одиночестве? В условиях избытка и в усло
виях недостатка ресурсов?
Как правило, большинство людей, оказавшись в «стрессовой» ситуации, переживают ее ассоциированно (№ 15). В этом случае вы можете рассчитывать, что человек будет воспринимать происходящее близко к сердцу и демонстрировать другие когнитивные искажения, обусловленные страхом, ожиданием катастрофы, упреками и т. д. Подобная ассоциация с состоянием стресса предполагает сигналы «опасности» или «перегрузки», поступающие в мозг, который затем активизирует механизм «бей/беги». Когда это происходит, автономная нервная система переходит к глухой обороне. К сожалению, в большинстве ситуаций современной жизни Данный паттерн реакций служит плохую службу! Но если человек использует его как свою метапрограмму, результат будет именно таким. Зная, как «читать» подобную реакцию, мы обретаем спо-
74 Щаапь I. Понимание паттернов сознаний
собность диссоциироваться от переживания и побуждаем других людей также делать это.
5. Отказываясь от морализаторства в отношении метапрограмм. Метапрограммы не имеют ничего общего с моралью (то есть с понятиями «правильно» или «неправильно», «хорошо» или «плохо»,-«верно» или «неверно»). Не существует какого-то этически «правильного» способа фильтровать информацию. В определенных контекстах какие-то метапрограммы будут работать намного продуктивнее, чем другие. Однако описанные стили дают нам только возможные варианты способов обработки информации и формирования» реакций. Они не предписывают, «как все должно быть» в настоящем и тем более в будущем.
Метапрограммы функционируют ка*с ряд особенностей, которые мы можем выявить в информации. Поэтому мы рассматриваем их не как «истинные» или «ложные», а как полезные или бесполезные б данном контексте и в определенное время. Человеческий мозг настолько удивителен и сложен, что мы не можем классифицировать его работу в подобном ключе. Метапрограммы лишь обеспечивают нас полезным инструментом осмысления человеческого поведения (например, информационная обработка посредством нашей неврологии). В НЛП мы также не используем их как некий новый способ навешивания ярлыков и категоризации людей. Если эти особенности позволяют нам продуктивнее понимать себя и других, тогда они представляют для нас ценность. cv 6. Ожидая последовательности, но не постоянства. Когда мы структурируем информацию на метауровне, мы приходим к устойчивому ощущению «я» и реальности — за счет формирования текущих когерентных паттернов. Хотя метапрограммы гибки и изменчивы, они тем не менее придают нашему повседневному опыту ощущение стабильности. Это может вызвать псевдоощущение наличия неизменяемой «личности» или «темперамента». Руни пишет об этом так:
Еслимы используем внутреннюю систему, отсчета в сфере духовности, то будем последовательно функщюнировать даннымофаюмвовсехдуховныхгроявленияхивлюбое время (Rooney, 1990).
Это превращается в привычку.
'-5 Привычки, несмотря на все их негативное давление, придают нашим действиям последовательность и регулярность. Это касается и наших метапривычек мышления. Кодируя и обрабатывая
Гплва 2. Метапрограммы для понимания людей_______________ 75,
информацию, мы неизбежным образом следуем определенным паттернам. В силу этой нашей особенности мы и можем выявлять паттерны в мышлении людей.
7. Предвидя, что люди будут меняться в зависимости от контекста и времени. Когда мы растем и взрослеем, меняются паттерны, используемые нами при поиске смысла. Паттерны мышления не функционируют как перманентные, статичные «черты», Намного чаще они действуют как состояния.
Например, в случае «нормального» и здорового перехода от детства к взрослой жизни мы обычно ожидаем, что человек поменяет зависимость от окружающих (внешнюю) на зависимость от собственных представлений, ценностей и убеждений (внутреннюю). Как правило, это характеризует здоровое личное «центрирование».
Ллойд (Lloyd, 1989) решил заняться исследованием данного вопроса. Его диссертация «Влияние представлений о ролевых ожиданиях на выполнение тестов» посвящена изучению гипотезы о чертах личности — именно она стоит за разработкой ряда психометрических тестов (Анализ темперамента Тейлора-Джонсона и т. д.). Он проверил то допущение теории черт, согласно которому личность человека не меняется на протяжении лет и не изменится, если вы попросите его выполнить тест, когда он находится в разных состояниях.
Однако эксперименты с выполнением тестов демонстрируют совершенно обратное. Показываемые людьми результаты сильно меняются, если они представляют, что выполняют тест в «18-летнем возрасте», в «нынешнем состоянии», «когда им будет 60» и т. д. Другими словами, состояние (пусть даже воображаемое) опреде^ ляет «черту».
В итоге, поскольку метапрограммы описывают наши ментально-эмоциональные категории внутренних паттернов, они определяют, какой информацией мы воспользуемся и как мы сформулируем наше «мировоззрение» и наше «представление о себе». Зная это, мы можем работать с другими людьми спокойно, вдумчиво, уважительно и терпеливо. Нам не нужно нападать на чьи-то конкретные метапрограммы или раздражаться по их поводу. Зная это, мы также можем точнее предугадывать, как поведет себя tot или иной человек.
Если мы будем помнить, что описанные программы не существуют в виде объектов или постоянных черт, мы сможем отказаться от помещения людей в концептуальные ячейки. Вместо этого
76_____________________ Часть I. Понимание паттернов сознания,
мы получим возможность эмпатически понять наших партнеров, по отношениям и коммуникации. Помните, что люди не эквивалентны своим программам — они лишь проявляют определенные, стили мышления и эмоций в тех или иных контекстах в то или иное время и могут иногда приобретать некоторые действитель^ но укореняющиеся ментальные и эмоциональные привычки.