Лабораторная работа № 13
Тема:MSAccess. Создание базы данных автобусного парка
Цель:закрепить теоретические знания и получить практические навыки по созданию базы данных и вводу данных в базу данных
Задание:
1. Создать базу данных автобусного парка и ввести данные в базу данных
Порядок выполнения:
1) запустить программу MS Access (Пуск → Программы → Microsoft Office → MicrosoftAccess 2010), в открывшемся окне задать указать путь для создания базы данных, имя базы данных (файла)Автобусный парки щелкнуть по кнопкеСоздать, откроется окно Таблица 1;
2) создать в режиме Конструктора таблицу Автобусы, для этого в открытом окне Таблица 1 в группе Режимы щелкнуть по кнопке Режим, выбрать Конструктор и в открывшемся окне Сохранение для таблицы 1 дать имя Автобусы, щелкнуть OK, откроется макет для ввода полей в таблицу Автобусы(структура таблицы Автобусы приведена ниже).
В макет таблицыАвтобусы ввести последовательно все поля таблицы, задавая при этом тип данных, заполняя описание и указывая размер поля. При вводе формата для поля Объем щелкнуть по свойству Размер поля, затемщелкнуть по флажку (галочка справа) и в открывшемся списке размеров полей выбрать целое.
Назначить ключевое поле таблицы: Номер автобуса, для этого выделить поле Номер автобусаи, удерживая нажатой клавишу Shift, щелкнуть слева от поляНомер автобуса. Затем щелкнуть по значку Ключевое поле в группе Сервис на вкладке Работа таблицами. Конструктор. Сохранить таблицу.
Структура таблицы «Автобусы»
Имя поля | Тип поля | Размер поля (формат поля) |
Номер автобуса | текстовый | |
Марка | текстовый | |
Дата выпуска | дата/время | краткий формат даты |
Дата капремонта | дата/время | краткий формат даты |
3) создать в режиме Конструктор таблицу Поездки, для этого перейти на вкладку Создание и в группе Таблицы щелкнуть Конструктор таблиц, появится окно Таблица 1. Выполнить ввод полей таблицы Поездкианалогично вводу полей таблицы Автобусы, но со своими значениями из структуры таблицы Поездки. Ключевых полей в таблице нет. Сохранить таблицу
Структура таблицы «Поездки»
Имя поля | Тип поля | Размер поля (формат поля) |
Дата | дата/время | краткий формат поля |
Номер автобуса | текстовый | |
Номер маршрута | текстовый | |
ФИО водителя | текстовый | |
Количество поездок | числовой | целое |
Выручка | числовой | целое |
Пробег | числовой | целое |
4) создать межтабличные связи, для этого вкладка Работа базами данных → группа Отношения→Схема данных. В появившемся окне Добавление таблицы выбрать таблицу Автобусы и щелкнутьДобавить, затем выбрать таблицу Поездки и снова щелкнуть Добавить, затем щелкнуть Закрыть. В окне Схема данных появится две таблицы. В таблице Автобусы выделить Номер автобуса и при нажатой левой клавише мыши перетащить его на аналогичное поле в таблице Поездки. В появившейся таблице Изменение связей в обеих таблицах (в главной и связанной) должно быть выбрано одно поле Номер автобуса. Далее щелкнуть Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление связанных полей, Каскадное удаление связанных записей иСоздать. Созданный тип отношения должен быть Один-ко-многим. Закрыть окно Схема данных, сохранив при этом изменение макета схемы данных;
5) ввести данные в таблицу Автобусы, для этого в окнеВсе объекты Accessвыбрать таблицу Автобусыи ввести данные согласно таблице:
Данные для заполнения таблицы Автобусы
Номер автобуса | Марка | Дата выпуска | Дата капремонта |
НС 12-56 | ЛИАЗ | 15.06.2002 | 15.08.2010 |
НФ 19-13 | ПАЗ | 25.06.2005 | 31.07.2013 |
НА 14-53 | ЛИАЗ | 14.02.2000 | 24.03.2010 |
НБ 16-45 | ЛИАЗ | 26.08.2008 | 31.08.2013 |
НК 15-95 | ПАЗ | 21.04.2009 | |
НВ 12-12 | ЛИАЗ | 25.01.2008 | 16.03.2013 |
НЖ 15-23 | ПАЗ | 09.02.2003 | 15.03.2009 |
6) подготовить форму для заполнения данными таблицы Поездки, для этого
а) в окне Access выделить таблицу Поездки, затем перейти на вкладку Создание и в группе Формы щелкнуть Форма (создание формы для ввода данных по одной записи за один раз), в окне появится макет формы Поездки. ВыполнитьЗакрыть окно Поездки, сохранив при этом изменения макета формы, в окне Сохранение задать форме имя Поездки. В окнеВсе объекты Accessпоявится группа Формы, а в ней появится значок формыПоездки;
б) выполнить оформление формы Поездки, для этого открыть ее, затем на вкладке Главная в группе Режимы щелкнуть Режим и выбрать Режим макета, появятся новые контекстные вкладкиРабота с макетами форм (Конструктор, Упорядочить, Формат),спомощью которых и будет осуществляться оформление формы. Для оформления выполнить следующее:
- в группе Темы на вкладке Конструкторщелкнуть кнопкуТемы и выбрать темуГлавная;
- щелкнуть в группе Колонтитулы на вкладке Конструкторкнопку Эмблема, выбрать рисунок и вставить его в форму;
- удерживая клавишу Shift последовательно выделить все названия полей формы: Дата, Номер автобуса, Номер маршрута, ФИО водителя, Количество поездок, Выручка, Пробег и изменить цвет названий на красный, используя кнопку Цвет текста в группе Шрифт на вкладке Формат;
- удерживая клавишу Shift последовательно выделить все названия полей формы: Дата, Номер автобуса, Номер маршрута, ФИО водителя, Количество поездок, Выручка, Пробеги изменить размер шрифта на 18;
- используя кнопку Цвет фона в группе Шрифт (или Заливка фигуры в группе Форматирование элемента управления), изменить цвет поля для ввода данных во всех полях формы на цвет Зеленый 2;
- задать Дату и время, для этого щелкнуть кнопку Дата и время в группе Колонтитулы, появится окно Дата и время, поставить флажки дляФормат дата и, Формат времени, выбрать вариант формата и щелкнуть OK. Дата и время должны появитсяв углу формы;
- выполнитьЗакрыть окно Поездки, сохранив при этом изменения макета формы Поездки;
7) ввести данные в таблицу Поездки, для этого:
а) открыть форму Поездки, развернуть ее на весь экран, для этого в окнеВсе объекты Access щелкнуть по кнопке Открыть/Закрыть границу области переходов слева от значка открывшейся формы Поездки;
б) ввести данные для заполнения таблицы Поездки по приведенным ниже данным, при вводе для перехода к следующему полю или записи следует нажимать клавишу Enter
Данные для заполнения таблицы Поездки
Дата | Номер автобуса | Номер маршрута | ФИО водителя | Количество поездок | Выручка | Пробег |
01.11.2013 | НА 14-53 | Агапов | 9 450 | |||
01.11.2013 | НВ 12-12 | Орлов | 13 945 | |||
03.11.2013 | НЖ 15-23 | Боков | 12 470 | |||
03.11.2013 | НК 15-95 | Сергеев | 11 532 | |||
03.11.2013 | НБ 16-45 | Петров | 6 800 | |||
04.11.2013 | НА 14-53 | Агапов | 9 070 | |||
04.11.2013 | НФ 19-13 | Попов | 11 150 | |||
05.11.2013 | НК 15-95 | Сергеев | 10 050 | |||
06.11.2013 | НС 12-56 | Орлов | 14 080 | |||
06.11.2013 | НЖ 15-23 | Боков | 11 650 | |||
09.11.2013 | НА 14-53 | Агапов | 8 100 | |||
10.11.2013 | НБ 16-45 | Петров | 8 720 | |||
10.11.2013 | НВ 12-12 | Орлов | 9 995 | |||
10.11.2013 | НК 15-95 | Сергеев | 9 155 | |||
12.11.2013 | НЖ 15-23 | Попов. | 9 855 | |||
12.11.2013 | НС 12-56 | Боков | 10 150 | |||
15.11.2013 | НФ 19-13 | Боков С.Т. | 8 195 |
8) выполнить сортировку таблицы Поездки в алфавитном порядке ФИО водителя, для этого в окнеВсе объекты Access дважды щелкнуть по таблице Автобусы, откроется окно таблицы Автобусы, щелкнуть по любой записи в поле ФИО водителя, затем щелкнуть по значку сортировки По возрастанию, выполнится сортировка в алфавитном порядке ФИО водителя. Затем снова отсортировать по полю Дата;
9) осуществить отбор записей из таблицы Поездки с помощью фильтра, для этого открыть таблицу Поездки, щелкнуть по любой записи в поле Номер автобуса, затем щелкнуть Фильтр в группе Сортировка и фильтр (или по кнопке справа от названия поля Номер автобуса), в открывшемся окне в Текстовых фильтрахвыбрать Равно и указать номер автобуса НС 12-56и щелкнуть OK;
10) осуществить поиск записей в таблице Поездки, для этого открыть таблицу и в нижней строке окна Поездки в окне Поиск задать значение 307 и убедиться, что запись найдена. Аналогично осуществить поиск в форме Поездки;
11) сохранить созданную базу данных. Созданная база данных будет использоваться в следующей лабораторной работе для подготовки запросов и создания отчета
Контрольные вопросы и задания:
1. Дать понятие базы данных, СУБД
2. Назовите способы создания базы данных в MSAccess
3. Назовите объекты базы данных, создаваемые в данном задании
4. Какие режимы использовались для работы с объектами базы данных?