Глава 1. Методика исследования

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава 1. Методика исследования.

1.1. Общая характеристика источника.

1.2. Основные понятия.

1.3. Этапы исследования.

Глава 2. Исторические реалии и сущностно-содержательная модель ЦТ в 1975г.

2.1. Суть сущностно-содержательной модели.

2.2. Структура ЦТ в 1970-е гг.

2.3. Телевидение и общество.

2.4. Телевидение и власть.

2.5. Телевидение изнутри. Роль личности руководителя.

Глава 3. Количественный анализ и построение формально-количественной модели.

3.1. Формирование структуры телепрограммы в 1975 г.

3.2. Общая характеристика программ.

3.3. Проведение количественного анализа.

3.4. Построение формально-количественной модели.

Глава 4. Достоинства и недостатки программы телепередач как исторического источника.

Заключение……………………………………………………………………….53

Список источников и литературы………………………………………………54

Введение.

Актуальность темы исследования. Телевидение - одно из важнейших изобретений XX века. За 80 неполных лет своего существования оно превратилось в важнейшее средство массовой информации и коммуникации. Телевидение «оказывает серьезное влияние на процесс развития общества, формируя своего потребителя - зрителя, его картину мира, систему ценностей и т.п., и создавая особую медиареальность, занимающую все больше места в жизни, современных людей». (сноска:Ковалев А.А. Телевидение как историко-культурный феномен. –М., 2011. – с. 1). Изучение телевидения проводится в различных направлениях – технических науках, истории, философии и филологии, социологии и журналистике, педагогике, искусствоведение и культурологии. Отдельное место в исторической науке занимает изучение телевизионных переадч как исторического источника. Однако практически никто из исследователей не обращался к такому источнику как программа телепередач, хотя она заключает в себе большой информационный ресурс (особенно в период становления советского телевидения, когда не существовало четкой структуры телевизионного вещания). Программа телепередач позволяет судить об общем объеме телевизионного потока, структуре вещания, наиболее популярных видах передач и их темах, влиянии исторических реалий на особенности телевещания и о многом другом. Привлечение программы передач в качестве источника может дать полезную информацию практически к любой теме исследования, связанной с историей телевидения и истории на телевидении.

На современном этапе развития науки одним из перспективных путей углубления исследований является не только привлечение ранее неиспользованных источников, но и совершенствование методов исследования, к которым относится применение математических методов и ЭВМ. Данные методы успешно применимы к программе телепередач и позволяют извлечь из нее массу интересной информации.

Таким образом, рассмотрение программы телепередач как исторического источника представляется весьма актуальной темой исследования.

Теоретическая разработанность темы.Специальных исследований, посвященных программе телепередач как историческому источнику, нет. Существует ряд теоретических работ, посвященных планированию программы телепередач.. Прежде всего, это книга Р.А. Борецкого «Телевизионная программа» (Борецкий Р.А. Телевизионная программа. - М. НМО Комитета по ра-диовещанию и телевидению, 1967.- 212с.). В данном исследовании - впервые в отечественной литературе – предложен концептуальный подход к созданию и выпуску в эфир телевизионной программы. Рассматривается одна из важных предпосылок программирования - телевизионная аудитория в историческом и социальном аспектах, а также методы ее изучения, то есть способы выявления обратной связи от зрителя к источнику информации.

Технический аспект истории телевидения отражен в книге А.Я. Юровского «Телевидение – поиски и решения» (Юровский А.Я. Телевидение — поиски и решения: Очерки истории и теории советской телевизионной журналистики. — М.: Искусство, 1975. — 184 с). Автор прослеживает путь, который прошло телевидение нашей страны от первых технических опытов до современного мощнейшего средства воздействия массовое сознание.

К вопросам истории отдельных периодов ТВ обращались В.В.Егоров, С.А.Муратов, В.Л.Цвик.

Исследователь телеиндустрии А.Г.Качкаева прослеживает трансформацию телеэкрана в новейшей истории.

Что касается теоретических исследований телевизионной коммуникации, то существенную базу для проникновения в ее природу создали тру­ды Ю.А.Богомолова[1], А.Вартанова[2] , Р. Вильямса[3], С.А. Муратова[4] и др.

Философско-культурологический анализ телевидения как парадигмы аудиовизуальной культуры осуществлялся на основе идей и положений, содержащихся в исследовани­ях С.М. Кара-Мурзы[5], Б.М.Сапунова, Н.М. Кирилловой[6] и др.

Формированием образа прошлого на ТВ и конструированием телевизионной реальности занимается В.В. Зверева. (сноска: Зверева В.В. История на ТВ: конструирование прошлого //Отечественные записки. - №5. - 2004.; Дискурсы знания на российском телевидении // Неприкосновенный запас. – 2003. - №6(32). Режим доступа: [http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/zver.html] и др.)

В целом необходимо отметить недостаточное количество исследований по исследуемой проблеме, хотя интерес к телевидению в целом заметно возрос.

Цель работы:рассмотреть программу телепередач в качестве исторического источника на примере одного года.

Для выполнения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1. Выявить исторические условия, которые повлияли на особенности транслируемых передач и построить сущностно-содержательную модель ЦТ СССР 1975 г.

2. Провести количественный анализ программы телепередач.

3. На основе полученных результатов составить формально-количественную модель ЦТ СССР 1975 г.

4. Рассмотреть достоинства и недостатки программы телепередач в качестве исторического источника и установить степень ее использования в исторических исследованиях.

Территориальные рамкиограничены регионами СССР, на которых велся прием четырех основных программ ЦТ в режиме московского времени (центр Европейской части СССР).

Хронологические рамкиограничены 1975 г. Ограничение исследования одним годом связано с несколькими причинами:

1. Целью работы является первичное рассмотрение программы телепередач в качестве исторического источника, для чего достаточно 1 года.

2. Большой массив обрабатываемой информации. Всего один год включает в себя более 10 760 часов эфирного времени (сноска на цифру), более 15 различных телепередач (см. Приложение «Список передач»), требующих единой классификации. Поэтому целесообразно проводить исследование в рамках нескольких лет после выработки определенной методики работы с программой телепередач в целом.

Выбор конкретного года так же неслучаен. Объясняется он следующим:

1. К 1975 г сформировалась структура советского ЦТ, которая оставалась в целом неизменной до распада СССР.

2. К сер. 70-х г большая часть территорий СССР была охвачена системой телевещания, сформировалась взаимосвязь ТВ – общество.

Объект исследования: программа телепередач как исторический источник.

Предмет исследования: программа телепередач 4-х основных программ Центрального Телевидения СССР за 1975 г.

Методология исследования.

В основе исследования лежат принципы историзма и системного подхода.

В рамках поставленной цели, с учетом специфики источника, за основу работы были приняты количественные методы: количественный анализ, моделирование. Количественный анализ – «выявление и формирование системы изучаемых объектов, явлений и процессов, которые, будучи подвергнуты определенной математической обработке, создают основу для сущностно-содержательного анализа, приводящего к раскрытию количественной меры соответствующего качества». (сноска: Ковальченко Д.И. Методы исторического исследования. – М.: «Наука», 1987. – 452 с. - с. 323.)

Количественные методы позволяют более точно представить тенденции и закономерности развития телевидения. Применение их к программе телепередач дает возможность более полного использования этого недостаточно изученного исторического источника, расширенной трактовки содержащихся в ней данных.

Однако для составления цельно картины применения одних количественных методов недостаточно. Поэтому необходимой частью исследования является применение качественных методов: выявление исторических условий, в которых источник возник и построение сущностно-содержательной модели. Сущностно-содержательный анализ информации «значительно углубляет изучение объектов моделирования». (Ковальченко С.Д. Указ. Соч. – с. 117). Это дает возможность привести к общему знаменателю полученные математические данные и историческую действительность, выявить общие тенденции развития телевидения на определенном хронологическом этапе и установить связи между реальностью исторической и реальностью телевизионной. Поэтому особое место в работе занимает рассмотрение специфики тематики передач, их жанровой принадлежности, направленности на определенную аудиторию, объема в эфире.

Источниковая база.

За основной источник взята программа телепередач Центрального Телевидения 1975 г, публиковавшаяся в газете Правда еженедельно.(сноска: номера укажи и страницы).

Кроме того, при построении сущностно-содержательной модели использовались мемуары работников ЦТ СССР: Р.А. Борецкого - одного из создателей научно-популярного, информационного и молодежного телевидения СССР (сноска Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! - М.:2002. – 260 с.; Начало. К истории ТВ: выпавшее звено, или Мое забытое телевидение. – М.: 2010. – 311с.; Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ. Издание второе, дополненное.- М.: Изда-тельство ИКАР, 2012. – 212с.), В.В. Егорова, (Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. – М., 1992. – 176 с.), В.Н. Козловского (Козловский В.Н. Телевидение. Взгляд изнутри. 1957-1996 годы. — М: Готика, 2002. — 76 с.).

Глава 1. Методика исследования.

Наши рекомендации