Тема 4. Страны и бренды
4.1 Страновые особенности спроса и поведения потребителей
4.2 Страновая идентификация и выбор товаров
4.1 Страновые особенности спроса и поведения потребителей. Одна из ведущих тенденций развития мирового товарного рынка - его глобализация - опирается на динамику внешней торговли. Еще в 50-х гг. XX в. в мире насчитывалось около 120 достаточно существенно обособленных рынков, а Восточная Европа, СССР, Китай и страны Индокитая были практически изолированы от остального мира. Но уже к началу 90-х гг., когда потеряли силу идеологические барьеры, а деньги и информация стали глобальными, рынок также стал глобальным.
Анализ глобального рынка начинается с глобального видения рынков в таких категориях, как люди, их потребности, способность покупать и желание тратить деньги. Потребительский выбор осуществляется между товарами, произведенными в самых разных странах, причем каждая страна может отвечать только за один аспект предлагаемого товара - конструирование, технологию, дизайн, сборку и др. Этот выбор опирается на ценности, традиции, рекламу и рекомендации общечеловеческого, глобального характера. В этом отношении все более востребованным становится «глобальный менеджер», понимающий, что субъекты спроса и предложения, методы менеджмента и маркетинга следует видеть на мировом рынке, за пределами собственной страны. Многие американские и международные корпорации всерьез озабочены формированием способности у своих менеджеров воспринимать культурные различия и работать в мультикультурной среде.
«Глобальный маркетолог» (теоретик-исследователь глобального рынка) и тем более «глобальный маркетер» (практик глобального маркетинга) - это уже абстракция. Все дело в том, что стремление быть потребителем неизбежно остается подверженным воздействию культурных, этнических и других переменных, характеризующих стили жизни и поведения конкретных потребителей, принадлежащих к конкретным сообществам, и прежде всего к территориальным, особенно страновым. Не случайно традиционный для компании Coca-Cola лозунг деловой активности «Мыслить глобально, действовать локально» в XXI в. существенно изменился вплоть до «Мыслить локально, действовать локально».
В условиях сохраняющихся различий между регионами и странами мира анализ конкретных географических рынков должен опираться на демографическую информацию. Демография описывает население в понятиях его размеров, структуры и распространения. Обычно демографическая информация собирается только по стране или по другой политической единице.
Однако культурная специфика выходит за рамки отдельной страны, распространяясь на группы стран мира. Д. Хокинс, Р. Бест и К. Кони еще в 1991 г. обнародовали демографически базированную сегментацию международных рынков по странам. Страны могут различаться и различаются по среднему возрасту ее жителей и продолжительности жизни, уровню образования, уровню и равномерности распределения доходов, по обеспеченности домохозяйств бытовой техникой, по уровню и структуре занятости. Каждый из этих демографических показателей существенно влияет на параметры спроса и демонстрируемые потребителями предпочтения. Однако культурная специфика выходит за рамки отдельной страны, распространяясь на группы стран мира. Хокинс, Бест и Кони еще в 1991 г. обнародовали демографически базированную сегментацию международных рынков по странам (см. табл. 1). Для маркетинга важно, что подобные демографические сегменты весьма различны по образцам потребления.
Таблица 1. Демографическая сегментация международных рынков1
Страны | Характеристики населения и потребления |
Зависимые (dependents) | |
Кения, Бангладеш, Алжир, Непал, Пакистан, Боливия, Гондурас | Средняя продолжительность жизни в этих странах составляет 40 лет, женщины имеют пять и более детей. Страны не способны кормить, одевать, образовывать, обеспечивать жилищем и медицинским обслуживанием самих себя даже на самом минимальном уровне. Так как уровень грамотности низок, инструкции по применению товаров предлагаются в виде иллюстраций |
Искатели (seekers) | |
Малайзия, Габон, Бразилия, Индонезия, Венесуэла, Турция, Шри-Ланка | Средняя продолжительность жизни составляет 60 лет, женщины имеют четверых-пятерых детей. Эти страны определяются как ищущие, потому что их благополучие зависит от инвестиций из зарубежных стран. Эти страны прогрессируют экономически, но потребительский спрос невысок. Правительства побуждают граждан покунать местные продукты, однако средний класс начинает ценить продукты высокого качества |
Восходящие (climbers) | |
Израиль, Сингапур, Гонконг, Греция, Португалия, Испания, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Южная Корея | Женщины имеют двоих-троих детей, происходит становление среднего класса. Здесь растут продажи одноразовых пеленок, быстроприготавливаемой пищи и оргтехники. В этих странах используют импорт как символ статуса, однако сохраняется и этническая гордость |
Роскошь и досуг (luxury and leisure) | |
США, Канада, Япония, Великобритания, Австралия | Рост численности населения замедляется, женщины имеют в среднем двоих детей. Семьи в этих странах меньше, они более состоятельны и тратят больше денег на каждого члена семьи и на отдых. Кабельное телевидение, специализированные магазины и уникальные продукты характеризуют конкуренцию компаний за сегменты рынка |
Кресла-качалки (rocking chairs) | |
Швейцария, Люксембург, Нидерланды | В этих странах женщины в среднем имеют менее двоих детей, выше пропорция людей, достигших зрелого возраста. Здесь больше заинтересованность в социальном обеспечении и планах здравоохранения, чем в потребительских товарах |
1 Hawkins D, I, Best R. I., Coney К. A. Consumer Behavior. Implications for Marketing Strategy, 5-th edIRWIN, 1991.
4.2 Страновая идентификация и выбор товаров.Информация о стране происхождения служит стимулом, на основании которого потребители делают заключения относительно товара и его характеристик; иными словами, страна происхождения служит пускателем общей оценки качества товара, обслуживания или определенных атрибутов изделия.
Потребители делают выводы о качествах товара, основываясь на определенном сложившемся у них стереотипе страны и личном опыте потребления товаров из этой страны. Имидж страны происхождения компании является одним из источников силы имиджа компании. Так, понятие «швейцарское качество» говорит само за себя.
Эффект страны происхождения срабатывает далеко не всегда. Этому может быть несколько объяснений.
Первое: возможно, потребителям трудно судить, насколько важен фактор страны потребления в контексте решения о покупке.
Второе: когда исследователи спрашивают потребителя относительно важности страны происхождения, потребителям, возможно, хочется представить себя логическими, разумными, рациональными личностями, которые основывают свои решения о закупке на параметрах изделия (вкус, дизайн и т. д.) в большей степени, чем на дополнительных и не всегда рациональных факторах типа «страна происхождения».
Третье: возможно, в действительности часть потребителей вообще не ищет информацию о стране происхождения, поскольку не думает о ней; иначе почему тогда эти же потребители признают такую информацию значащей, когда она представлена в общем контексте задачи оценки изделия.
Четвертое: субъективная важность фактора страны происхождения может уменьшаться или увеличиваться под воздействием различных факторов более общего порядка, например фактора осознания потребителем своего уровня компетентности в отношении изделий той или иной конкретной категории изделий, фактора известности товарной марки и др.
Например, марки, подобные Sony, GE и Samsung, могут автоматически активизировать ассоциации со страной происхождения у части потребителей, даже при том, что название страны не появляется явно в фирменном знаке. Национальная идентичность.
"Сделано в...".Зарубежные маркетологи-теоретики и маркетологи-практики давно обнаружили, а в последние десятилетия активно изучают так называемый эффект страны происхождения в поведении потребителей, в том числе с учетом особенностей различных национальных рынков. В самомобщем виде страна происхождения выступает фактором, влияющим в определенной стране или группе стран на решение купить местный товар или товар, сделанный за рубежом.
Информация о стране происхождения служит стимулом, на. основании которого потребители делают заключение относительно товара и его характеристик; иными словами, страна происхождения задает тон в общей оценки качества товара, обслуживания или других атрибутов изделия.
Маркетологи не раз сообщали, что рекламные кампании типа "Сделано в США", "Покупайте канадское!" и т.п. действенно убеждают местных потребителей выбрать скорее
местные товары, чем иностранные, импортные. Но такой эффект легче и чаще можно обнаружить преимущественно в развитых рыночных странах, да и то не в отношении любых товаров и тем более услуг. В Канаде, например, возросшая с принятием программы "Открытое небо" международная конкуренция перевозчиков авиапассажиров показала, что преимущество национальных перевозчиков становится более или менее ощутимым только при условии равенства всех остальных показателей качества и цены авиаперевозок.
В России после того, как иностранные товары с начала 90-х гг. стали наполнять прилавки, никакие призывы правительства вроде "Покупайте российское!" не оказали существенного влияния на потребителей, быстро привыкших к западным стандартам качества. Так бы и продолжалось, если бы не финансовый кризис 1998 г. Кризис спровоцировал активное подчеркивание многими потребителями того факта, что они предпочитают выбирать именно российские товары. Есть основания считать, что здесь проявился еще один специфический феномен: подчеркивая свой "экономический патриотизм" в выборе товаров, потребители как бы оправдывают, маскируют духовными ценностями свой выбор, фактически детерминированный более низкой ценой российских товаров.
Суть этого парадокса "Сделано в..." в следующем. В маркетинге известно, что большинство продавцов технически сложных товаров и услуг считают эффект страны происхождения товара малозначимым, и к этому мнению присоединяются в ходе опросов многие потребители. Однако исследователям удалось обнаружить несогласованность между субъективными заверениями в малой значимости для потребителей информации о стране происхождения при покупке изделий и фактически существенным воздействием страны происхождения в исследовании, где такая информация реально доступна потенциальным покупателям.
Маркетологи предложили два возможных объяснения этой несогласованности. Одно, которое они назвали гипотезой информационной доступности, предполагает, что "страна происхождения" становится важным атрибутом для потребителей всякий раз, когда информация о ней доступна им во время оценки изделия. Второе объяснение исходит из того, что потребители часто смешивают в своем сознании два весьма различных на мировом рынке сигнала: информацию, ассоциированную с фирменным знаком, и информацию о "стране происхождения" товара. Фирменный знак выступает для многих потребителей полномочным представителем страны происхождения товара.
Это исследование ведет к некоторым значимым выводам для глобальных (международных) маркетеров-практиков. Вместо надежды исключительно на средства рекламы для продвижения изделий непосредственно к широким слоям потребителей, часть маркетинговых усилий целесообразно направить на каналы распределения и, в частности, на обучение продавцов пониманию зависимости восприятия качества товара от информации о стране, где он спроектирован (разработан) и/или собран. Это делало бы ту или иную информацию о стране происхождения товара более уместной в процессе продажи. Например, маркетеры электронных изделий, имидж чьих изделий страдает из-за их ассоциации с малопрестижным фирменным знаком, должны использовать продавцов как союзников, чтобы убедить клиентов в высоком качестве изделия из данной страны (например, технологический профессионализм рабочих) всякий раз, когда изделие сделано в развитой стране. Продавцы могут быть обучены выделять клиентов, чувствительных к информации о "стране происхождения", чтобы адаптировать свою коммерческую аргументацию. Продавцы могут объяснять потребителям, что на их оценки марки влияют оценки "страны происхождения" и наоборот. Но для этого надо детально знать, какие категории потребителей и насколько по-разному подвержены эффекту "страны происхождения" изделия.
Эффект "страны происхождения" наблюдается в разных проявлениях и с разной силой. Поучительны, хотя и далеко не всеобщи в этом отношении данные, полученные в ходе уже упоминавшегося ранее исследования потенциальных канадских авиапассажиров. На фоне таких традиционных параметров авиаперевозок, как цена услуги, тип самолета, количество промежуточных посадок, уровень национальной приверженности потенциальных авиапассажиров в выборе, предпочтение отечественных (для них) авиаперевозчиков зарубежным оказалось весьма значимым и связанным с рядом демографических параметров (см, табл. 1).
Таблица 1.Средние значения национальной приверженности для различных демографических групп
Переменные и их уровни | Количество респондентов | Средние значения приверженности |
Пол | 69.72 | |
Мужской | 65.66 | |
Женский | 75.65 | |
Доход, долл. | 69.20 | |
Ниже $ 10000 | 76.00 | |
10000-19999 | 81.5 | |
20 000-29 999 | 73.92 | |
30 000-39 999 | 73.18 | |
40 000-49 999 | 68.70 | |
50 000-59 999 | 75.31 | |
60 000-69 999 | 66.34 | |
70 000-79 999 | 67.47 | |
80 000-89 999 | 68.32 | |
90 000-99 999 | 59.55 | |
100 000 и выше | 61.84 | |
Частота полетов | 69.81 | |
Меньше 1 раза в год | 78.26 | |
1-4 раза в год | 74.10 | |
5-9 раз в год | 69.12 | |
10-1 5 раз в год | 60.35 | |
16-20 раз в год | 58.42 | |
21-30 раз в год | 47.63 | |
Более чем 30 раз в год | 69.80 | |
Занятие | 69.65 | |
Не работающий | 85.00 | |
Самозанятый | 83.78 | |
Домохозяйка | 82.17 | |
Чернорабочий | 79.33 | |
Уволенный(удаленный) | 78.33 | |
Общественный сектор | 76.53 | |
Общий офис / клерк | 74.50 | |
Студент | 74.14 | |
Квалифицированный рабочий | 70.43 | |
Военный | 65.89 | |
Высококвалифицированный специалист | 63.58 | |
Продавец | 63.42 | |
Менеджер | 63.00 |
Сила предпочтения канадцами отечественных авиаперевозчиков не одинакова по сегментам путешественников: выявленные различия основаны на различиях по полу, доходу, частоте полетов и профессии. Как видно из таблицы, в целом женщины проявляют национальную приверженность больше, чем мужчины. Национальная приверженность в целом снижается с увеличением дохода. Точно так же она наиболее высока у личностей с самой малой частотой полетов и пропорционально уменьшается с увеличением частоты полетов.
Наиболее лояльные представляют самый маленький сегмент. Из совокупности данных следует, что по демографическому профилю самые национально лояльные потребители пассажирских авиаперевозок— это женщины, лица, имеющие более низкий уровень доходов, редко путешествующие самолетами., а также лица, чьи занятия непрофессиональны и мало привязаны к частному сектору экономики, т. е. занятые в общественном секторе или зависящие от программ экономической помощи.
Намного больший сегмент готов "торговать" своей приверженностью стране, если обнаружит более низкие цены или лучшие услуги у иностранных перевозчиков.
Показательно, как сами исследователи объясняют полученные ими результаты. По их: млению, готовность потребителя "торговать" лояльностью перевозчику в зависимости от большего количества индивидуальных выгод уходит корнями в природу североамериканской культуры, которая во многом находится во власти рыночных принципов обмена Культуры, которые расхваливают индивидуализм,, содержат меньше социальных обязательств потребителей и позволяют им больше думать о широком выборе в их решениях о покупке, чем о социальной взаимности в отношениях с отечеством. Поэтому индивидуальная выгода, личные преимущества становятся доминирующим основанием оценки. Готовность поддержать отечественного производителя ограничена готовностью платить рыночную цену за товары и услуги и отказаться от покупок, если ожидаемая выгода ниже возможной. Приверженность, доверие и взаимностъ — не часто наблюдаемые характеристики потребителе в культуре с рыночными традициями. Те, кто ориентирован на извлечение выгоды в рыночной системе, предпочитают максимизировать индивидуальную полезность в намного большей степени, чем те, кто существует на краю общества (например, меньшинства).
Исследование показало, что личности, меньше всего связанные с системой рыночных традиций (например студенты, безработные, самозанятые, домохозяйки, отставники, пенсионеры и чернорабочие) демонстрируют наибольшую национальную приверженность отечественным авиаперевозчикам. Ясно, что они — наименее перспективный сегмент для иностранных авиаперевозчиков, если только последние не сумеют радикально адаптировать под канадцев свои маркетинговые программы. Наоборот, личности с самыми большими связями в рыночной экономике (например, продавцы, менеджеры и высококвалифицированные специалисты) демонстрируют самые низкие уровни приверженности отечественным пере- фактор для существенной части путешествующих. Следовательно, независимо от преимущества в сервисе и от существования небольшого квазилояльного рыночного сегмента канадские авиаперевозчики должны обязательно быть конкурентоспособны по ценам, прежде всего в сравнении с американскими конкурентами. Ключевой вывод анализа состоит в том, что авиаперевозчики должны четко, без преуменьшений или преувеличений, оценить роль национальной приверженности в одобрении их услуг по сравнению с иностранными конкурентами. Для канадских перевозчиков исследователи рекомендовали кооперацию усилий и затрат, объединенные рекламные программы, которые подчеркивают значимость предпочтения национальных авиаперевозчиков иностранным. В то время как немедленный эффект этой деятельности может быть невелик, она, тем не менее, может изменить настрой большего сегмента путешественников в сторону поддержки местных перевозчиков, если по другим факторам налицо равенство в конкуренции. Маркетологи выразили сожаление, что интенсивная реклама двух национальных перевозчиков (Air Canada и Canadian Airlines) строится на возвышении одного перевозчика в ущерб другому. В итоге уменьшается ощущение национальной идентификации и создаются препятствия развитию национальной приверженности среди канадских авиапассажиров. Объединение, партнерство в рекламе могло бы стать фактором наращивания национальных чувств, создающим стимул к поддержке национальных перевозчиков. Но канадские воздушные путешественники не могут в новых условиях международной конкуренции считаться им опорой автоматически, просто потому, что они канадские. Чем это не урок и для российских предпринимателей?!
Национальная идентичность.Понятно, что Канада, как поется в известной у нас песне, хоть похожа на Россию, только все же не Россия. И не Япония, не Сингапур, не Китай. Патриотические чувства во всех этих странах, у каждой нации имеют разные истоки и особенности, по-разному проявляются, ведут к разным выводам в отношении маркетинга. Здесь мы подходим к насущной необходимости учета кросс-национальных и кросс-культурных различий, к необходимости осмысления такой категории, как национальная идентичность различных стран, восприятие их гражданами своей национальной, страновой принадлежности и различий ее значимости в потребительском поведении. В этом контексте призыв Президента России В.В.Путина к возрождению самоуважения России, национального достоинства россиян содержит не только категории общей морали, но и вполне прагматичные маркетинговые категории. Как же проявляется национальная идентичность "по-русски" на отечественном рынке? Как ее учитывают наиболее активные участники рыночных отношении — производители и посредники?
Сказать, что (здесь многое удается, к сожалению, нельзя. После девальвации рубля в августе—октябре 1998 г. импорт товаров повседневного спроса, будь то куриные окорочка или йогурты, в одночасье перестал быть рентабельным, а внутри-страновая индустрия потребительских товаров получила шанс к возрождению. Однако серьезного качественного изменения состава игроков на рынке не произошло — на ведущих ролях остались крупные западные компании, к тому времени уже признавшие для себя рынок России стратегическим, и те редкие российские предприниматели, которые в последнее десятилетие успешно строили новый бизнес в новой стране. Россия получила "внутреннюю" индустрию таких "жизненно важных" товаров, как жевательная резинка, лимонад или сигареты (благодаря компаниям "Wrigley" и "Dandy", "Coca-Cola" и "PepsiCo", табачным "Philip Morris", "British-American Tobacco" и "Japan Tobacco"). Как тут не вспомнить, что авторитетный журнал "Economist" практикует составление в качестве одного из важных экономических индикаторов так называемого индекса "биг-мака": цены бутерброда с двойной котлетой в той или иной стране! Так неумение понять Россию умом оборачивается для нее общим "макдональдсовским" аршином.
Впрочем, благодаря дешевому рублю и невысоким по мировым меркам издержкам произведенные в России товары получили шанс быть конкурентоспособными на мировом рынке. Фактор размещения после кризиса табачных предприятий в России начинают ощущать на Западе: на новой фабрике "Филип Моррис-Ижора" в Ленинградской области налажен выпуск самых дешевых в мире сигарет "Marlboro". Перед наступлением 2000 года образовался Российский союз экспортеров, члены которого стали готовить поставки своей продукции на Запад и Восток (туда пойдут морсы и соки от "Вимм-Биль-Дан-на", подсолнечное масло "Слобода" от компании "Эфко", пиво "Балтика" и— с новой силой— русская водка ряда заводов). Пошла за рубеж и отечественная косметика и парфюмерия.
Американские производители "ножек Буша", потерявшие в России позиции после кризиса, тоже не сидят сложа руки. Совет по экспорту домашней птицы и яиц США заложил на деньги своих членов крупную фабрику в подмосковном Наро-Фоминске (партнером выступила российская компания "Эли-нар"). Входящие в совет десятки производителей куриного мяса в США будут следить, насколько успешно закрепится фабрика, на рынке России, и по итогам рассмотрят возможность новых, куда более крупных инвестиций. В этом же направлении нужно рассматривать и покупку в конце 1999 г. одной из крупнейших мясоперерабатывающих компаний США небольшого комбината в столичном Тушине1. От стратегии "Сделано на Западе — продано в России" иностранные предприниматели переходят к стратегии "Сделано в России— продано в России" и даже к "Сделано в России — продано на Западе".
Все больше бывших импортеров мебели открывают или собираются открыть собственное производство в России. Дело в том, что определенная (и значительная) часть нашего населения не склонна покупать "стенки" и диваны из Шатуры или Белоруссии и до сих пор уважает исключительно мебель иностранного производства, хотя дорогая красивая и полностью импортная продукция им по-прежнему недоступна, да и ждать такого заказа приходится долго, месяцами. Поэтому иностранный изысканный антураж, фурнитура, витражи и тому подобные комплектующие ввозятся из-за границы, а каркасы из ДВП/ДСП и общая сборка производятся в России. Дополнительный и немаловажный "плюс" в конкуренции — значительно более высокая оперативность поставок комплектующих и сборки мебели на заказ. Таким образом, объемный сегмент средних цен после 1998 г. наиболее успешно заполняет квазифирменная мебель, произведенная в России с использованием импортных комплектующих. В этой связи продавцу остро необходимо точно позиционировать свой товар, поскольку "страна происхождения" продающейся у нас мебели трудноопределима. Большинство продавцов называют мебель российской сборки итальянской, французской, немецкой и пр. Самые честные используют слоганы типа "Мебель из итальянских комплектующих". Встречаются и весьма затейливые фразы вроде "Русская мебель с французской душой".
Не так давно нас учили: весь западный капитализм — не более чем красивая упаковка, фантик. С упаковкой у нас до сих пор проблемы: даже традиционную русскую водку крупные заводы до сих пор разливают во французские, испанские или итальянские бутылки, ощущается нехватка качественной картонной тары. Но хотя западные компании вкладывают миллионы долларов в рекламу своих товаров, россияне упорно продолжают называть своими любимыми товарами отечественные продукты, у которых иногда совсем нет рекламы. Так ли это на самом деле и является ли в данном случае понятие "любовь" синонимом "коммерческого успеха"?
В 2000 г. маркетинговое агентство "Пэком" подвело итоги самого массового социологического исследования популярности торговых марок, в котором приняли участие 30 тыс. человек1. Из 18 номинаций отечественные товары первенствовали в трех. 23% россиян назвали своим любимым мотоциклом "Урал", любимым какао-напитком оказался "Золотой ярлык" (30%), любимой газированной водой— "Боржоми" (26,5%). Лидирующие позиции в остальных номинациях заняли товары иностранных производителей.
Выбор россиян вызвал удивление у маркетологов. По их словам, названные отечественные марки существуют как бы сами по себе, практически без рекламной поддержки, и в строгом смысле этого слова не могут называться брэндами — признанными торговыми марками. Самой большой загадкой остается популярность торговой марки "Золотой ярлык", производимой "Красным Октябрем" — на рекламу этой марки фабрика не потратила ни рубля, тогда как на рекламу Nesquik "Нестле" направила более 1 млн долл. Основная причина популярности российской марки— в давней истории брэнда, который выпускался фабрикой Эйнема с 1903 г.
Вместе с тем, эксперты полагают, что время советских марок уходит. "Nesquik" лишь на 2% отстает по популярности от "Золотого ярлыка", a "Harley Davidson" — на 1% от "Урала". Нельзя не признать: старые марки в большей степени нравятся людям старшего поколения, и их потенциал может скоро истощиться, в то время как перспективная категория покупателей — молодежь — ориентируется на вновь выводимые брэнды. Значит, российским предпринимателям пора обратить внимание на необходимость формирования собственных отечественных брэндов. Строго говоря, за все "постсоветские" годы в России не удалось создать ни одного "истинно российского" продукта. Видимо, дело в том, что товар, соответствующий понятию "брэнд", должен не просто стать олицетворением того или иного качества, он должен стать отражением образа жизни, то есть чем-то очень близким и родным, олицетворением определенного — российского — образа жизни, "русского стан дарта". Кто бы ни пришел к власти в США, кока-кола все равно останется в жизни граждан Америки. В этом отношении практически неоспоримо, что брэнд— это часть государственной символики1. Пока же в России только один термин мог претендовать на звание брэнда - это слово "перестройка". Для Запада это был бы хорошо узнаваемый брэнд. Наиболее реальные, хорошо распространяемые в мире брэнды для России могут быть связаны не с ее экономикой, а с ее культурой, многообразием России, ее европейскими и одновременно азиатскими корнями.
Основная литература: 8, 10, 15, 18