Какие ошибки наиболее часто встречаются у тех, кто слушает?
Ошибка 1. Дегрессия (удаление от предмета), которая обычно свойственна интеллектуальным слушателям, использующим промежутки времени (возникающие из-за того, что скорость мышления превышает скорость речи) на побочные мысли, в результате чего они могут полностью потерять нить изложения.
Ошибка 2. Заострение внимания на голых фактах; они, конечно, важны, но на них нельзя зацикливаться.
Поэтому психологи советуют при любом перечислении ориентировать внимание только на наиболее существенные моменты.
Ошибка 3. Уязвимые места—для многих людей это такие критические слова, которые особенно действуют на психику, выводя человека из состояния равновесия. Например, слова «землетрясение», «рост цен», «инфляция», «90% заработной платы» вызывают у некоторых людей психический ураган, возникает неосознанное желание протестовать и скандалить.
Готовы ли вы к проведению беседы?
Перед началом беседы ответьте сами себе на следующие вопросы:
§ Все ли я тщательно продумал?
§ Свободен ли я от стереотипов, готов ли воспринимать людей, гибко реагировать на происходящие в них изменения?
§ Вполне ли я готов выслушать собеседника (собеседников) и правильно ответить на возможные вопросы?
§ Является ли мой план беседы точным, ясным и корректным?
§ Не вызовет ли мой план беседы вопросов, уводящих обсуждение в сторону?
§ Выглядят ли мои формулировки естественными и убедительными?
§ Все ли мои мысли выражены точно и ясно?
§ Правильно ли я выбрал тон проведения беседы?
§ Пытался ли я представить себя на месте собеседника (собеседников), понять его (их)?
§ Если бы подобная беседа была проведена со мной, остался бы я доволен ею?
ТЕМА 25
Виды совещаний. пРОВЕДЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ
Совещания могут быть формальными и неформальными. Достоинство формальных совещаний – это наличие формальных правил и процедур, поощряющих и защищающих демократию. Формальные процедуры помогают избежать опасности выхода совещания из-под контроля, благодаря чему формальные совещания предсказуемы. Обычный минимум формальных процедур и правил: правило обращения с комментариями к председателю, а не к последнему выступающему, наличие повестки дня, ведение протокола и предварительная рассылка участникам документов совещания.
Неформальные совещания могут принимать форму случайной встречи. На них обычно не бывает отпечатанной повестки дня и формально назначенных председателя и секретаря.
Функции совещаний:
1. объединение знаний и опыта участников;
2. озвучивание претензий и жалоб;
3. сбор информации;
4. оценка текущего состояния дел;
5. предоставление информации;
6. выяснение последствий осуществляемых или предполагаемых изменений;
7. принятие решений;
8. распределение ресурсов;
9. оказание влияния на политику;
10. помощь в принятии стратегических решений;
11. помощь в решении стратегических проблем;
12. усиление кооперации и преданности работников;
13. распределение обязанностей;
14. согласование действий.
Типы совещаний
Инструктивные совещания.Цель: проинструктировать людей об их работе и ответственности или передать информацию на нижние уровни крупной организации.
Деловые совещания.Цель: принятие решений. Участники делятся информацией, обсуждают вопросы повестки дня и принимают по ним решения. Недостаток: большая продолжительность обсуждений.
Комитеты планирования в рабочие группы.Проработка политики, планирование текущей работы, управление кружками качества, планирование ежегодных общих собраний требуют много времени, и эти дела лучше поручить небольшим группам, снабдив их четкими инструкциями.
Консультационные совещания.Консультационные совещания могут оказаться полезными для планирования. Могут проводиться либо с подчиненными (могут способствовать укреплению чувства сопричастности и преданности организации), либо с представителями профсоюзов, клиентами, потребителями, представителями общественности.
Производственные совещания.Цель: заслушивание отчётов о проделанной работе, коллективное обсуждение текущих проблем, например, кризисной ситуации в какой-либо команде.
Итоговые совещания.Проводятся время от времени для оценки прогресса, достигнутого организацией, подразделением, отдельными работниками в продвижении к поставленной цели. Иногда полезно присутствие фасилитатора (посредника).
Стили совещания
Совещания могут различаться по стилю. От стиля зависит характер и объём работы, с которой совещание может успешно справиться, характер решений, которые могут быть приняты, способы, которыми могут пользоваться участники, чтобы влиять на ход и результаты совещания, и степень удовлетворённости участников. Понимание стиля совещания может помочь:
§ Лучше использовать имеющиеся возможности для активного участия;
§ Изменить стиль совещания, если чувствуете, что он неподходящий, т.е. неприятен для участников и препятствует достижению целей организации.
Стили совещания можно классифицировать с помощью двумерной модели, оси которой формальность – неформальность, состязательность – согласительность смотри рисунок 3.
Состязательный стиль чаще всего характерен для совещаний, участники которых представляют группы с различающимися интересами и взглядами. Обычно участники таких совещаний руководствуются в своём поведении следующими соображениями:
1. Лучший способ уяснения проблемы заключается в открытой дискуссии по всем спорным вопросам.
2. Каждый волен лоббировать и отстаивать свою точку зрения.
3. Консенсус маловероятен.
4. Ограниченное доверие – не слишком доверяйте тем, кто декларирует Вам поддержку.
Согласительный стиль наиболее вероятен, когда участники совещания имеют сходные ценности, взгляды и цели. Обычно участники совещаний этого стиля руководствуются в своём поведении следующими соображениями:
Лучший способ уяснения проблемы заключается в обмене мнениями и обсуждении различных точек зрения в атмосфере взаимопонимания и доверия.
От индивидуумов ожидается подчинение их личных интересов интересам группы в целом, а индивидуумы, в свою очередь, ожидают, что их мнения будут должным образом учтены. Завоевание голосов не практикуется, как занятие ненужное и отнимающее время у продуктивного обсуждения; принимаемые решения отвечают интересам как группы в целом, так и отдельных её членов.
Рис. 3. Стили совещаний
Таблица 5