Оценка полученных данных
Организация практикуемого в школе механического запоминания, осуществляемого путем неоднократного повторения в разных видах работы со словесным материалом, также должна иметь место, вследствие медленного образования у умственно отсталых нервно-психических связей. Но она должна быть направлена в основном, на повторение тех же осмысленных логических отношений. ТАБЛИЦА – 4. СЛОВЕСНАЯ (СЛУХО-РЕЧЕВАЯ) ПАМЯТЬ
№№ предъявления слов | Ряды слов разного значения | ||
1 - й ряд | 2 - й ряд | 3 - й ряд | |
Не связанные друг с другом слова отвлеченного значения | Не связанные друг с другом слова конкретного значения | Связываемые между собой слова конкретного значения | |
Свет | Дерево | Лес | |
Страх | Кран | Поляна | |
Праздник | Поезд | Грибы | |
Болезнь | Ветер | Корзина | |
Подарок | Камень | Цветы | |
Отдых | Труба | Бабочка | |
Погода | Поле | Пень | |
Наказание | Парта | Кусты | |
Помощь | Лестница | Автобус | |
Радость | Трава | Собака |
В общей психодиагностике для выявления особенностей развития оперативной памяти используется методика «Информативного поиска заданного стимула».Методика. Ребенку предъявляется «Матрица информационного поиска» (см «Таблицу -3» в «Приложении - I»). Она представляет собой набор геометрических фигур, знакомых младшим умственно отсталым школьникам в их нормативном, терминологическом обозначении: «квадрат», «круг», «треугольник». Незнакомым является только «ромб». Каждая фигура представлена в двух вариантах: заштрихованном и не заштрихованном - всего 10 наглядных стимулов-эталонов. Они беспорядочно расположены в 100 клетках, составляющих 10 рядов по горизонтали и по вертикали. В произведенной нами модификации каждая фигура представлена в матрице 10 раз
Сначала ребенку показывают полоску, разделенную на 10 клеток. В каждой нарисован один стимул-эталон. Указывая на одну фигурку карандашом, (остальные закрыты экраном), дают инструкцию: «Посчитай, сколько »таких» фигурок нарисовано на этой странице» Форма и цвет фигурок при этом не называются.
Подсчет в матрице количества каждой из фигурок составляет для ученика только одну задачу, которую он должен решать. Другая задача состоит в том, что, после решения первой, ребенок должен ответить на вопрос: «Скажи, какие фигурки ты считал?» Таким путем ученика побуждают вербализировать произведенные им действия. Предполагается, что способность обозначить словами два признака стимула-эталона - форму и цвет - свидетельствуют об использовании в качестве средства деятельности соответствующих слов («квадрат», «круг», »черный», «белый» и т.д.). Т.е. о том, что ученик осуществлял деятельность сознательно, что в этом процессе зрительной внимание и зрительная память имели произвольный характер.
Особенности деятельности ребенка фиксируются в протоколе (см. в «Приложении I» форму «Протокол - 3»).
Критерии для оценки полученных данных
Интеллектуально-практическая сторона мнемической деятельности
§ Продуктивность деятельности. Определяется по объему правильно выделенной и использованной сенсорно-перцептивной информации и по затраченному на это времени.
§ Особенности интеллектуально-практической стороны деятельности. Определяется по характеру практических действий (по организованности движений глаз и оказания себе помощи движениям руки). Кроме того, это особенности вербализации произведенных действий: - адекватная вербализация по 2-м признакам стимула; - адекватная вербализация по 1-му из признаков; - замена правильной вербализации: замена адекватным, но не дифференцированным обозначением стимула (например, «четырехугольник» вместо «квадрат»); - замена элементарными «сенсорными предъэталонами» (например, «крыша» вместо «треугольник»); - замена «своими» словами (например, «прямоквадрат» вместо «квадрат»); - неправильные замены (например, «квадрат» вместо «прямоугольник»).
Эмоционально-личностная сторона мнемической деятельности
Оценивается по особенностям отношения к заданию и поведения. Отмечается заинтересованное, спокойное и индифферентное отношение; живость, уравновешенность и «монотонность» поведения.
Оценка полученных данных
Со стороны интеллектуально-практической в кратковременной мнемической деятельности на перцептивном уровне, для учащихся с умственной отсталостью и с ЗПР показательна большая вариабельность полученных данных.
У умственно отсталых отсутствует определенность во времени и точность в количестве выделяемых детьми фигур, соответствующих задаваемому стимулу-эталону. По среднему показателю, в групповом эксперименте с 3-классниками, выделяемых фигур чаще оказалось больше тех 10-ти, которые представлены в матрице. Показательна, кроме того, беспорядочность движений глаз, а также рук, к помощи которых ученики прибегают очень часто. Правильную вербализацию произведенных действий умственно отсталые осуществляют только по 1-му признаку - по форме. Словесные замены эталонных словесных значений отличаются ошибочностью определения формы.
Ученики с ЗПР отличаются от умственно отсталых наибольшим приближением - по среднему показателю - к правильным решениям со стороны объема выделяемых объектов (9 фигур), а также организованным движениям глаз и рук, прослеживая ряды фигур слева - направо или сверху - вниз. Именно по этому критерию можно говорить о существенности различий между учениками одной и другой групп. Можно считать, что различие между теми и другими состоит в разных возможностях самостоятельной организации мнемической деятельности на перцептивном уровне в соответствии с заданной в задании целью.
Нормально развивающиеся 3-классники отличаются в своем большинстве от рассмотренных категорий детей объемом выделенных фигур, организованными движениями глаз, редко прибегая к помощи рук. Вербализация произведенных действий осуществляются всеми детьми адекватно - либо по 2-м признакам (цвету и форме), либо по 1-му (по форме) при практическом отсутствии каких-либо словесных замен
Раз ТАБЛИЦА – 3. «МАТРИЦА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА»
ПРОТОКОЛ - 3. К МЕТОДИКЕ "МАТРИЦА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА"
.Методика. (По Ф.Е.Рыбакову, 1980). Ребенку предлагается таблица (см. в "Приложении I" форму "Таблица 1-а") с изображением 9-ти фигур. Из них 6 известны детям в своем нормативном, терминологическом обозначении (-круг-, -прямоугольник-, -треугольник-, -квадрат-, -овал-, -полукруг); 3 фигуры не имеют общепринятого словесного обозначения.
Инструкция. "Рассмотри внимательно, что здесь нарисовано". Время предъявления до 20-ти сек. В процессе рассматривания ребенком таблицы следить и фиксировать в протоколе (см. в "Приложении I" форму "Протокол-1») следующее:
§ Двигательное опосредствование воспринимаемых фигур (характер движения глаз - организованный или беспорядочный; наличие или отсутствие движений пальцами, "рисующими" в воздухе форму воспринимаемой фигуры или обводящими ее на рисунке).
§ Словесное опосредствование воспринимаемых фигур (называние воспринимаемых фигур вслух, шепотом или безмолвно шевеля губами словами нормативного значения или словами - заменами, представляющими «сенсорные предъэталоны», или словами не адекватного значения).
Затем «Таблица 1-а» закрывается. Предъявляется «Таблица 1-б». На ней изображено 12 фигур: 9 предъявлявшихся ранее и еще 3, нормативные словесные обозначения которых детям известны не все или вовсе не знакомы. Это -ромб, - шестиугольник, удлиненный по горизонтали, и восьмиугольник в форме креста. В обеих таблицах есть и другие фигуры, не имеющие терминологического, нормативно точного словесного обозначения.
Инструкция: «Покажи, какие фигуры ты уже видел на другой таблице». Если ребенок воспроизводит предъявлявшиеся ранее фигуры неполно, предложить ему продолжить поиск нужных фигур («Может быть ты уже видел на другой таблице еще какие-то фигуры?»). Отмечать реакции ребенка в протоколе (см. в «Приложении - I» форму «Протокол - 1»).
В протоколе предусматривается характеристика собственно мнемических действий при запечатлении материала и при его воспроизведении. Кроме того, в нем отражается также характер эмоционально-личностных реакций в процессе выполнения задания (особенности отношения к заданию и поведения).
Критерии для оценки полученных данных:
§ Особенности процесса запечатления фиксируемых вниманием фигур, предъявляемых для непроизвольного запоминания: наличие и характер двигательного или словесного опосредствования.
§ Особенности воспроизведения зрительно воспринимаемого материала (объем правильного воспроизведения, а также возможное наличие повторений и привнесений).
§ Характер эмоционально-личностных реакций (отношения к заданию и поведения: - заинтересованное, - спокойное, - индифферентное отношение, - «монотонность», адинамичность; - возможные критичность, врабатываемость или истощаемость в деятельности).
Полученные при обследовании данные описать в характеристике как индивидуальные особенности обследуемого ребенка.
ТАБЛИЦЫ 1-А, 1-Б. НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ