Проект литературной персонификации
Литературная персонификация также используется как средство создания мотивации для внимательной работы с текстом, к которому у них нет интереса. Двух учеников из Блэксбурга (Вирджиния, США) попросили выйти из класса и пройти в библиотеку, так как они вели себя довольно вызывающе во время работы над текстом «Ромео и Джульета» В.Шекспира. Учитель дал им задание написать письмо Шекспиру и изложить в этом письме, почему им неинтересно изучать его произведения. Так завязалась переписка этих двух школьников и В.Шекспира (в роли которого, как догадался читатель, выступал учитель). Искусный Шекспир сумел в конце концов перевернуть их представление о своих творениях. Вот несколько примеров из их переписки.
«На уроках родного языка нас заставляют изучать Ваши произведения, м-р Шекспир. Нам это не нравится».
«Я не обижаюсь, — отвечает им «м-р Шекспир». — Ведь вы не сказали, что вам не нравлюсь я. Вы сказали, что вам не нравится «это». Отсюда я делаю вывод, что вам не нравится, как вас учат. Поверьте мне, что за прошедшие 400 лет было много попыток изучать мои пьесы в школах. Вы не думаете, что, если бы так много людей не особенно преуспевали в изучении моих пьес, мои произведения должны были бы умереть к этому времени? В конце концов, мои современники Бен Джонсон, Томас Кид, Христофер Марлоу преспокойно почили. Очень мало, кто их помнит и читает их пьесы сейчас. Однако должно быть что-то есть в моих пьесах такое, что приносит удовольствие людям, несмотря на учителей, во всяком случае, не благодаря им. Я надеюсь, что смогу поделиться с вами, что же это такое. Но каждый драматург должен встретиться со своей аудиторией и ее взглядами. Итак, мне надо знать, где вы сейчас находитесь».
«Нам не нравится искать информацию. Мы должны были найти сведения о Вашей жизни*.
«Это всегда нудно, потому что так мало информации обо мне дошло до вас. Видите ли, основные свои произведения я написал в период с 1593 по 1613 гг. Много лет спустя случилась огромная беда, известная как Великий Пожар в Лондоне в 1666 году. Почти треть Лондона была уничтожена, включая и район, где располагался мой театр. Большинство записей моих постановок было уничтожено. Что же касается моей личной жизни в Статфорде, надо сказать, что, когда я жил там, никто не знал, насколько знаменит я стану в будущем. Попробуйте оглянуться вокруг себя. Кто из вашего класса будет знаменит? Решайте сейчас, чтобы вы могли записать наиболее значимые события его жизни, которыми впоследствии заинтересуются историки. Понимаете, что я имею в виду? Слишком мало записей о моей жизни сохранилось, потому что я был маловероятным кандидатом на знаменитость».
«Мы должны заниматься этой работой в свое свободное время, а учитель не слишком-то нам помогает».
«Что такое свободное время? В течение 20 лет я руководил театральной труппой, написал и опубликовал почти 200 больших поэм, играл в своих спектаклях и в спектаклях других авторов, написал 37 довольно хороших пьес, которые выдержали испытание временем. Многие удивляются, когда я успел столько сделать? Я расскажу вам мой секрет. Это случилось не потому, что я переставлял стрелки часов или вскакивал и мчался куда-то, когда звенел звонок. Многие люди попытаются как-то регламентировать ваши действия в жизни. Не позволяйте им делать это. Вам придется с возрастом выбирать для себя наиболее важные вещи, которые, как вы поймете, могут оказаться вашим вкладом в общество. Вот эти дела и делайте все свое свободное ото сна время. Даже сейчас, в моем возрасте, я работал весь день, беседуя с учениками, вроде вас, в двенадцати странах мира и планирую еще в течение трех часов поработать над новой пьесой. Завтра в б утра я снова начну свои дела. Посвятите себя работе, и вам не иридется беспокоиться о свободном времени. Любите свой труд, и вам никогда не потребуется свободное время. Вы всегда будете играть, потому что работа — это забавно».
«Наша учительница пытается убедить нас, что изучение Вашей жизни и творчества может быть интересным. Мы не уверены в этом, но верим ей! Может быть, Вы могли бы ответить на несколько наших воп-рсов, чтобы помочь нам начать это изучение».
«Вау, ну и зануды! Но я встречал и больших скептиков. Это нормально. Особенно ученики из 9-х классов из Австралии. Сначала они готовы были вообще не заниматься мной. Теперь они — одни из моих лучших друзей. Да, да, друзей. Я надеюсь поговорить с вами не просто обо мне и моих пьесах, но о вас. В конце концов, я думал о вас, когда писал свои пьесы. Не смущайтесь таким пустяком, как Время. Я знаю, вы интересуетесь этим маленьким вращающимся глобусом. Я заинтересовался им раньше вас и спрятал свои послания вам в моих пьесах; небольшие сокровища информации, которые однажды внесут большие перемены в вашу жизнь. Если вы потрудитесь их обнаружить, напишите мне».
«Что вы считаете наиболее интересным из того, что произошло до сих пор в вашей жизни?»
«Ответ может быть однозначным. В 1587 году, в возрасте 23 лет, я решил, что хочу стать писателем, сначала я хотел писать стихи, а затем пьесы. Мое решение было основано на неясных намеках, которые рождались в моей голове, в основном по ночам. Я думал о своих родных и случаях из моей жизни и жизни моей семьи, и слова роились в моей голове, складываясь в проблему самым уникальным образом, понятным для других. Слова приходили ко мне легко. Надо помнить, что в мои времена не было словарей или грамматических справочников. Если не хватало слова, пригодного для данной ситуации, я придумывал его. Это было забавно и вселяло в меня уверенность в правильности того, что я делал. Я могу сказать, что это было самое правильное решение, потому что мои пьесы принесли мне бессмертие. До тех пор, пока молодые люди слышат мои слова и соотносят свои мысли с моими героями — применительно к ситуации или конфликту, до тех пор я живу.
Если бы я не стал писателем, я бы не сидел здесь и не беседовал бы с вами. Я могу писать вам, потому что мои произведения победили время».
Остановимся на этом, ибо невозможно привести здесь всю переписку «Шекспира» и сомневающихся учеников. Нам кажется, что сама идея подобного проекта ясна. Это — проект с так называемой скрытой координацией. Нет сомнения в том, что школьники в конце концов не просто заинтересуются творчеством Шекспира, но и научатся читать литературный текст, извлекая из него личностную информацию, осмысливая мысли писателя, доходящие до нас через века.
Поскольку современная сеть Интернет является действительно всемирной сетью, объединяющей людей из различных уголков мира, большая часть самостоятельно существующих телекоммуникационных проектов или более сложно устроенных образовательных телекоммуникационных программ носит международный характер и координируется какими-либо конкретными организациями, научными или благотворительными фондами и т.д.
Многие образовательные телекоммуникационные проекты, хорошо проработанные с дидактической, методической и организационной стороны, заняли прочное место в учебном расписании тысяч школ по всему миру и могут по праву считаться «классическими». К числу таких проектов можно отнести проекты Национального географического общества США («Здравствуй!», «Кислотные дожди», «Погода в действии» и др.). Все эти проекты проводятся в рамках виртуальной телекоммуникационной сети Кайопа! Оео^гарЫс 5ос1егу Кк1з КеглУогК, головной компьютер которой находится в учебно-методическом центре Географического общества (N03).
Проекты N05 ориентированы на учащихся 4—7-х классов средних школ и проводятся преимущественно на уроках естествознания. Их главной особенностью является широкое использование исследовательских методов организации учебной деятельности учащихся, создание такой реальной учебной ситуации, в которой •учащийся действительно ощущает себя учен ым-исследователем, а результаты своих исследований значимыми и необходимыми для решения глобальных экологических проблем.
При выполнении любого из проектов N05 школы получают комплект учебных материалов, включающий специально подготовленные по каждой теме проекта учебные пособия для учащихся, методическое руководство для учителя (с общими комментариями по методике и подробным тематическим и поурочным планированием), дискеты с программой, совмещающей в себе такие функции, как:
- осуществление автоматического соединения с головным компьютером N05 по имеющимся в школе каналам телекоммуникационной связи;
. подготовка и отправка писем партнерам по проекту;
• обработка с помощью встроенного инструментального пакета полученных в результате исследований данных;
. представление данных в виде графиков, диаграмм, картограмм.
При необходимости в комплект учебных материалов входит дополнительное оборудование (например, набор лакмусовых индикаторов для определения кислотности осадков в проекте «Кислотные дожди»).
Общая схема работы школ по проектам N03 такова. В соответствии с установленным N03 расписанием проведения проектов школы получают комплект учебных материалов и начинают свою деятельность. На первом этапе определяются списки учащихся и учителей, формируются учебные группы (с условием, что каждая такая группа должна включать учащихся из разных школ, географически удаленных друг от друга), ведется переписка но сети с учащимися из других школ. Далее внутри каждой группы учащиеся знакомятся с идеей проекта, т.е. научной проблемой, лежащей в его основе. Изучая материал учебника и обсуждая предложенную учителем и методистом N05 тему, учащиеся формируют гипотезу, ставят задачи исследования и планируют свою работу.
На втором этапе учащиеся проводят полевые исследования, собирают необходимый материал (например, измеряют во всех водоемах, расположенных рядом со школой, уровень кислотности воды), обрабатывают его в классе, представляют в графическом виде (с помощью инструментальной программы) и передают по сети методисту из N05. Данные на центральный компьютер N05 поступают в установленное время одновременно от всех школ-участников проекта. Эти данные картографируются и в виде общего файла (содержащего, например, нанесенные на карту мира данные по кислотности осадков, выпавших во всех городах, где живут участники проекта) рассылаются по телекоммуникационной сети школам. Далее учащимся остается проанализировать общую картину распределения данных и найти свои причины указанному физическому явлению (в нашем примере — причины различного уровня кислотности осадков по регионам мира). После бурного обсуждения учащиеся формулируют свои выводы и вновь оперативно пересылают их в N05. Через некоторое время они получают из N05 письмо, в котором подводятся итоги проекта и задаются новые направления научного поиска. Здесь важно еще раз отметить то, что учащиеся воспринимают свою работу как акт реальной помощи ученым мира, работающим над решением сложных глобальных проблем, требующих участия исследователей из разных стран. Тем самым, данные проекты N05 в значительной степени повышают мотивацию учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла, развивают глобальное мышление учащихся, формируют навыки исследовательской деятельности.
Помимо проектов Национального географического общества США к категории «классических» можно отнести телекоммуникационные учебные проекты в рамках международной образовательной программы «Всемирный класс» (\Уог1й СЛаззгоот). Эта программа организационно основана на сочетании использования развитой системы сетевых конференций и электронной почты и рассчитана, в первую очередь, на поддержку учебных планов и на привлечение материалов конференций непосредственно при работе на уроках. Так же, как в проектах сети N08 КЫ$ Ке^огЬ, участникам программы «Всемирный класс» рассылаются комплекты учебных материалов, включающих в себя методические руководства для учителя и учебные пособия для учащихся. Помимо этого, участники программы получают руководства, в которых подробно описываются все проводимые телеконференции, указываются сроки подключения к ним и особенности каждой из конференций.
Все конференции «Всемирного класса» разбиты на пять групп по тематическому принципу: естественные науки, общественные науки, словесность, специальные и межпредметные проекты, служебная и методическая информация по использованию сети. Причем, в отличие от проектов N08, участники проектов «Всемирного класса» могут не только работать над собственными проектами, но и следить за работой других групп, выполняющих проекты по другим темам. Это особенно важно для тех учащихся и их учителей, которые только начинают заниматься проектной деятельностью. Любая из конференций содержит следующие обязательные для всех разделы:
. описание предстоящей работы, целей, задач;
- представительские письма школ, участвующих в проекте, со
держащие не только рассказ об учащихся, но и краеведческую
информацию о том месте, где находится школа;
. вопросник по теме проекта;
- сочинения учащихся по выбранной теме проекта;
. анализ ответов учащихся на вопросник.
Похожую систему организации учебных проектов в телекоммуникационной сети можно увидеть и б другой международной образовательной программе 1*ЕАШЧ. Эта программа не нацелена на поддержку конкретных школьных курсов, предоставляя своим участникам самим выбирать темы и организовывать их проведение в самых разнообразных телеконференциях, как открытых, доступных всем, так и закрытых, для участников других проектов. Новым участникам программы 1*ЕАЯК предлагается присоединиться к уже действующим проектам (конференциям), провести проект совместно с какой-либо школой (школами), воспользовавшись идеей, планом работы и описанием проекта, ранее уже проведенного в рамках 1*ЕАКК другими участниками, или пора-
ботать в режиме «школа-школа». В последнем случае координаторы программы помогают школе (на основании заполненных анкет и представительских писем) найти партнера для выполнения самостоятельного проекта на основе имеющейся у школы идеи.
Особое место среди международных проектов занимают экологические проекты. Как правило, такие проекты проходят под эгидой известных международных организаций и движений, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, например ЮНЕСКО, Гринпис и другие, и имеют конкретный практический выход в виде публикаций результатов исследований в газетах и журналах, выступлений на радио и телевидении.
В 1995 году в Интернет прошел европейский экологический образовательный проект «Юные репортеры в защиту окружающей среды». Учащиеся школ из Ирландии, Франции, Дании, России и других стран проводили «журналистские расследования» ситуации в «зонах высокой энергетической нагрузки» крупных мегаполисов. Материалы расследования, интервью с ведущими учеными и специалистами в данной области, представителями министерств и ведомств собирались в едином координационном центре, анализировались и дополнялись материалами, полученными от других участников проекта. Созданные на основе этих материалов детские газеты были проиллюстрированы интересными фотографиями, выполненными как самими участниками, так и полученными по сети с сервера образовательной системы N353 8расеНпк.
Примером международного проекта, целью которого является развитие глобального и экологического мышления учащихся средних школ, может послужить действующий в Интернет с 1995 года проект «Это наше время», посвященный 50-летию образования ЮНЕСКО. Партнерами по проекту являются более 30 образовательных организаций из 14 стран мира. Участники проекта выполняли разнообразные природные наблюдения и экологические исследования, отвечали на вопросы игры «Объединение наций», участвовали в конкурсе на лучший детский рассказ на тему «Идеальный мир глазами детей».
С 1996 года на территории России американской образовательной организацией «Проект Гармония» проводится широкомасштабный проект по налаживанию контактов между учащимися российских и американских школ. За последнее время в рамках проекта к сети Интернет были подключены школы более чем из тридцати регионов России — от Москвы до Владивостока. Первым успешным результатом проекта можно назвать создание силами учителей и учащихся на базе каждой из школ проекта собственных web-страничек, содержащих интереснейшую информацию о самой школе и ее учащихся, об истории, традициях, культуре и экономике той области и региона, где находится школа. Причем следует обратить внимание на то, что эта информация собирается
и размещается на сервере в условиях широкого использования проектных и исследовательских методов как в рамках обычных уроков, так и во внеурочной работе.
С 1994 года в Ярославле действует Центр дистанционного обучения школьников, с которым работает более 100 образовательных учреждений Ярославской области. На базе данного Центра организованы разнообразные образовательные проекты. Проект «Русская зима» вовлек в общение друг с другом учащихся из различных школ Ярославля, познакомил учащихся с русскими обычаями, традициями, культурой. В ходе проекта учащиеся отвечали на вопросы сетевой викторины, участвовали в сетевой игре «Кроссворд наоборот», конкурсе на лучший компьютерный рисунок, а также переписывались друг с другом, используя для этого электронную почту и телеконференцию. После подведения итогов проекта лучшие материалы были размещены на сервере Центра. Более интересными, с методической точки зрения, являются экологические проекты «Первоцветы», «Биоиндикация природных водоемов» и «Микрокосм», которые выполняются под научным руководством сотрудников Тутаевского дома природы и института природных вод РАН. В частности, работая в учебном проекте «Первоцветы», учащиеся школ изучали новую для них тему с помощью интерактивного учебного пособия, размещенного на сервере Центра. Пособие содержит информацию о раннецветущей флоре, характерной для средней полосы России, в нем даны также иллюстрированные описания первоцветов. В рамках проекта учащимся предлагалось, используя материал пособия и готовые методики различной степени сложности, провести самостоятельные исследования по различным направлениям программ школьных курсов природоведения, ботаники, общей биологии и на факультативах по экологии.
Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно тщательно структурирован; выполнять его следует с учетом промежуточных и итоговых результатов.
Таким образом, успех телекоммуникационного проекта во многом зависит от подготовительной работы учителей и учащихся, от правильности выбранной методики организации деятельности учащихся и их психологического настроя. В качестве примера в приложении приведены описания еще нескольких интересных международных и региональных (московских) проектов.
Все вышесказанное приводит к выводу, что глобальные телекоммуникационные сети — это огромный пласт мировой культуры, о существовании которого россияне еще недавно и не подозревали, а большая часть российской педагогической интеллигенции не знает и сейчас. Но вера в огромный интеллектуальный потенциал России помогает надеяться, что и этот «электронный
занавес» будет поднят и миллионы российских граждан сумеют присоединиться к тому, что сейчас называют «субкультурой Интернет», и внести в нее свой вклад.
Вопросы к семинару:
1. Что понимается под телекоммуникационным проектом?
2. Какие проекты можно эффективнее всего реализовать на базе
компьютерных телекоммуникаций?
3. гТри каких условиях телекоммуникационные проекты оказываются
эффективными для целей обучения?
4. Что требуется от учителя, решившего использовать компьютерные
телекоммуникации в своей практике?
5. Какие из приведенных примеров проектов показались вам наиболее
интересными? Почему?
Творческое задание:
1. Обсудите с другими студентами вашей группы, какие темы, по вашему
мнению, вызвали бы наибольший интерес при подготовке:
• международного телекоммуникационного проекта, в котором, кроме
российских школ, участвовали бы зарубежные школы;
- российского телекоммуникационного проекта.
2. Выбрав лучшую тему для проекта, обоснуйте необходимость ис
пользования компьютерных телекоммуникаций. Уточните, какие дидакти
ческие свойства и функции телекоммуникаций наиболее адекватны целям
вашего проекта.
3. Определите, какие именно знания и умения и по каким предметам
потребуются для выполнения проекта. Каковы его возможные практичес
кие результаты? Какими методами ваши ученики должны будут восполь
зоваться, чтобы выполнить проект?