Эффективность реализации 2 блока зависит от деятельности всех субъектов образовательного процесса
Направления деятельности | Урочная и внеурочная деятельность |
1.Организация режима школьной жизни | 1. Снятие физических нагрузок через: - оптимальный календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 1 классы – 33 учебные недели, дополнительные каникулы в середине 3 четверти. 2-4 классы – 35 учебных недель, разбит на 4 периода. Максимально допустимая нагрузка соответствует требованиям СанПиН. - пятидневный режим обучения в1-х классах и 6-дневный режим обучения 2-4 классах с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки. - «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре в1-х классах. - облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмического оптимума умственной и физической работоспособности). - 30-минутный урок в течение 1 полугодия, и 35-минутный урок – во 2 полугодии в1-х классах и 40 -минутный во 2-4 классах. - ежедневные 2 большие перемены по 20 минут с подвижными играми; - рациональный объем домашних заданий: 2 классы до 1 часа, в 3-4 классах до 1,5 часов, отсутствие домашних заданий в 1 классе. - составление расписания с учетом динамики умственной работоспособности в течение дня и недели. |
2.Создание предметно- пространственной среды | 1.Отдельный блок для начальной школы. Для каждого класса отведена учебная комната, но гигиенические уголки предусмотрены не везде. Физкультурный зал для обучающихся начальной школы. Зал хореографии и занятий ритмикой. 2.Обеспечение обучающихся с ЗПР удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. 3.Парты в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. 4.По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе. |
3. Организация учебно- познаватель-ной деятельности | 1. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий: -технологии личностно-орентированного обучения; 2. Корректировка учебных планов и программ: - введение внеурочной деятельности, спортивно-оздоровительного направления; - реализация планов индивидуального обучения для детей с ЗПР. 3. Оптимальное использование содержания валеологического образовательного компонента в предметах, имеющих профилактическую направленность: физическая культура, окружающий мир. 4. Безотметочное обучение в1-х классах 5. Применение ИКТ с учетом требований СанПиН. 6.Специфика организации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период уроков по отдельным предметам в адаптационный период: математика, окружающий мир, технология, физкультура, изобразительное искусство, музыка. 7.Реализация программы духовно-нравственного воспитания и развития личности:реализация плана мероприятий по профилактике детского травматизма; изучению пожарной безопасности; проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий: осенний кросс, спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»; проведение дня здоровья; экскурсии в лес, парк; встречи с инспекторами ГИБДД, специалистами Центральной городской больницы. |
3 блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Задача: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся с ЗПР, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся с ЗПР всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР и формирование культуры здоровья.
Планируемый результат:
• эффективная работа с обучающимися с ЗПР всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях, на прогулках);
• рациональная организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
• организация активных движений (динамической паузы) после 2-го и 4-го уроков;
• физкультминутки на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, коррекционных занятий (дней спорта, соревнований, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от всех субъектов образовательного процесса (приложение №1).
Направления деятельности | Урочная и внеурочная деятельность |
Организация оздорови-тельно-профилакти-ческой работы | 1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья • медицинский осмотр детей с ЗПР, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, неврологом); • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью выявления наиболее часто болеющих детей с ЗПР; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ; • диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития |
2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: • проведение плановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита); • профилактика простудных заболеваний; • создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.; • соблюдение санитарно-гигиенического противоэпидемического режима. | |
Организация оздоровител-но-профилакти-ческой работы | 3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей: • согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), проведение физкультминуток на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включены различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно - двигательного аппарата. • подвижные игры на переменах; ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня; • внеклассные спортивные мероприятия; • школьный спортивный кружок ОФП |
4. Организация рационального питания предусматривает: · назначение ответственного за организацию питания; • выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях; • соблюдение основных принципов рационального питания: соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей с ЗПР (учет необходимой потребности в энергии детей младшего школьного возраста); • сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения • восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания. • создание благоприятных условий для приема пищи (необходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вилки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом; • 100%-ный охват обучающихся начальной школы горячим питанием; | |
5. Работа психолого-педагогической и медико-социальной службы организация работы ТОПМПК по психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся с ЗПР, трудностями в обучении и отклонениями в поведении. | |
6. Работа логопедической службы по рабочим программам для групповых и индивидуальных занятий «Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с нарушениями чтения и письма». |
4. блок Реализация дополнительных образовательных программ
Задача: внедрить программы дополнительного образования по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.
Планируемый результат:
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей начальных классов, педагогов - психологов.
Направления деятельности | Урочная и внеурочная деятельность |
Внедрение программ, направленных на формирова-ние ценности здоровья и ЗОЖ | 1. Работа школьного психолога по коррекционно-развивающей программе по адаптации первоклассников к школе. |
2. Работа педагогов по программе «Культура безопасности и жизнедеятельности учащихся». | |
3. Работа по рабочей программе «Мир, в котором я живу» |
Формы организации занятий по программам дополнительного образования интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
• проведение часов здоровья;
• факультативные занятия;
• проведение классных часов;
• занятия в кружках; проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.
5. блок.Просветительская работа с родителями
(законными представителями)
Задачи: организовать педагогическое просвещение родителей
Планируемый результат:
• формирование общественного мнения родителей, ориентированного на здоровый образ жизни;
• создание в семье благоприятной воспитывающей среды, способствующей улучшению межличностных отношений, повышению ответственности семьи за здоровье, физическое, эмоциональное, умственное и нравственное развитие школьников.
Реализация этого блока зависит от всех субъектов образовательного процесса.
Направления деятельности | Урочная и внеурочная деятельность |
1.Родительс-кий всеобуч: просвещение через литера-туру, размещение информации на сайте школы, смен-ных стендах | 1. Обсуждение с родителями вопросов здоровьесбережения в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы в данном направлении на родительских собраниях, лекториях. |
1. Обмен опытом семейного воспитания по ценностному отношению к здоровью в форме родительской конференции, организационно-деятельностной и психологической игры, собрания-диспута, родительского лектория, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинара, педагогического практикум и другие. | |
2. Книжные выставки в библиотеке школы по вопросам семейного воспитания, индивидуальные консультации по подбору литературы. | |
3. Реализация цикла бесед для родителей: | |
4. Размещение информации на сменном стенде «Лучше быть здоровым!», «Береги здоровье смолоду”. | |
2.Просвеще-ние через совместную работу педагогов и родителей | Проведение совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований: «Веселые старты», « Осенний кросс», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек в рамках месячника «Мой выбор», предупреждение травматизма, соблюдение правил безопасности и оказание помощи в различных жизненных ситуациях в рамках «Дня защиты детей». |
6. блок. Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни.
Задача:контроль реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение качества учебно-воспитательного процесса , взаимодействия с родителями, педагогами.
Планируемый результат: выявление имеющихся отклонений в реализации программыформирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения
Направления деятельности | Урочная и внеурочнная деятельность | |||
1. Изучение и контроль за реализацией программы в учебно – воспитательном процессе | 1. Утверждение планов работы в рамках программы (План ПМПк, План мероприятий по технике безопасности, правилам дорожного движени, план внеклассных мероприятий. | |||
2. Создание материально-технической базы для реализации программы. | ||||
3. Контроль за эффективностью использования оборудованных площадок, залов в целях сохранения здоровья обучающихся. | ||||
4. Контроль за режимом работы специалистов службы. | ||||
5. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в обеспечении образовательного процесса. | ||||
6. Проверка соответствия нормам и утверждение расписания школьных занятий. | ||||
7. Контроль за качеством горячего питания обучающихся с ЗПР. | ||||
8. Контроль за повышением квалификации специалистов. | ||||
2. Изучение и контроль взаимодействия с родителями | 1. Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы (управляющий совет, родительские собрания, сайт школы). | |||
2. Знакомство с нормативно-правовой базой. | ||||
3. Организация тематических родительских собраний с привлечением специалистов ОО. | ||||
4. Совместное родительское собрание с администрацией основной школы по проблеме здоровьесбережения. | ||||
5. Контроль за проведением классных родительских собраний, консультаций | ||||
3.Управление повышением профессионального мастерства | 1. Заседание методического совета о согласовании программы | |||
2. Теоретический семинар «Реорганизация учебно-воспитательного процесса при проведении урока с позиций здоровьесбережения». | ||||
3. Семинар-практикум «Внедрение новых технологий и активных форм обучения как средства повышения качества образования обучающихся с ЗПР». | ||||
4.Управление повышением профессионального мастерства | 4.Педагогический консилиум «Проблемы школьной дезадаптации». | |||
5. Педагогические советы | ||||
6. Заседание МО учителей начальных классов «Здоровье как одно из условий создания ситуаций успеха в обучении» | ||||
7. Заседание МО классных руководителей «Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя по формированию здорового образа жизни» | ||||
5.Диагностика эффективности реализации программы | Критерии | Показатели | ||
1. Сформированность физического потенциала | 1.Состояние здоровья обучающихся с ЗПР по итогам углубленного медицинского осмотра. 2. Развитость физических качеств (уровень обученности по физической культуре). | |||
2.Сформированность нравственного потенциала личности выпускника | 1. Осознание значимости ЗОЖ в сохранении здоровья (по итогам анкетирования). | |||
3.Удовлетворенность обучающихся с ЗПР школьной жизнью | 1. Уровень удовлетворенности обучающихся с ЗПР школьной жизнью. 2. Уровни эмоционально – психологического климата в классных коллективах (в 1-4 классах по итогам исследований психологов по вопросам адаптации, по итогам тематического контроля). | |||
4.Осмысление обучающимися с ЗПР содержания проведенных мероприятий по здоровьесбережению. | 1.Уровень осмысление обучающимися с ЗПР содержания проведенных мероприятий (на основе анкетирования). | |||