Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом
Анатоль Франс (1844-1924), французский писатель.
Большая статья «Только вперед!», опубликованная в газете одного из машиностроительных предприятий Свердловской области, содержит много важной информации об итогах и перспективах развития завода. Но воспринимается информация с трудом. Огромный «кирпич» текста украшает только одна фотография. Поэтому, очевидно, далеко не все читатели захотят читать (тем более, дочитать до конца) этот текст. На наш взгляд, как минимум, следовало бы разделить его на части (тематические разделы) с подзаголовками. А можно вообще применить этот самый «инфотейнмент» по полной программе: сделать подборку материалов под одним заголовком (желательно, более интересным). Например: 1) основная статья (или интервью с генеральным директором); 2) вставки с наиболее яркими и важными высказываниями – крупным кеглем, на подложках; 3) фотография и подпись под ней; 4) диаграмма, наглядно демонстрирующая увеличение объемов производства и т.п.; 5) дополнительная статистическая информация в рамочках; 6) блиц-опрос работников предприятия: что они думают об итогах и перспективах… Это как вариант. Можно какие-то элементы изменить, убрать, добавить… Творчество, направленное на поиск наиболее выразительных форм подачи информации, нужно «позарез» для успешного развития любого (в том числе и корпоративного) СМИ.
+ В США в середине 90-х годов XX в. было проведено исследование интересов и предпочтений читателей ежедневной прессы. Выяснилось, что очень мало людей дочитывают до конца газетные материалы, особенно крупные. Некоторые вообще читают только заголовки и просматривают иллюстрации.
Согласно исследованию, читателей в газетах больше всего привлекают:
1) рисунки и фотографии, а также подписи к ним
2) заголовки и подзаголовки
3) графики, диаграммы
4) Вставки с наиболее яркими цитатами
5) Важные факты, цифры, выделенные особым образом (напр., подверстанные к основному тексту в рамках или на подложках)
Конечно, не всем может понравиться «инфотейнмент». Есть люди (особенно, пожилого возраста), которые привыкли к определенным формам подачи информации и могут оказаться недовольны радикальными изме нениями. Не исключено, что на некоторых предприятиях таких людей большинство. Поэтому любые серьезные изменения в содержательной модели и дизайне издания необходимо сопровождать изучением мнений, предпочтений своих читателей.
Некоторые КИ грешат излишним пафосом и «напыщенностью»: с помощью многочисленных восторженных эпитетов они расписывают достоинства своей «лидирующей», «передовой» компании, «мудрые, дальновидные решения» и «благородные поступки» ее руководителей. Видимо считают, что чем больше нагромоздить подобных словечек, тем сильнее читатель будет любить компанию и ее руководство… Для верности можно еще восклицательных знаков побольше навставлять – тогда уж совсем любовь будет полная и беззаветная…
Например, в одной русскоязычной корпоративной газете Казахстана в материалах, следующих один за другим, заголовки следующие: «Женщины всегда выбирают лучшее!», «Семь раз воспользуйся, один раз – выиграй!», «2 года совместного творчества!», «Внимание! Совещание начинается», «Незабываемый отдых!».
… Чувствуете, как в вашем сердце просыпается восхищение славными делами данной компании?.. Не чувствуете?.. Тогда прочтите напечатанное в этой газете стихотворение под названием «Сердце Сары-арки», которое «Посвящается А. А. Беляеву» (один из руководителей фирмы):
«…Над городом угля сплотилась мгла,
Достойная жизнь к народу пришла.
Плеяду знатных героев труда
Взрастила орденоносная Караганда!
Среди них Беляев Андрей –
Бизнесмен,
Мудрый наставник и истинный
Джентльмен…»
Надеюсь, теперь-то вы прониклись трепетными чувствами к карагандинской компании и ее Героям?.. Шутки шутками, а ведь и многие российские корпоративные СМИ проявляют похожую подобострастность, не задумываясь о том, что она может вызвать у аудитории чувства, далекие от обожания и восхищения.
Не надо нагромождать громкие эпитеты и восклицательные знаки. Если хотите, чтоб люди прониклись уважением к вашей компании – просто пишите о ее делах и достижениях. И чем спокойнее, сдержаннее вы будете писать, тем сильнее читатели проникнутся… Чтобы люди поверили, что руководитель компании действительно «мудрый наставник и истинный джентльмен», ни в коем случае не надо использовать эти напыщенные слова. Гораздо эффективнее просто рассказать о его решениях, поступках, случаях из жизни, которые бы сами подвели читателя к таким выводам… Конечно, рассказывать нужно не сухим канцелярским слогом, а живо, динамично, просто и ясно, с использованием конкретных примеров. Вот в этом случае читатель действительно может поверить и «проникнуться» теми эмоциями, которыми вы желаете его «заразить».
+ Очень важно найти и выдерживать правильную интонацию. С одной стороны, корпоративное СМИ должно быть близко к читателям (зрителям, слушателям), говорить на понятном для них языке, не быть «сухим официозом». С другой стороны, нужно избегать «запанибратства» и «потакания всем прихотям» аудитории, иначе это СМИ (и распространяемая с его помощью информация) не будет восприниматься всерьез.
Газетный дизайн призван максимально облегчать восприятие информации. Однако с дизайном у многих корпоративных СМИ большие проблемы. Зачастую он является устаревшим, не соответствующим современным требованиям и не облегчающим, а затрудняющим восприятие информации.
Вот что говорит об упомянутых проблемах тренер IREX по газетному дизайну Алексей Костицын: «Традиционные элементы, доставшиеся в наследство газете и не подлежащие изменению, ибо «у нас так всегда было»:
- старые шапки, подвалы, колонтитулы
- устаревшая вёрстка
- система рубрик, «рисованные рубрики» и декоративные элементы…
Почему-то никому в голову не приходит носить одежду 50-х годов выпуска – не модно, да и шьют сейчас интереснее и лучше. Но вот декоративные элементы газеты – пусть будут, это «священная корова», её трогать нельзя, газета потеряет свое лицо, станет неинтересной. Непонятно, почему простая, бытовая логика даёт сбой. Газета должна выглядеть современной, ибо пишет для современников. Старые декоративные элементы можно и нужно омолаживать раз в несколько лет».
Иллюстрации в корпоративной прессе тоже зачастую оставляют желать лучшего. Основная проблема, опять же, заключается в шаблонности, отсутствии творческого подхода, боязни нарушить некие устоявшиеся (и, скорее всего, надоевшие читателям!) стандарты. Так, сюжеты практически всех фотографий во многих заводских СМИ, по словам А. Костицына, сводятся к четырем основным группам:
· «руководитель за столом»
· «рабочий у станка»
· «непонятные пыльные железяки»
· «футболисты и артисты».
В итоге из номера в номер - полное однообразие и скукотища. Никаких интересных ракурсов и оригинальных сюжетов, никаких полетов фантазии и творческих дерзаний… Понятно, что «отца родного» (руководителя компании) надо фотографировать. Но это не значит, что его фотография должна красоваться в каждом номере на первой странице (ох, как он всем надоест!!!), да к тому же всегда примерно в одной и той же позе (сидит за столом с застывшими чертами лица, в лучшем случае – общается с «высокими гостями»). Да и рабочего можно порой поинтереснее изобразить. Вовсе не обязательно он должен либо стоять у станка как стойкий оловянный солдатик, либо изображать перед камерой, будто он что-то делает на станке…
В целом же, фотографии добросовестных тружеников, «работяг» на страницах СМИ – безусловно, положительное явление. И в российской корпоративной прессе наблюдается позитивная тенденция: если раньше страницы изданий были «забиты» фотографиями «больших начальников», то теперь все больше становится фотографий «простых рабочих» и публикаций о них. Так, например, размещая на обложке практически каждого своего номера фотографии «людей труда»: работников, достигших больших высот в профессиональной деятельности, в спорте, заслуженных ветеранов завода и т.д., журнал «Имидж-Магнитогорск» подчеркивает тем самым, что такие люди ценятся на Магнитогорском Металлургическом комбинате, являются его гордостью… Да и с чисто практической точки зрения такой подход совершенно оправдан. «Ничто никогда не будет интересовать людей больше, чем их собственная персона. И для того, чтобы ваше средство массовой информации не осталось только вашим, там должны быть они - ваши сотрудники. Если корпоративное издание будет про них, то оно станет и их изданием тоже… Фотографии людей, иллюстрации сделают издание живым и придадут ему лицо ваших сотрудников, то есть уникальное лицо вашей компании»[108].
* Лучше, чтобы на фотографиях присутствовали люди, а не одни «железяки». Присутствие человека оживляет снимок, особенно, если человек в момент съемки находится в движении, в действии, а не «натянуто» улыбается, глядя в объектив.
Конечно, можно снять самый замечательный сюжет, а читатель это не оценит или вообще не поймет, что изображено на фотографии, если газета печатается на плохой бумаге и на старинном типографском оборудовании. Качество печати в некоторых корпоративных изданиях (прежде всего, в заводских «многотиражках») пока действительно низкое, хотя прогресс в последнее время, несомненно, наблюдается.
В рамках небольшой книжки невозможно перечислить все проблемы, связанные с содержанием и дизайном корпоративных СМИ. Мы ведем речь лишь о некоторых, которые, на наш взгляд, наиболее злободневны. В принципе же для производства качественного корпоративного СМИ необходимо владеть практически всеми теми же знаниями и технологиями, которые требуются и в «большой прессе». Да еще и владеть искусством PR.
Настоящий пиарщик никогда не станет обходить стороной острые, волнующие читателей проблемы и важные события.
«Корпоративность подразумевает откровенность… В отсутствие объяснения ситуации информационный вакуум начинает заполняться слухами. Но как только «открывается» заслонка, проблемы начинают обсуждаться публично, озвучиваются взаимные претензии, появляется ощущение единой команды»[109].
+ Рассказывает главный редактор внутрикорпоративной газеты «Вестник РУСАЛа» Елена Карпова: «На страницах издания публикуются проблемные и критические материалы. Особое внимание уделяется таким темам, как охрана труда и промышленная безопасность, заработная плата и мотивация персонала, программы жилищного кредитования и санаторно-курортное лечение. Здесь не только письма сотрудников, но и отклики на них администрации. По некоторым тревожным сигналам даже проводились журналистские расследования. Например, в начале 2003 года заводы РУСАЛа перешли на новую единую спецодежду. Ее первые партии подверглись жесточайшей критике… На редакцию буквально обрушился шквал замечаний с претензиями по качеству. Реакция начальства была мгновенной: после проверки фактов изготовителям выставили рекламации. Все сведения о ходе и результатах разбирательства мы доносили до аудитории»[110].
К сведению: «Вестник РУСАЛа» - победитель конкурса «Лучшее корпоративное СМИ-2005».
Между тем, в некоторых компаниях руководители требуют, чтобы внутрикорпоративное СМИ писало «только о хорошем». Иногда доходит до абсурда. Реальный пример. В одной организации установили новое дорогое оборудование и параллельно начали ремонтировать крышу. Хлынул ливень, вода стала заливать помещение. Сотрудники бросились спасать оборудование. Ценой больших усилий основную часть оборудования удалось спасти… Вместо того чтобы описать ситуацию, рассказать о самоотверженном совместном труде сотрудников и руководства по спасению оборудования, вместо того, чтобы поместить благодарность руководства «героям-спасателям», корпоративная газета по указу директора не напечатала об этом ни слова. Сотрудники были в недоумении…
Обо всех значимых для сотрудников явлениях и событиях говорить во внутрикорпоративном СМИ необходимо. Другое дело – КАК говорить, как подавать информацию, на чем делать акценты.
Например, работники сетуют на плохие условия труда (или проживания в заводском общежитии). Если редактор корпоративного СМИ сделает вид, что «ничего не происходит» и «все замечательно», ситуация от этого только усугубится. Работники перестанут доверять и газете, и руководству компании. Будет гораздо лучше, если корпоративное издание честно расскажет об этих претензиях, а рядом или в следующем номере - о том, что руководство компании делает (собирается делать) для решения данной проблемы. Открытое обсуждение проблем повышает доверие к руководству, создает благоприятную деловую атмосферу, способствующую успешному развитию компании.
Если случилось чрезвычайное происшествие, если идут увольнения людей, если завод по той или иной причине оказался в сложной ситуации, то самое глупое, что можно сделать внутрикорпоративному изданию – это совсем не писать об этом. Наиболее оптимальный вариант, на наш взгляд: обрисовать проблему и акцентировать внимание на том, как она решается, или почему руководство вынуждено поступать именно так в данной ситуации, объяснить политику руководства.Причем сделать это надо как можно более оперативно. Согласно результатам различных исследований, информация о событии, которая первая «попала в голову», чаще всего усваивается лучше, чем последующая информация об этом же событии, поданная в иной трактовке. То есть если вы расскажете сотруднику предприятия СВОЮ ПРАВДУ о событии раньше, чем другой источник информации преподнесет события в иной интерпретации (а она может быть неблагоприятна для вас), то у вас есть большие шансы, что сотрудник поверит именно вам. Поэтому так важно, чтобы работники получали оперативную информацию о каких-то неприятных событиях, явлениях, связанных с деятельностью вашей фирмы, именно из корпоративных СМИ. Будет ГОРАЗДО ХУЖЕ, если работники узнают о них через некоторое время из других СМИ или в курилке от своих коллег. Представляете, что они будут говорить? «Опять от нас начальство все скрыть пытается!.. За идиотов держат…» и тому подобное. А скрыть от людей какие-то ЧП или серьезные проблемы, связанные с деятельностью компании, все равно не получится…
+ Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом.
Бернард Шоу (1856-1950) английский писатель, драматург.
Даже хорошее корпоративное издание не станет эффективным инструментом менеджмента, если как следует не продуман размер его тиража, периодичность, система распространения. Такое издание может не дойти до читателя.
Как ни странно, некоторые сотрудники не читают внутрикорпоративные издания из-за того, что просто не знают об их существовании. “Периодически по корпоративной электронной почте приходят какие-то просьбы куда-то присылать информацию о событиях в отделе, но я на них никогда не отвечаю”, — говорит менеджер крупной российской компании, недавно с удивлением узнавший, что у них, оказывается, есть корпоративное издание».
Начнем с определения оптимальной величины тиража. Конечно, если корпоративное издание распространяется по подписке, то величина тиража зависит от количества подписчиков. Например, если подписались пятьсот человек, то тираж можно сделать приблизительно пятьсот пятьдесят экземпляров (чтоб хватило еще для редакционного архива, для самих сотрудников редакции и их родных и вообще на всякий случай). Причем, по мнению исследователей СМИ, информацию, за которую приходиться платить, читают лучше.
Но очень многие корпоративные СМИ распространяются бесплатно. Как определить оптимальный тираж в этом случае?
Тираж, разумеется, не должен быть слишком мал, иначе оно сможет охватить лишь небольшой процент целевой аудитории. В то же время, делать его чрезмерно большим – значит, впустую тратить деньги. К тому же, специалисты рекомендуют в случае бесплатно распространяемого внутрикорпоративного издания так называемый «дефицитный тираж», охватывающий семьдесят (или чуть более) процентов целевой аудитории. Некоторый дефицит «подстегивает» интерес к изданию. Скажем, с газеты «Купеческие ведомости» сотрудники торговой сети «Купец» нередко снимают ксерокопии для себя и своих близких. Таким образом, каждый номер проходит через десятки рук.
+ Создание искусственного дефицита – лучший способ стимулирования сбыта, который я знаю.
Генри Джон Хайнц, основатель H.J. Heinz Company
Издание с оптимальным тиражом нужно еще и доставить до читателей, иными словами, сформировать продуманную систему распространения.
Н. Филиппова, И. Сабаев и Е. Горбунова предлагают следующую модель распространения ВКИ (внутрикорпоративного издания):
1) 1/10 часть тиража доставляется менеджменту организации (как высшего, так и среднего звена) на рабочие места.
2) 1/10 часть тиража размещается на досках объявлений; информационных стендах; специальных стендах для ВКИ, находящихся в местах, где регулярно бывает большое количество сотрудников (комнатах отдыха, проходных, столовых, гардеробах и т.п.).
3) 1/10 часть тиража доставляется в хозяйственно-административные подразделения.
4) Весь объем тиража – (1.+2.+3.) = свободно распространяется на проходных, в самих отделах организации и т.д.
«Но! Персонал должен абсолютно точно знать, где можно получить ВКИ: это должно быть легкодоступное постоянное место, где находились бы специальные боксы/стенды с символикой ВКИ, куда последние регулярно помещаются. В этих же местах можно разместить «почтовые ящики» для писем в редакцию»[111]. (подчеркнуто мною – Ю.Ч.)
Применительно к внутрикорпоративному радио упомянутые авторы в той же работе предлагают следующие каналы распространения: «Обеспечить рабочие (а также комнаты отдыха, столовые и т.п.) помещения всех структурных подразделений от высшего до низшего звена радиоприемниками, настроенными только на волну корпоративного радио. Наряду с этим, рекомендуется также установить регуляторы для контроля уровня громкости менеджерами среднего звена и начальством». Ясно, что важно определить и оптимальное время для выхода радиопередач в эфир. Так, например, радиогазета Челябинского трубопрокатного завода выходит в эфир по вторникам и четвергам с повтором по средам и пятницам (в дальнейшем вещание планируется сделать ежедневным). Каждый день начинается с блока информационных новостей программы «Доброе утро, завод!». В обед транслируется программа «Рабочий полдень», в которой звучат поздравления работников с юбилеями, другими знаменательными датами и радостными событиями. И под занавес рабочего дня в эфир выходит тематическая программа «Подробности». Данная схема представляется достаточно продуманной.
И в случае с электронными, и в случае с печатными корпоративными СМИ, важно выбрать оптимальную периодичность выхода.
Периодичностьвыхода в свет (в эфир) корпоративного СМИ зависит, прежде всего, от поставленных перед ним задач, а также от материальных и финансовых ресурсов компании, специфики ее деятельности, возможностей редакции и ряда других факторов. Для кого-то важнее донести до целевой аудитории свежие новости, для кого-то – серьезный анализ событий, явлений. "Раз в месяц - это скорей журнальный формат, склонность к аналитике, - говорит, руководитель пресс-службы РАО ЕЭС Юрий Мелихов, выпускающий корпоративную газету "Энергия России". - Это было бы проще, но событий много, и необходимо донести их до читателя как можно быстрей. Поэтому решили делать четыре полосы, но с периодичностью раз в неделю".
Многие исследователи отмечают необходимость строгого соблюдения выбранной периодичности. Важно, чтоб люди привыкли в установленное время в установленном месте получать корпоративное издание. И редакция не должна обманывать этих ожиданий!
Правда, есть и иные мнения. По словам редактора одной из корпоративных газет газовой отрасли, выход очередного номера этого издания, во многом, зависит от наличия важной и интересной информации, предназначенной для опубликования. Редактор считает, что нет необходимости заполнять газетные страницы чем попало, лишь бы выпустить газету к определенному сроку: «Пусть лучше читатели подождут подольше, зато потом прочтут газету от корки до корки. К тому же, деньги учредителей разбазаривать нельзя»…
Действительно, если к данному времени собрано еще недостаточно важной информации – стоит ли выпускать номер? Или немного подождать?.. Иногда редакции откладывают на некоторое время выпуск очередного номера, чтобы осветить в нем какое-то важное событие (празднование Дня Победы, профессионального праздника, юбилея фирмы, и т.п.). Есть ли смысл в подобных отступлениях от правила строгой периодичности?.. Есть. И все же лучше, чтобы это было именно исключениямииз правила… Нужно стремится к строгой периодичности. Ведь привычка – великое дело! Люди привыкают вставать в определенное время, завтракать, обедать, получать зарплату… Очень важно, чтобы чтение корпоративного издания или, например, прослушивание новостей по заводскому радио стало неотъемлемой частью жизни, «вписалось» в «жизненный ритм». Чтобы некий «условный рефлекс» выработался: идем на обед – слушаем радио; седьмого числа получаем зарплату, восьмого числа – газету... В этом случае и корпоративное СМИ будут воспринимать как явление солидное, надежное… Ясное дело, если газета будет забита мало значимой и неинтересно поданной информацией, ее тут же выкинут в урну. Но никто и не утверждает, что надо «забивать» страницы чем попало. На то она и редакция, чтобы искать важную информацию, создавать определенный запас материалов, анализировать проблемы, привлекать читателей к сотрудничеству… Если ей все это удается, то и такой проблемы, как нехватка материала для выпуска к сроку очередного номера быть не должно.
Для изданий, которые распространяются по подписке, вопрос соблюдения четкой периодичности, конечно, имеет особую актуальность. Раз люди заплатили деньги, они имеют полное право получить определенное количество номеров за определенный период времени.
Необходимо думать и над тем, как сделать систему распространения корпоративного СМИ более совершенной, более удобной для читателей. Возможно, есть необходимость внедрить новые или усовершенствовать существующие формы распространения. Особенно это важно, если редакция стремится расширить аудиторию своего издания. Например, перед газетой одного из крупных екатеринбургских предприятий руководство поставило задачу выйти за пределы предприятия, стать не только заводской, но и районной газетой. Между тем, это издание распространяется, как и много лет назад, исключительно по подписке, причем подписаться на газету можно исключительно на заводе. Неудивительно, что тираж газеты не увеличивается, и читают ее, в основном, заводчане и ветераны предприятия, уже привыкшие к ней за долгие годы. Между тем, вероятно, если бы подписаться на газету можно было бы и в других местах, а также если бы распространялась она не только по подписке, но и, например, продавалась в розницу, число читателей удалось бы увеличить. Известно, что распространение в розницу имеет ряд своих преимуществ, нередко оказывается более удобным для читателей[112]. Так, газета «Святогор» (издание ОАО «Святогор», г. Красноуральск) успешно решает задачи выхода на городской уровень, и среди факторов, способствующих этому, можно назвать то, что в дополнение к подписке она стала использовать розничную продажу.
Бесплатные издания для внешней общественности обычно распространяются в офисах компании-издателя и фирм-партнеров, на выставках, конференциях, презентациях, семинарах, встречах, праздниках и иных мероприятиях, при помощи почтовой рассылки, а также (в электронном варианте) с помощью сети Интернет.
+ Президент компании «Конмарк-ДМ» Николай Угаров уверен, что максимально персонифицированное «преподнесение» корпоративного издания повышает его эффективность: «Даже приложенное к корпоративному изданию персонифицированное письмо, в котором вы благодарите клиента за покупку и предлагаете ознакомиться с прилагаемым изданием, способствует тому, что он с большим интересом отнесется к нему».
Необходимо подчеркнуть, что большинство проблем корпоративных СМИ невозможно решить без эффективного редакционного менеджмента, без формирования деловой и доброжелательной атмосферы в редакции, без грамотного планирования редакционной деятельности и налаживания тесных, дружественных отношений с другими подразделении компании.
Огромный опыт по «организации и консолидации масс», который накопила советская печать, пока востребован корпоративной прессой далеко не в полной мере. Между тем, как заметил главный редактор газеты «Сбережения» (одно из изданий Сбербанка России) А. Володькин, «теория и практика управления коллективом с помощью печатного агитационного средства наиболее полно разработана в советский период. Надо просто по-другому расставить акценты»[113]. Действительно, советская печать тоже носила инструментальный характер и выполняла задачи, очень похожие на те, что сегодня стоят перед корпоративной прессой: объединяла людей, внедряла в сознание определенные ценности, вдохновляла на добросовестный труд… Причем делала эта советская пресса очень эффективно, и опыт ее тщательно изучен, проанализирован в многочисленных книгах, статьях, монографиях[114].
Опыт советской прессы (причем не только многотиражной, а всей!) в значительной мере актуален для современных корпоративных СМИ. Его знание и творческое использование (с учетом современных реалий), наряду с применением передового российского и зарубежного опыта – важный фактор успешного развития российской корпоративной прессы.
И еще одно замечание. Проблему эффективности корпоративных СМИ необходимо рассматривать в неразрывной связи с проблемой эффективности всех других элементов корпоративных коммуникаций. Так, например, даже самому качественному изданию B2C будет очень сложно сформировать положительный имидж компании, удержать старых и привлечь новых клиентов, если у компании нет четкой маркетинговой стратегии, если исследования рынка, участия в выставках и прочие маркетинговые мероприятия проводятся неграмотно. И даже самое замечательное СМИ для персонала не сможет решить задачу формирования корпоративной культуры, если работники постоянно сталкиваются с пренебрежительным отношением руководства к их проблемам, если «начальство говорит одно, а делает другое».
Разумеется, в случае неэффективного управления компанией никакая корпоративная пресса не выведет ее на лидирующие позиции.
Корпоративная пресса – важнейший инструмент корпоративных коммуникаций, обладающий очень большими возможностями. Не панацея от всех бед. А именно инструмент, который, только оказавшись в умелых руках, может принести много пользы.
РЕЗЮМЕ
Факторы повышения эффективности корпоративных СМИ:
1- Поддержка со стороны высшего руководства компании, понимание им основных функций и особенностей корпоративной прессы; отсутствие неоправданно-жестких ограничений деятельности редакции
2- Включенность корпоративных СМИ в продуманную, эффективную систему корпоративных коммуникаций, наряду с другими средствами PR, маркетинга
3- Четкое распределение прав и обязанностей учредителя и редакции
4- Установление тесных, дружественных отношений редакционного коллектива с разными подразделениями компании и обеспечение бесперебойного поступления информации от них
5- Создание четкой Концепции корпоративного СМИ, начинающейся с определения целей, задач и целевой аудитории
6- Формирование грамотной содержательной и композиционно-графической модели корпоративного СМИ
7- Честное обсуждение во внутрикорпоративных СМИ всех актуальных для компании и ее сотрудников проблем (с акцентом на то, как решаются эти проблемы)
8- Максимум практически полезной для потребителей информации и качественной аналитики в клиентских изданиях
9- Не сухо-официозный, а живой и ясный язык
10- Интересная, современная, удобная для читателей (зрителей или слушателей) подача информации
11- Изучение целевой аудитории и активное привлечение ее к сотрудничеству
12- Активное продвижение корпоративного издания с помощью организации встреч с читателями, участия в конференциях, праздниках и других мероприятиях
13- Формирование оптимальной системы распространения
14- Продуманная, четкая периодичность выпуска и строгое ее соблюдение
15- ТВОРЧЕСТВО, постоянный поиск средств и методов работы, форм подачи информации, позволяющих сделать корпоративное СМИ еще более эффективным инструментом менеджмента и/или маркетинга
16- Повышение квалификации сотрудников редакции (участие в обучающих семинарах, тренингах, общение с коллегами на конференциях, чтение специализированной литературы и др.).
ГЛАВА 12.