Образец интервенции: изменение работы над проблемой

«Если у вас есть пациент с бессмысленной фобией, выкажите полное понимание, что впоследствии склонит его каким-то образом стать к ней в оппозицию».

Милтон Эриксон, 1980

«Терапия часто является толчком первой костяшки домино».

Милтон Эриксон, 1980

«...всяческие недомогания, независимо от того, психической они природы или органической, укладываются в одну определенную схему, особенно в случае психогенных нарушений. Разрушение этой схемы может стать лучшей терапией. Если это будет сделано достаточно рано, то даже небольшое изменение в этой схеме принесет успех».

Росси, 1980

Краткосрочные терапевты часто стараются решать проблемы, являющиеся предметом терапии посредством изменения схемы действий или интеракций, связанных с этой проблемой. Они пытаются объединить индивидуальный подход с интеракционным с помощью общего понятия изменения контекста, в котором появляется проблема. Эти проблемы иногда можно очень эффективно решать путем изменения самой схемы их появления, не обращаясь к причинным, функциональным или иным гипо-

Краткосрочная психотерапия

161

тезам, объясняющим эти схемы. Индивидуальные и интерперсональные подходы часто трактуются как взаимно исключающие. Можно быть «системным» терапевтом или «индивидуальным, линейным». Нам, однако, кажется, что этого противоречия не существует. Оба подхода объединяет общая концепция схемы. Обе школы признают существование схем и изменение повторяющихся шаблонов мышления и поведения, сопутствующих проблеме. Если мы откажемся от гипотез (причинных, функциональных или других), пропадает существо конфликта. Вопрос о том, каким образом возникают эти схемы, какую функцию они исполняют и какое имеют значение, а также другие подобные спекуляции не существенны с точки зрения нашей главной цели: распознать схемы мышления, поведения и интеракций, связанные с проблемой, а также поддерживающие ее; помочь клиенту это изменить.

Данная глава будет посвящена вопросам интервенций в схемы этого типа.

Определенные автоматические схемы поведения или интеракций составляют необходимый и желательный элемент нормальной жизни. Они помогают упорядочить опыт и поведение, а также позволяют увеличить эффективность действий. Во многих ситуациях стереотипы или повторяющиеся последовательности действий дают возможность функционировать без необходимости уточнять каждый раз связи и значения.

Для целей терапии необходимо лишь изменение автоматических схем, сопутствующих нежелательному опыту и поведению (симптомам). Интервенция в шаблон означает замену данного элемента другим элементом, внешним по отношению к на-

6 Психотерапия

Б.Кейд, В.О'Хэнлон

выку, или исключение его, а иногда добавление определенных элементов.

«Например, при стереотипе патологического переедания, некий человек может особенно любить торт, печенье или хлеб, возможно, мороженое или шоколад (но не редис, сельдерей, творог, яйца вкрутую) и объедаться ими (так называемыми «запрещенными» высококалорийными продуктами). Следующий этап — заставить себя все это вырвать в туалете в раковину (но не на ковер или в помойное ведро). В категориях общественного поведения этой части последовательности, первый импульс аппетита может появиться, например, когда этот человек стоит или идет (но не сидит или лежит), само принятие пищи может происходить в кухне, столовой (но не в спальне или в саду), посреди ночи или в ранний полдень (но не ранним утром и не перед отходом ко сну), всегда в одиночестве (никогда в присутствии людей), обычно, когда нечем заняться, часто во время просмотра телепрограмм (но никогда во время телефонных разговоров или во время кормления кота или собаки). Эта схема будет иметь разное содержание — различные элементы для разных людей, так что невозможно создать общий каталог поведения или вмешательств. Например, большинство обжор объедается в одиночестве, некоторые, однако, иногда делают это в компании. Поэтому необходимо найти границы элементов, удерживающие схему, характерную для данной личности» (О'Хэнлон, 1987).

Краткосрочная психотерапия

163

Некоторые после такого обжорства избегают выходить из дома и встречаться с друзьями. Иногда в этот день они даже не одеваются. Изменение этих сопутствующих, повторяющихся стереотипов, несмотря на то, что они не связаны непосредственно с перееданием, может настолько изменить контекст проблемы, что создаст Путь к победе над ней. Может существовать широкий спектр поведения, поддерживающего схему патологического переедания, так же как в музыке может существовать нескончаемое число вариаций на одну мелодию, которая остается неизменной. В связи с новой незнакомой схемой может произойти множество разных неожиданностей.

Задавая вопросы о схеме проблемы, мы никогда не останавливаемся на вопросах: «При каких условиях она всегда появляется, а когда не возникает совершенно?» или «Всегда ли это бывает А, или иногда может быть Б?», но идем дальше, формулируя гипотетические вопросы типа: «В каких условиях недомогания появлялись всегда, а при каких никогда не появлялись?» Более того, мы часто помогаем клиентам, предлагая возможные альтернативы.

Поскольку клиенты зачастую не осознают своих стереотипов, они говорят: «Нет никакой конкретной схемы» или «Это могло произойти при любых условиях», но дотошное интервью всегда откроет определенный шаблон с четкими границами.

«Необходимо помнить, что схема — это не «предмет». Однако это нечто приближенное к «предметам», а именно она является описательной абстракцией. Посредством наблюдения определенных действий наблюдатель способен абстрагировать схему действий. Это не охватывает теоретического

164

Б.Кейд, В.О'Хэнлон

объяснения ее существования, спекуляций о ее функциях или других форм «психологизирования». Это больше похоже на деление живых организмов на виды» (О'Хэнлон, 1987). Поскольку схемы абстрагированы наблюдателем, мы считаем, что они опираются на наблюдаемые факты, и поэтому отличаются от «реальностей», изобретенных психологией, как, например, «достаточно сильное эго», «низкая самооценка», или «необходимость себя наказывать».

Наши рекомендации