Тема: принятие управленческих решений

Вопросы:

1 Содержание и виды управленческих решений.

2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

3 Процесс принятия решений.

4 Методы принятия решений.

-1-

В процессе управления менеджер постоянно сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия для разрешения какой-либо проблемы. Результат этого выбора и является управленческим решением.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный менеджером; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации и достижение определенной цели.

Принятие решений для менеджера - это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все сферы деятельности руководителей любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и персонала и всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Управленческие решения делятся по ряду признаков.

По предмету:

· концептуальные – относятся к деятельности высшего менеджмента, охватывают практически все функции менеджмента;

· исполнительские – направлены на выполнение отдельных позиций концептуальных решений.

По роли в достижении цели организации:

· стратегические - рассчитанные на достижение дальних целей;

· тактические - предполагающие конкретные действия в текущем времени.

В зависимости от продолжительности периода реализации:

· долгосрочные (свыше 5 лет);

· среднесрочные (от 1 до 5 лет);

· краткосрочные (до года).

По определенности результата:

· детерминированные (однозначные), принимаемые в условиях определенности;

· вероятностные, которые принимаются в условиях неопределенности, на основе неполной информации.

По степени обязательности исполнения:

· директивные - разрабатываются высшими органа ми управления в стабильных условиях по поводу наиболее важных текущих и перспективных проблем организации и предназначены для обязательного исполнения на ее низших уровнях;

· рекомендательные - готовятся совещательными органами. Их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, не подчиняются тем, кто их принимает;

· ориентирующие – это прогнозные решения, предназначенные для низших уровней управления и являющиеся основой для плановых решений.

По функциональному назначению:

· организующие (решение о распределении служебных обязанностей);

· координирующие - предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий и выражаются и различного рода правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах;

· активизирующие решения имеют стимулирующий характер,

· регулирующие;

· контролирующие решения.

По широте охвата:

· общие касаются одинаковых проблем, относящихся к самым различным подразделениям организации (времени начала и окончания рабочего дня, обеденных перерывов);

· специальныерешения относятся к узким проблемам, присущим только одному подразделению или группе работающих в нем людей.

По сфере реализации:

· производственные;

· сбытовые или снабженческие;

· финансовые;

· технические;

· экономические;

· социальные.

По способу принятия:

· единоличные – решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами;

· коллегиальные – проблему обсуждают специалисты, но решение формулируется руководителем, он же несёт ответственность за принятое решение;

· коллективные.

По принципам выработки решения (предопределенности):

· запрограммированные (алгоритмические) - обоснование производится по определённым правилам – алгоритмам;

· незапрограммированные (эвристические) – возникают в случаях изменения обстановки, условий или в экстремальных ситуациях.

По способу выработки:

· интуитивные основываются на предположении руководителя, что его выбор правилен;

· адаптационные основываются на общих знаниях, здравом смысле и имеющемся у руководителя позитивном (или негативном) опыте;

· аналитические (рациональные) решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса и отличаются тем, что не зависит от прошлого опыта.

По способу фиксации:

· документированные (оформленные в виде какого-либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.);

· недокументированные (не имеющие документальной формы, устные).

-2-

Требования к управленческим решениям:

- ясная цель;

- обоснованность, т.е. должно содержать количественную, расчетную основу, объясняющую мотив выбора именно данного решения из ряда других возможных;

- наличие адресата и сроки исполнения (т.е. иметь ориентация на определенных исполнителей и конкретные даты исполнения решений);

- непротиворечивость, т.е. всесторонняя согласованность, как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;

- правомочность (соответствие требованиям правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей, а также учитывать обязанности и права руководства и подчиненных);

- эффективность, т.е. наилучший из возможных итогов к затратам;

- конкретность, т.е. отвечать на вопросы: как, когда и где действовать;

- своевременность, должны приниматься тогда, когда реализация итого решения может привести к поставленной цели;

- обладать достаточной полнотой, краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений.

Эти требования необходимо в полной мере учитывать в процессе подготовки, принятия и организации выполнения принятых решений.

-3-

Процесс принятия решений- это циклическая последовательность действий менеджеров, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, собственно в принятии решения и организации его выполнения.

Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций.

Деление на этапы процесса подготовки и принятия решения принято для удобства рассмотрения этого процесса и является условным, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, как правило, отличаются от данной схемы, т.е. фактически структура процесса принятия решений во многом определяется конкретной ситуацией и решаемой проблемой.

Этапы процесса принятия управленческих решений:

Анализ ситуации. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации и выявление проблемы. Выявление проблемы - это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение, мнение других менеджеров и подчиненных.

Как принято говорить, «верно сформулировать проблему - значит наполовину решить ее».

Проблему можно характеризовать как расхождение между тем, что реально есть по анализируемому вопросу в организации, и тем, что необ­ходимо или желательно иметь.

Оценка проблемы.

Оценка проблемы - это определение размера средств для решения проблемы и степени ее серьезности, установление ее природы (тогда, когда проблема обнаружена). Оценка проблемы завершается постановкой основных задач и определением содержания работ, направленных на ее решение.

Наши рекомендации