Тема: принятие управленческих решений
Вопросы:
1 Содержание и виды управленческих решений.
2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
3 Процесс принятия решений.
4 Методы принятия решений.
-1-
В процессе управления менеджер постоянно сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия для разрешения какой-либо проблемы. Результат этого выбора и является управленческим решением.
Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный менеджером; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации и достижение определенной цели.
Принятие решений для менеджера - это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все сферы деятельности руководителей любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и персонала и всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.
Управленческие решения делятся по ряду признаков.
По предмету:
· концептуальные – относятся к деятельности высшего менеджмента, охватывают практически все функции менеджмента;
· исполнительские – направлены на выполнение отдельных позиций концептуальных решений.
По роли в достижении цели организации:
· стратегические - рассчитанные на достижение дальних целей;
· тактические - предполагающие конкретные действия в текущем времени.
В зависимости от продолжительности периода реализации:
· долгосрочные (свыше 5 лет);
· среднесрочные (от 1 до 5 лет);
· краткосрочные (до года).
По определенности результата:
· детерминированные (однозначные), принимаемые в условиях определенности;
· вероятностные, которые принимаются в условиях неопределенности, на основе неполной информации.
По степени обязательности исполнения:
· директивные - разрабатываются высшими органа ми управления в стабильных условиях по поводу наиболее важных текущих и перспективных проблем организации и предназначены для обязательного исполнения на ее низших уровнях;
· рекомендательные - готовятся совещательными органами. Их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, не подчиняются тем, кто их принимает;
· ориентирующие – это прогнозные решения, предназначенные для низших уровней управления и являющиеся основой для плановых решений.
По функциональному назначению:
· организующие (решение о распределении служебных обязанностей);
· координирующие - предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий и выражаются и различного рода правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах;
· активизирующие решения имеют стимулирующий характер,
· регулирующие;
· контролирующие решения.
По широте охвата:
· общие касаются одинаковых проблем, относящихся к самым различным подразделениям организации (времени начала и окончания рабочего дня, обеденных перерывов);
· специальныерешения относятся к узким проблемам, присущим только одному подразделению или группе работающих в нем людей.
По сфере реализации:
· производственные;
· сбытовые или снабженческие;
· финансовые;
· технические;
· экономические;
· социальные.
По способу принятия:
· единоличные – решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами;
· коллегиальные – проблему обсуждают специалисты, но решение формулируется руководителем, он же несёт ответственность за принятое решение;
· коллективные.
По принципам выработки решения (предопределенности):
· запрограммированные (алгоритмические) - обоснование производится по определённым правилам – алгоритмам;
· незапрограммированные (эвристические) – возникают в случаях изменения обстановки, условий или в экстремальных ситуациях.
По способу выработки:
· интуитивные основываются на предположении руководителя, что его выбор правилен;
· адаптационные основываются на общих знаниях, здравом смысле и имеющемся у руководителя позитивном (или негативном) опыте;
· аналитические (рациональные) решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса и отличаются тем, что не зависит от прошлого опыта.
По способу фиксации:
· документированные (оформленные в виде какого-либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.);
· недокументированные (не имеющие документальной формы, устные).
-2-
Требования к управленческим решениям:
- ясная цель;
- обоснованность, т.е. должно содержать количественную, расчетную основу, объясняющую мотив выбора именно данного решения из ряда других возможных;
- наличие адресата и сроки исполнения (т.е. иметь ориентация на определенных исполнителей и конкретные даты исполнения решений);
- непротиворечивость, т.е. всесторонняя согласованность, как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;
- правомочность (соответствие требованиям правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей, а также учитывать обязанности и права руководства и подчиненных);
- эффективность, т.е. наилучший из возможных итогов к затратам;
- конкретность, т.е. отвечать на вопросы: как, когда и где действовать;
- своевременность, должны приниматься тогда, когда реализация итого решения может привести к поставленной цели;
- обладать достаточной полнотой, краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений.
Эти требования необходимо в полной мере учитывать в процессе подготовки, принятия и организации выполнения принятых решений.
-3-
Процесс принятия решений- это циклическая последовательность действий менеджеров, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, собственно в принятии решения и организации его выполнения.
Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций.
Деление на этапы процесса подготовки и принятия решения принято для удобства рассмотрения этого процесса и является условным, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, как правило, отличаются от данной схемы, т.е. фактически структура процесса принятия решений во многом определяется конкретной ситуацией и решаемой проблемой.
Этапы процесса принятия управленческих решений:
Анализ ситуации. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации и выявление проблемы. Выявление проблемы - это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение, мнение других менеджеров и подчиненных.
Как принято говорить, «верно сформулировать проблему - значит наполовину решить ее».
Проблему можно характеризовать как расхождение между тем, что реально есть по анализируемому вопросу в организации, и тем, что необходимо или желательно иметь.
Оценка проблемы.
Оценка проблемы - это определение размера средств для решения проблемы и степени ее серьезности, установление ее природы (тогда, когда проблема обнаружена). Оценка проблемы завершается постановкой основных задач и определением содержания работ, направленных на ее решение.