Экономика. Экономические науки
ТЕМА № 5
Источники экономической информации и технология конспектирования
1. Классификация источников и потоков экономической информации, их использование в профессиональной деятельности
2. Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала
1. Классификация источников и потоков экономической информации, их использование в профессиональной деятельности
Доказывать человеку необходимость знания — это
все равно, что убеждать в полезности зрения.
М. Горький
Информационная культура специалиста предполагает не только способности хорошо ориентироваться в информационном пространстве, но и умение использовать его возможности в своей профессиональной деятельности.
Для того чтобы овладеть основами информационной культуры, необходимо научиться как находить нужную информацию, так и обрабатывать, анализировать ее.
Важно различать главное и второстепенное в информации, видеть внутренние связи ее фрагментов, стремиться к максимальному уровню информированности. Большая свобода в выборе информации предъявляет повышенные требования к информационной культуре отдельного человека, который должен владеть знаниями и умениями самостоятельного выбора и оценки материала.
Под экономической информацией понимают совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие народного хозяйства, всех его звеньев и элементов. Термин «экономическая информация» равнозначен понятию «данные».
Экономическая информация подразделяется на:
· прогнозную (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную);
· плановую;
· учетную (статистическую, бухгалтерскую).
Студенты должны иметь представление об информационных изданиях. Это издания, содержащие систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных работах в форме, удобной для быстрого с ними ознакомления, выпускаемые органами научно-технической информации, а также другими организациями, осуществляющими информационную деятельность.
По характеру включаемой информации и целевому назначению информационные издания можно разделить на три вида:
1) библиографические, которыми называют отдельно изданные перечни библиографических записей, предназначенные для информирования о вышедших документах;
2) реферативное издание содержит перечень рефератов или сами рефераты, т.е. тексты с кратким изложением содержания документа, с основными выводами и фактическими сведениями. К таким изданиям относятся: реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация;
3) обзор — это научный документ, объединяющий первичную информацию, отраженную в обозреваемых документах, и вторичную информацию, полученную в результате логического процесса обобщения и выводов.
В зависимости от выполняемых функций выделяются следующие виды обзоров:
· библиографический содержит библиографическую характеристику обозреваемых источников;
· реферативный является результатом содержательного, фактографического обобщения и синтеза информации, отраженной в различных документах;
· аналитический обзор не только ориентирует в информационном потоке по данной проблеме, но и дает оценку состояния проблемы, выявляет тенденции ее развития.
Реферативные обзоры преследуют ту же цель, что и аналитические, но в отличие от них носят более описательный характер без оценки содержащихся в обзоре сведений.
При самостоятельной работе студентов и при подготовке курсовых и дипломных работ необходимо использовать документальные источники информации.
Под источником информации понимается документ, содержащий какое-либо сообщение, а отнюдь не библиотека или информационное учреждение, откуда документ получен. Эти понятия часто путают. Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в практической деятельности.
Источниками документальной информации являются документы различных типов, видов на разных носителях.
Источники библиографической информации — библиотечные каталоги, указатели, библиографические базы данных.
В качестве источников фактографической информации могут выступать документы различных типов и видов, включая энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки информационных служб, фактографические базы данных.
Все документальные источники информации делятся на
§ первичные
§ и вторичные.
В первичных документах или изданиях содержатся, как правило, новые научные и специальные сведения,
во вторичных — результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов.
Оценка источников включает в себя такие критерии, как полнота и достоверность информации, сроки опубликования, наличие теоретических обобщений и критических материалов.
Студентам следует помнить, что книга имеет тот недостаток, что за то время, что ушло на ее подготовку и издание, данные, приведенные в ней, могли устареть.
Что касается периодических изданий, каким бы узкоспециальным ни был журнал, тематика его всегда шире вашего конкретного интереса.
Документальная экономическая информация является базой библиографической и фактографической информации.
В настоящее время активно развиваются документальные полнотекстовые ресурсы.
Круг создателей новой экономической информации в последние годы значительно расширился. Помимо научных учреждений и вузов профессионально значимые источники информации создают:
• органы управления (нормативная, отчетно-плановая, обзорно-аналитическая информация);
• редакции газет и журналов (деловые новости, фактографическая, обзорно-аналитическая информация);
• информационные службы;
• банки, биржи, коммерческие и иные фирмы (отчетно-финансовая, кредитная, рекламная информация);
• ассоциации, союзы, независимые исследовательские центры.
Содержательная структура документального потока по экономике в библиотеках формируется в соответствии с системой экономических наук.
Экономика. Экономические науки.
65.01 Общая экономическая теория.
65.02 История экономической мысли.
65.03 Экономическая история (История хозяйства).
65.04 Экономическая география и региональная экономика.
65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Аудит. Экономический анализ. Планирование. Прогнозирование.
65.4 Сектора и отрасли экономики. Межотраслевые комплексы.
65.5 Мировая экономика. Международные экономические отношения.
65.6 Экономика развитых стран.
65.7 Экономика развивающихся стран.
65.8 Экономика социалистических стран.
65.9 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана.
Как видим, документальный поток по экономике может быть дифференцирован в трех направлениях: по общим, специальным и отраслевым экономическим наукам.
В формально-видовом аспекте документальный поток по экономике может быть представлен книгами, статьями, неопубликованными источниками информации.
При дифференциации документального потока по читательскому назначению ориентируются на основные группы потребителей экономической информации.
Справочная литература по экономике делится на две группы:
1. относящаяся к сфере экономической науки
2. и относящаяся к сфере хозяйственной практики.
Основной критерий дифференциации справочных изданий — целевое назначение. Справочные пособия представлены, как правило, следующими жанрами: энциклопедии; словари; справочники; хроники экономических событий и фактов; бизнес-карты и др.
Для учебно-исследовательской работы студентов важно умение пользоваться статистической литературой.
К статистическим материалам относятся статистические сводки, таблицы, сборники, которые являются источниками для изучения экономики и имеют исключительно важное значение для научно-исследовательской и практической деятельности в данной области.
Основным видом публикации статистических материалов являются статистические сборники — общеотраслевые, отраслевые и тематические.
Особое значение имеет использование в учебном процессе стандартов.
Стандарт — это нормативный документ, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся конкретных объектов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Объектом стандартизации могут быть термины, обозначения, нормы, методы и т.д., применяемые в области науки, производства, в культуре, здравоохранении и т.д.
К ним относятся:
• ГОСТ — государственный стандарт;
• ОСТ — отраслевой стандарт;
• ТУ — техническое условие;
• СТП — стандарт предприятий и объединений.
В учебной и научной студенческой работе наибольшее распространение получил ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
В соответствии с действующими терминологическими стандартами в зависимости от читательского адреса и целевого назначения можно выделить следующие типы изданий по бухгалтерскому учету и аудиту:
1) официальные документы (издания, публикуемые от имени государственных учреждений и ведомств, содержащие материалы нормативного или директивного характера; их основное назначение — быть проводниками управленческой информации);
2) научные издания (монографии, сборники научных трудов, тезисы докладов научных конференций, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, научные доклады, отчеты о НИР и ОКР, статьи из периодических и продолжающихся изданий);
3) учебная литература (учебники, учебные пособия, методические указания и разработки, программы, хрестоматии, практикумы, сборники задач);
4) производственная литература (практические пособия и руководства, предназначенные для повышения квалификации и распространения передового опыта);
5) справочные издания (содержат фактографический материал по различным аспектам научной, учебной, производственной, правовой, финансовой и т.д. деятельности). К справочным изданиям относятся: энциклопедии, словари, справочники.
Самостоятельное место среди справочных изданий занимают биографические словари и статистические сборники.
К справочникам вспомогательного характера можно отнести таблицы, каталоги, путеводители и др.
Ретроспективная библиография по бухгалтерскому учету и аудиту представлена тематическими указателями и обзорами, внутрикнижными и пристатейными списками литературы, каталогами таких издательств, как «Финансы и статистика», «Экономиста», «Омега-Л», «Питер», «Март», персональной библиографией и библиографическими указателями.
2. Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала
Незаписанная мысль — потерянный клад.
Д. И. Менделеев
Запись прочитанного — важнейшее условие правильной организации самостоятельной работы с источниками информации.
Записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации и вырабатывается собственный стиль изложения материала.
Записи прочитанного можно условно разделить на не связанные с аналитической переработкой текста (библиографическое описание источника, перечень страниц и др.) и связанные с аналитической переработкой текста (тезисы, аннотация, конспект, обзор и др.).
Рассмотрим некоторые виды записей.
Хорошая, достойная неоднократного чтения книга — великое интеллектуальное богатство. Как только вы сталкиваетесь в тексте источника с идеей, привлекшей ваше внимание, следует сделать закладку с указанием соответствующей страницы.
По ходу чтения источника хорошо бы набрасывать для себя беглые заметки.
Этот простейший вид записей обычно представлен незнакомыми терминами, цифрами, непонятными словами. Следует помнить, что, делая заметки, обязательно указывают, к какому месту текста источника они относятся, так как выясненное слово важно не само по себе, а только в привязке к тексту. Беглые заметки — это заготовки для будущих планов, конспектов.
Такой вид записи, как выписки, предназначен для того, чтобы выбрать из текста самое главное, самое существенное. Выписки должны быть точными, заключающими в себе законченную мысль и понятными вне текста. Выписывая самое необходимое для вашей работы, можно дословно воспроизвести, обязательно со ссылкой на источник, наиболее важные положения, статистические данные. Выписки помогают накопить сведения по теме реферата или курсовой работы.
Наиболее простая запись, которая требует аналитической проработки текста, это план. Правильно составленный план имеет ряд достоинств, которые выдвигают его наряду с конспектами и тезисами во вполне независимую форму записи.
План — это краткая запись, которая: в немногих словах выражает объемный текст; отражает последовательность изложения мысли; раскрывает содержание текста; восстанавливает в памяти содержание источника; иногда заменяет конспект и тезисы; помогает составлению записей; ускоряет работу над источником информации; организует самоконтроль (с помощью плана можно самостоятельно контролировать степень усвоения текста); помогает при длительной работе над источником.
Составляя план, прежде всего надо определить те места, где заканчивается одна мысль и начинается другая, т.е. смысловые блоки текста; главную мысль каждого смыслового блока.
Важно также отметить то существенное, что связывает части текста.
Необходимо сформулировать пункты и подпункты плана так, чтобы они составляли логическое единство. Полезно рядом с пунктами и подпунктами плана проставить номера страниц источника или ряда источников информации.
Можно составить подробнейший простой план, а затем преобразовать его в сложный путем группировки части пунктов под общими заголовками. Не исключается возможность пойти другим путем: составить краткий простой план, а далее разворачивать его в сложный с детализирующими частями.
В идеале каждый пункт плана можно развернуть в тезис. Тезисы повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное.
По содержанию, по представленному в них материалу тезисы бывают:
1) первичным, оригинальным научным произведением;
2) либо вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.
Оригинальныетезисы — сжатое отражение собственного доклада, статьи; вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах тема раскрывается лаконично. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет отдельный абзац.
В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов. В отличие от выписок, содержащих иллюстративный или фактический материал, тезисы всегда имеют доказательства.
Составление тезисов способствует формированию логического мышления, учит обобщать прочитанное и делать из него краткие и содержательные выводы.
Тезисы бывают
§ простыми
§ и сложными.
В простых (кратких) развиваемые мысли содержат только утверждение, а в сложных (их еще называют развернутыми, распространенными) — подкрепляются доводами, аргументами.
По способу изложения тезисы можно разделить на
§ свободные
§ и текстуальные.
В текстуальных тезисах мысль излагается словами изучаемого текста.
В свободных тезисах важно сохранить, не исказив, главную мысль источника; изложить же ее можно своими словами. Делается это для того, чтобы придать тезисам краткость, лаконизм.
Тезисы, какие бы они ни были: краткие или распространенные, текстуальные или свободные, занимают промежуточное место между планом и конспектом.
Аннотация — сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. Помещается в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы, рассматриваемые в первичном тексте, иногда характеризуется его структура.
Аннотация должна соответствовать ГОСТу 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования».
Как правило, аннотация служит основанием ускоренного выбора источника информации для специального чтения.
Для самостоятельного составления аннотации необходимо:
• ознакомиться с текстом;
• выделить в каждом абзаце аннотируемого текста ключевые слова;
• определить тему текста (тема — это то, чему уделяется в тексте наибольшее внимание);
• составить план текста по абзацам с опорой на ключевые слова.
Сформулированные пункты плана называют проблемы, которые рассматриваются в тексте (проблема — это вопрос, требующий решения или освещения и непосредственно рассматриваемый автором в тексте; совокупность проблем, рассматриваемых в тексте, составляет его проблематику).
При составлении аннотации необходимо учитывать следующие требования:
• структура аннотации должна быть внутренне логична;
• каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов;
• средний объем аннотации не должен превышать 400—600 печатных знаков.
Конспект (от лат. conspectus — обзор) — краткое, с соблюдением логических связей изложение содержания источника информации (книги, статьи) или лекционного материала.
Конспектирование помогает выработать умение анализировать текст и четко формулировать основные мысли автора.
Конспект, составленный самостоятельно, необходим не только для лучшего запоминания определенной информации, но и для глубокого осмысления изучаемого материала.
Составляя конспект источника, нужно помнить следующее:
• прежде всего необходимо привести полное библиографическое описание конспектируемого источника;
• конспект отличается от текста тем, что в процессе конспектирования основная информация отделяется от второстепенной и происходит свертывание текста;
• главные идеи и логические взаимосвязи текста можно записать своими словами;
• цитируемый текст приводится без искажения и имеет ссылку на источник;
• все сокращения слов и наименований должны быть общепринятыми и понятными;
• следует сохранить структуру конспектируемого текста. Конспекты могут быть текстовыми, формализованными (табличными) и графическими.
Табличные конспекты удобны в тех случаях, когда готовится сводный конспект по нескольким источникам или возникает необходимость сопоставления данных.
Конспект, составленный в виде ответов на вопросы, можно назвать формализованным.
Составляя графический конспект, части конспектируемого источника располагают в определенном порядке, который дает возможность представить структуру и лучше уяснить содержание работы.
Не менее важным является и правильное оформление конспекта:
1) конспект должен иметь поля справа, слева или с двух сторон. Поля позволяют дополнить текст конспекта, внести какие-либо коррективы;
2) разные идеи и положения лучше написать разными по цвету ручками или подчеркнуть разными по цвету карандашами;
3) необходимо выделять главные положения, ключевые слова и опорные пункты. Для этого обычно применяют абзацные отступы;
4) для облегчения последующей работы с конспектом следует нумеровать его части и делать ссылки на номера страниц в конспектируемом источнике.
Рациональная методика конспектирования позволяет хорошо усвоить изучаемый материал.