Материальная ответственность работника
Помимо дисциплинарной, работники несут ответственность материальную, которая наступает в случае невыполнения ими обязанностей по бережному отношению к имуществу работодателя и причинения ему ущерба в процессе выполнения работы по своей вине (умышленно или по неосторожности).
Обычно речь идет о порче или уничтожении оборудования, транспортных средств, материалов, полуфабрикатов, продукции, инструментов, измерительных приборов, спецодежды и проч., выданных работнику, а также недоборе денежных сумм, утрате важных невосстановимых документов, разглашении конфиденциальной информации, вызвавшей ущерб.
Ответственность работника за ущерб наступает в том случае, если он не исполнял (бездействие) или неправильно исполнял свои обязанности, установленные законом, правилами внутреннего распорядка, инструкциями, приказами и распоряжениями администрации, а также в связи с необходимостью для работодателя возмещать ущерб третьим лицам.
Ответственность за ущерб не наступает, если он возник в результате выполнения общественных обязанностей или был связан с действиями, направленными на предотвращение еще больших убытков; поступки работника соответствовали имеющимся знаниям и опыту, поставленная цель не могла быть достигнута каким-то иным способом и были приняты все возможные меры для предотвращения потерь.
При определении ущерба учитывается только прямой ущерб, непосредственно связанный с действиями или бездействием в виде уменьшения наличного имущества организации вследствие его утраты, ухудшения, понижения ценности (в пределах норм естественной убыли и износа) и необходимости произвести затраты на его восстановление, приобретение или осуществление дополнительных выплат (штрафы, компенсации и проч.). Неполученные доходы при этом во внимание не принимаются.
По общему правилу право требовать возмещения ущерба наступает лишь после отражения его в бухгалтерском учете, за исключением случаев хищения. Обязанность доказать факт ущерба и условия его возникновения возлагается на администрацию.
В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации за ущерб, причиненный организации при исполнении служебных обязанностей, работники несут ответственность в размере его фактической величины, но не более среднего месячного заработка.
Работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного организации, если:
¨ их соответствующие действия при этом были установлены в судебном порядке;
¨ это предусмотрено действующим законодательством или письменным договором;
¨ ущерб был причинен не при исполнении служебных обязанностей или в нетрезвом состоянии;
¨ имущество было получено под отчет по разовым документам;
¨ ущерб был вызван умышленными действиями.
При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого, может вводиться групповая материальная ответственность. Она устанавливается администрацией и закрепляется в письменном договоре со всеми членами коллектива.
Ущерб, нанесенный организации по вине руководителей или их заместителей, возмещается по распоряжению вышестоящего органа или в судебном порядке на основании иска.
Ответственность лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, осуществляется в соответствии с нормами гражданского права.
Для предотвращения ущерба администрация должна создавать работникам все условия, необходимые для нормальной работы и сохранности имущества.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу
Раздел VII. Коммуникации
Перед изучением данного раздела внимательно прослушайте введение к разделу. Затем изучите последовательно материалы глав разделов, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Правовые акты», «Документы по учету кадров», «Документы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда». После изучения каждой главы рекомендуется выполнить тренировочные задания.
Особое внимание при изучении раздела обратите на содержание видеолекции «Условия переговоров». После изучения всех глав прослушайте основные выводы по разделу. Затем проверьте свои знания по разделу, выполнив контрольные задания и ответив на вопросы и задания, приведенные ниже.
Вопросы и задания
1. Объясните, что такое организационная культура и как она возникает.
2. Приведите в соответствие столбцы таблицы.
3. Покажите, какую роль каждый элемент культуры играет в управлении персоналом.
4. Раскройте механизм взаимодействия культуры и персонала.
5. Обсудите в группе правильность идентификации национальной культуры России.
6. Проанализируйте ситуацию в своем учебном заведении или группе:
¨ Сформировалась ли здесь культура?
¨ Какие характерные признаки она имеет?
¨ Можно ли ее идентифицировать с одной из описанных?
7. Объясните, что понимать под следующими терминами: уровень притязаний, социальная установка, позиция, принцип. Попробуйте оценить особенности их проявления у себя.
8. Сформулируйте свой уровень притязаний и перечислите факторы, на которых он основывается, а затем постарайтесь объективно оценить, насколько он реален.
9. Обсудите с товарищами проблему ценностей в учебной группе.
10. Сравните понятия «социальная роль» и «социальный статус» и объясните, в чем они сходны, а в чем различаются. Определите свою социальную роль и социальную роль своих товарищей в учебной группе.
11. Раскройте суть концепции «Я-состояний» Э. Бёрна. Попробуйте проанализировать под ее углом зрения диалог известных литературных героев (например, из «Мертвых душ» или «Ревизора»).
12. Покажите, в чем различия методов руководства персоналом. Какие методы должны применяться при руководстве учащимися.
13. Обсудите приведенные принципы работы с подчиненными, дополните их своими.
14. Раскройте суть делегирования полномочий и ответственности. Возможно ли делегирование в учебном заведении?
15. Проведите обсуждение какой-либо проблемы методом мозговой атаки.
16. Опишите модели руководства Ф. Фидлера; Т. Митчелла и Р. Хауса; П. Херсли и К. Бланшара; В. Врума и Ф. Йеттона. Почему они называются многомерными?
17. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим и либеральным стилями руководства.
18. Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства в большей мере подходит для следующих организаций:
¨ совет директоров акционерного общества;
¨ конструкторское бюро;
¨ банк;
¨ транспортное предприятие;
¨ рекламное агентство.
19. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие стили руководства должны применяться в учебном заведении:
¨ со стороны ректората и деканата;
¨ со стороны преподавателей.
20. Проследите на собственном примере механизм превращения потребностей в мотивы поведения.
21. Выберите наиболее подходящий способ стимулирования для следующих категорий работников: землекоп, страховой агент, капитан корабля, генеральный директор фирмы, ремонтник на предприятии, врач, преподаватель, сотрудник правоохранительных органов, деятель искусства, дворник.
22. Выскажите свое мнение по вопросу о том, можно ли с помощью доплат и компенсаций стимулировать повышение эффективности и качества труда.
23. Подумайте, на основе каких критериев можно премировать преподавателей.
24. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие методы стимулирования можно эффективно использовать в учебном процессе. Проранжируйте их.
25. Сопоставьте экономические и неэкономические методы стимулирования и обсудите в группе вопрос, какие из них эффективнее.
26. Проанализируйте и обсудите в группе, с точки зрения изложенного материала, ход последнего собрания.
27. Проведите ролевую игру «Прием посетителей» (варианты обусловлены разным типом посетителей).
28. Объясните, чем диалог отличается от дискуссии.
29. Проиллюстрируйти изученный материал фрагментами из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
30. Попробуйте оценить известных людей на предмет свойственных им «Я-состояний» и обсудите эти выводы в группе.
31. Расскажите, что такое конфликт. В чем состоят его основные причины? Проанализируйте их применительно к примерам из жизни и из художественной литературы.
32. Перечислите уровни конфликтов и приведите соответствующие примеры.
33. Вспомните конфликт между гоголевскими героями Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем, который произошел из-за старого ружья. Чем оно в данном случае было ¾ предметом конфликта или его объектом?
34. Приведите пример инцидента и объясните, что это такое.
35. Перечислите позитивные стороны конструктивных конфликтов. Покажите разницу между конструктивными и деструктивными конфликтами.
36. Раскройте содержание основных стратегий преодоления конфликтов: ухода от конфликта, приспособления к конфликту, решения конфликта силой, примирения сторон, окончательного разрешения конфликта, предотвращения конфликта.
37. Перечислите существующие виды забастовки и кратко их охарактеризуйте.
38. Сравните между собой такие формы производственного конфликта, как забастовка и саботаж.
39. Проанализируйте с точки зрения материала главы произведений Н.В. Гоголя «Мертвые души» (встреча Чичикова с Маниловым, Ноздревым и Собакевичем), «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (спор из-за ружья), «Ревизор» (Бобчинский и Добчинский). Обсудите результаты в группе.
40. Попробуйте провести ролевую игру, в результате которой переговоры героев Гоголя завершились бы успешно, а Иван Иванович с Иваном Никифоровичем остались бы довольны друг другом.
41. Проведите, разбившись на группы, изучение какой-либо организации, где могут проводиться переговоры. Составьте рекомендации участникам и обсудите их.
42. Составьте варианты текста итогового документа и обсудите их.
43. Перечислите проблемы, существование которых обусловливает необходимость обновления организации.
44. Назовите этапы процесса организационных преобразований. Охарактеризуйте их содержание.
45. Перечислите причины, по которым люди сопротивляются преобразованиям. Попробуйте их проранжировать.
46. Сформулируйте предпосылки обновления организации, обеспечивающие его успех.
47. Нарисуйте портрет лидера преобразований.
48. Объясните, по какой причине сегодня в преобразованиях возрастает роль рядовых исполнителей.
49. Проведите деловую игру по управлению процессом преобразований.