Повтор (звуков, слов, значений слов)
Пора, пора! Рога трубят (А.С. Пушкин)
Карету мне, карету! (А.С. Грибоедов)
Инверсия –необычный порядок слов.
Свободен тот, в ком сила есть от всех желаний отказаться, чтобы в одно себя вложить (М. Горький)
Антитеза – резкое противопоставлений понятий, образов.
Нет ничего глупея желания всегда быть умнее других.(Ларушфуко)
Умолчание – подчеркнутый обрыв высказывания.
Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту…(В.В. Маяковский)
Градация –синтаксическая конструкция, в которой каждое последующее слово или группа слов усиливает или ослабляет смысловое и эмоциональное значение предыдущих.
Восходящая градация:
Не жалею, не зову, не плачу. (С.А. Есенин)
Нисходящая градация:
Ему обещает полмира,
А Францию только себе (М.Ю. Лермонтов)
Риторический вопрос –вопрос, не предполагающий в ответе новой информации; утверждение в форме вопроса.
Быть или не быть?
Вот в чем вопрос? (У. Шекспир)
Риторическое восклицание –одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия.
Как беден наш язык! (Ф.И. Тютчев)
Риторическое обращение – обращение, которое носит условный характер и придает речи нужную авторскую интонацию.
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слёзы лью. (А.С. Пушкин)
О, вопль женщин всех времен:
Мой милый, что тебе я сделала?! (М. Цветаева)
Интонационные средства выразительности:
Интонация –основное выразительное средство звучания речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи.
Ритм – периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки.
Мелодика – повышение или понижение голоса.
Тембр – окраска голоса.
Тон – передача эмоций.
Логическое ударение – выделение голосом ключевого слова.
Богатство речи – неповторяемость в речи одних и тех же знаков и цепочек знаков.
Виды богатства:
1.Лексическое
2.Синтаксическое
3.Словообразовательное
4.Интанационное
5.Организации и динамики речи
6.Информационное
Лексическое богатство:
1. Многозначность –способность одного слова иметь несколько значений.
2. Синонимия – наличие в языке слов, близких или тождественных по значению:
Закручинился Иван Царевич, запечалился.
3. Антонимия – наличие в языке слов одной части речи с противоположным лексическим значением.
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ, и бледен
(А.С. Пушкин)
4. Омонимия –наличие в языке слов с одинаковым звучанием, написанием, но разным значением:
Когда я стаю,
Станет речка голубей.
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
5.Паронимия – наличие в языке однокоренных слов, схожих по звучанию и написанию и различающихся лексическим значением:
Нет, не вспоминал, он помнил о ней.
Синтаксическое богатство речи –многообразие синтаксических конструкций (простые, сложные, полные, неполные предложения, обособления, риторические фигуры)
Словообразовательное богатство –это использование аффиксов для передачи оттенков значений:
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке…(И.С. Тургенев)
Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в данном случае подчеркивает незаметность героини Фенечки.
Посмотришь, вечерком он чувствует себя здесь маленьким князьком (М.Ю. Лермонтов)
Уменьшительно ласкательные суффиксы в данном случае выражают саркастическое отношение автора к герою.
Интонационное богатство – передача с помощью тона голоса различных чувств, эмоций (восхищение, удивление, угроза, равнодушие, обещание, звательная интонация, надежда, радость, печаль, грусть и др.)
Богатство организации речи – связь языковых элементов в речи, их следование, размещение.
Богатство динамики речи – развертывание речи в соответствии с движением сознания автора.
Богатство информационной насыщенности – содержательность текста, его насыщенность фактической, эмоциональной и другой информацией.
Уместность речи – организация языковых средств, наиболее подходящая для ситуации высказывания, отвечающая целям и задачам общения и способствующая установлению контакта между коммуникантами.
Виды уместности:
1) стилевая;
2) ситуативная;
3) лично-психологическая.
Чистота речи – отсутствие в речи излишних, засоряющих элементов.
Речь могут засорять:
1) иностранные слова
Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса
2) диалектные слова
Все вечера сидят ребята у огончикови пекут опалихи
3) профессионализмы
Редис осеннего сбора закладывают на хранение способом пескования
4)индивидуальные неологизмы
Книгоединица, недоотдых
5) канцеляризмы и штампы
Охватить всех сотрудников кружками и семинарами
6) слова-паразиты
Э-э-э, так сказать, короче, вот…
Тема: Речевой этикет
Основные понятия: этикет, речевой этикет, этикетные ситуации. Вежливость, вежливость-искренность, вежливость-маска, формулы вежливости, речевое поведение, социальные роли, тактичность (деликатность, выдержка), пунктуальность, обязательность, скромность, достоинство, эмоции.
Речевой этикет – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
Основная функция: осуществление бесконфликтного общения.
Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет,отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп.
По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
Неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутациювсей организации.
Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование:
- Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.
- Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть юбилей университета, выпускной вечер, посвящение в профессию, презентация, научная конференция, совещание, прием на работу и увольнение, деловые переговоры и др.
В речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д.
Вежливость – проявление уважения к адресу речи.
Правила слушающего:
Выслушивайте терпеливо, внимательно и доброжелательно;
Не прерывайте без необходимости, не делайте колких и обидных замечаний;
Подчёркивайте интерес к произносимому;
Не превращайте слушание в собственное говорение;
Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с собеседником невербальными средствами общения, междометиями и др.;
Регулируйте речь, адресованную вам, а не другим собеседникам.