Разъяснение необходимости видения

Вы разработали убедительное обоснование того, почему компания должна измениться, и сформировали главную команду реформаторов-лидеров. Члены этой команды четко определили проблему и ее причины, сформулировали свои конкретные цели и задачи в процессе преобразований. Так зачем же вам видение? В терминах подхода «увидеть–прочувствовать–изменить» оно позволяет всем вовлеченным в программу изменений увидеть их необходимость настолько ясно, что побуждает или даже вдохновляет людей на преобразования.

Чтобы видение было эффективным, оно должно быть понятным, напряженным и выполнимым. Нужно, чтобы, описывая результаты преобразований, оно апеллировало к эмоциям людей, участвующих в их проведении. Это не обязательно означает, что видение заставит их плакать или смеяться, но оно должно быть таким, чтобы люди прочувствовали либо позитивные возможности, либо риск, связанный с сохранением статус-кво. Хотя видение и будет в конечном счете представлять собой обычный документ, его разработка – процесс совсем не простой. Видение должно сочетать всесторонний, основанный на фактах анализ с креативными прогнозами. Такой двойственный подход гарантирует, что оно будет реалистичным, выполнимым, вдохновляющим, способствующим продвижению компании в нужном направлении и реализации ее целей. Иметь неудачное видение хуже, чем вообще не иметь никакого. Ведь если вы уже приступите к реализации своего видения и вдруг обнаружите, что оно невыполнимо или не приносит желаемых результатов, это будет означать напрасные расходы и плохо повлияет на моральное состояние людей.

Разработка видения

Процесс разработки видения требует и анализа, и фантазии. В идеале в нем участвуют много людей с разными точками зрения и используется обширная информация. Поэтому нередко разработка видения – это итеративный, повторяющийся и как будто неструктурированный процесс. Его основные стадии перечислены ниже.

Ø Разработка первоначального наброска на первом совещании с участием членов главной команды реформаторов.

Ø Сбор и анализ данных, доказывающих необходимость преобразований в компании, причем не только количественных, но и примеров из практики, вещественных доказательств, видеоматериалов; цель этого анализа – подтвердить или скорректировать первоначальные допущения относительно конъюнктуры рынка и стоящих перед компанией внутренних проблем. Выработка нового подхода к тому, как ваша компания будет дифференцировать себя в будущем.

Ø Обсуждение важнейших результатов анализа с основными участниками и описание в общих чертах ключевых составляющих видения.

Ø Определение поведения, которое потребуется от руководителей и служащих для проведения преобразований, а также поведения, от которого нужно отказаться, чтобы люди начали постепенно представлять себе свое будущее.

Ø Повторение перечисленных выше шагов, сбор информации в порядке обратной связи и других данных и дальнейшее уточнение видения до тех пор, пока картина будущего не станет кристально ясной. Четкое формулирование стратегии, необходимой для реализации видения.

Ø Определение показателей, по которым будет оцениваться прогресс.

Ø Обкатка видения и стратегии его реализации на более широкой аудитории с целью получить замечания от всех заинтересованных сторон.

Рисунок 3.1

Разработка видения

Схематически этот процесс представлен на рисунке 3.1.

Разъяснение необходимости видения - student2.ru

Анализ видения

Всесторонний, основанный на фактах анализ гарантирует обоснованность вашего видения. Кроме того, он позволит вам получить представление о масштабах и размахе предстоящих преобразований, с тем чтобы выделить на их проведение соответствующие ресурсы. Такой процесс анализа предполагает:

Ø внешнюю оценку состояния отрасли для определения конкурентных тенденций, анализ ее сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, с которыми сталкивается ваша компания;

Ø внутреннюю оценку для определения основных сфер компетенции, ключевых бизнес-процессов и эффективности деятельности компании;

Ø анализ запросов потребителей для выявления их основных нужд и ожиданий, факторов повышения их удовлетворенности, а также проблем и жалоб;

Ø бенчмаркинг с целью определения лучшей практики и ключевых показателей, по которым будет оцениваться достигнутый прогресс.

Наши рекомендации