Основы формулирвания видения предприятий РГБ:сущность,элементы и факторы, уитываемые при разработке видения предприятия

Видение предприятия – Стратегическое видение компании предполагает определение тех ключевых показателей, которых стремится достичь фирма в будущем. Обычно это формулируется так: "Мы стремимся...". Стратегическое видение может описывать как количественные, так и качественные показатели, определяющие основные направления развития компании. Как правило, стратегическое видение служит для мотивации работников компании. Кроме того,стратегическое видение позволяет субъектам внешней среды (клиентам, партнерам, контрагентам) оценить намерения компании относительно дальнейших действий на рынке и перспективы развития взаимоотношений.

Формирование видения – это одна из задач высшего руководства. Видение будущего крупной компании – это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации. Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою «силу» при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь.

Ошибки, просчеты в работе над видением:

1) чисто количественный подход (видение есть новое качественное состояние фирмы);

2) прямое заимствование из литературы, рекламных щитов или буклетов других компаний – стандартные видения типа «стать лидером на рынке»;

3) нереальные, идеализированные образы своего будущего;

4) излишняя точность, которая невозможна для видения будущего: тем точнее видение, тем менее оно достижимо. Видение не выносит высокой точности, ибо рассчитано на постоянные изменения.

Видение фирмы тесно связано с определением миссии и целей организации.

В целом, можно выделить три аспекта в формировании стратегического видения компании:

1) понимание, в каких сферах бизнеса работает компания;

2) объяснение стратегического видения и миссии компании;

3) своевременное решение о том, при каких обстоятельствах и когда следует изменять стратегический курс и миссию компании.

Основы формулирования миссии предприятий РГБ:сущность, ключевые элементы и факторы, учитываемые при разработке миссии предприятия.

.Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:

· выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;

· определить основные принципы конкурентной борьбы;

· выработать общую базу для разработки целей организации;

· выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.

При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:

1. История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.

2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.

3. Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.

4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.

5. Отличительные достоинства, которыми обладает организация.

9. Требования, предъявляемые к формулированию целей предприятия. Процесс установления целей предприятия. Ключевые пространства, в рамках которых предприятие ресторанно-гостиничного бизнеса определяет цели.

Цели системы управления, или менеджмента, направлены на достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту, исходя из выбранной концепции управления маркетингом (производственной, товарной, сбытовой, традиционной или социально – этической) и стратегии развития, включающих четыре целевых направления:

1) более глубокое проникновение на освоенные демографический и географический рынки со старой продукцией и услугами;

2) проникновение на новые географические и демографические рынки со старыми услугами;

3) разработка и производство новых товаров для старых, освоенных рынков;

4) диверсифицированное развитие, заключающееся в освоении производства новых продуктов и услуг для новых географических и демографических рынков.

Таким образом, цели менеджмента являются вторичными по сравнению с целями хозяйствующего субъекта, которые можно назвать первичными. Однако формулировка и тех и других по своей сути отличается незначительно.

Так, например, стратегическую цель производственных процессов – освоить производство и выпуск новой высококачественной продукции с заданным набором свойств – для системы управления можно сформулировать следующим образом – обеспечить освоение и выпуск новой высокоэффективной продукции.

Установление целей.

Процесс установления целей в различных организациях проходит по разному . В одних компаниях установление целей полностью централизовано, в других же может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс постановки целей носит промежуточный характер, т.е. между полной централизацией и полной децентрализацией. Каждый из этих подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, например, при полной централизации все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. Преимущество данного подхода заключается в том, что все цели подчинены единой ориентации, а его недостаток - это то, что на нижних уровнях организации может возникать их неприятие и даже сопротивление,

В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни компании. Существуют две схемы децентрализованной постановки целей. При одной - данный процесс идет сверху вниз, т.е. каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.

Несмотря на существенные различия в характере постановки целей, общим требованием для них является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству. Вообще, правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

• выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении. Цели довольно сильно зависят от состояния среды, поэтому необходимо предвосхищать наступление событий (выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники), четко их классифицировать, ставить соответствующие задания, обоснованно распределять их по срокам и исполнителям;

Занятия Forex - это чудесная для вас подготовиться к успешной работе на бирже Forex!

• установление целей для организации в целом; здесь важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает фирма.

• п остроение иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к успешной реализации общеорганизационных ориентиров. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям;

• установление индивидуальных целей - это одно из самых важных условий функционирования компании: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей фирмы. Сотрудники в такой ситуации получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах деятельности организации.

Ключевыми факторами, определившими условия развития отечественнной индустрии ресторанно-гостинечного бизнеса на рубеже века, стали : либерализация экономической жизни и переход к рыночным отношениям, возникновение новых форм собственности и конкурентной среды на внутреннем рынке.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т. е. ответственных собственников.

10. Сущность, цели и задачи инновационного менеджмента. Место инновационного менеджмента в управлении предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса.

В самом общем виде инновационный менеджмент — это система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала России в целом, каждого предприятия, каждой организации в частности.

Инновационный менеджмент является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Другими словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современномуменеджментуо методах создания трудоемких инноваций и их эффективности. Основоположником системы научного менеджмента по-праву считается известный английский ученый Фредерик У. Тэйлор.

В своих работах он сформулировал две основные задачи менеджмента:

· обеспечение наибольшего процветания предпринимателя;

· повышение благосостояния каждого работника.

Одной из наиболее перспективных в плане инновационного управления отраслей сферы услуг является ресторанный бизнес. Для предприятий этой сферы недооценка инновационного управления в деятельности субъектов рыночной экономики привела к глубокому социально-экономическому кризису и снижению конкурентоспособности ресторанов, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, снижению качества предоставляемых ресторанами услуг. Принятие управленческих решений руководителями и специалистами ресторанных предприятий не регламентировано, методическая база оценки эффективности инноваций и управления стоимостью инновационных проектов зачастую отсутствует, что затрудняет инновационное развитие ресторанного бизнеса. Все это говорит о необходимости проведения соответствующих научных исследований. Принципиальным является тот факт, что механизмы реализации инновационных проектов для предприятий сферы услуг, действовавшие в условиях плановой экономики и централизованном финансировании (принцип минимальных затрат, статистические методы определения прибыли и рентабельности), для современной российской действительности практически непригодны.

В настоящее время методы управления инновационными проектами для предприятий сферы услуг в России находится в процессе формирования. Еще более указанное утверждение справедливо для предприятий ресторанного бизнеса, который является одной из самых зависимых от организации методов управления персоналом и организации труда отраслей. На сегодняшний день выстроены качественно новые отношения между участниками рынка ресторанных услуг, особенно учитывая результаты финансового кризиса, внесены коррективы в законодательство, происходит поэтапное становление полноценного рынка.

В самом общем виде инновация - это «процесс использования знания и информации для создания и внедрения чего-либо нового и полезного».

Специфика ресторанного бизнеса, как отрасли сферы услуг, предполагает под инновациями не только улучшение качества жизни людей (удовлетворение потребности в качественной (экологический аспект), красиво и вкусно приготовленной пище (эстетическое наслаждение)), но и грамотно выстроенные взаимоотношения с клиентами, грамотную маркетинговую политику и PR-стратегию, а также учет необходимости коммерциализации инновационных разработок (получение патентов, регистрация фирменных знаков). В целом, инновационный проект такого рода представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлению развития науки и техники.

11. Характеристика и выделяемые классификационные признаки целей предприятия.

Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Признак "общие" означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик.

Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации. Выделяют семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:

1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.

2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.

3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.

4. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.

5. Финансы. Общая цель - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.

6. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.

7. Менеджмент. Ключевая цель в этой области - определение критических сфер управленческого воздействия.

Таблица 2.2. Обобщенная классификация целей

Признаки классификации целей Группы и виды целей
1. Содержание Экономические; технические; социальные; научные; организационные; экологические; политические и др.
II. Период установления Стратегические; тактические; оперативные
III. Приоритетность Особо приоритетные; приоритетные; прочие
IV. Измеримость Количественные; качественные
V. Характер интересов (среда) Внешние; внутренние
VI. Повторяемость Постоянно повторяющиеся; разовые
VII. Временной период Краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные
VIII. По функциональной направ­ленности Финансовые; инновационные; маркетинговые; производственные; административные
IX. По стадии жизненного цикла выпускаемой продукции На стадии проектирования и создания; на стадии роста; на стадии зрелости; на стадии завершения жизненного цикла
X. Иерархия Цели всей организации; цели отдельных подразделений (проектов); личные цели работника
XI. Масштаб Общефирменные; внутрифирменные; групповые; индивидуальные

Таблица 2.3. Структура отдельных групп целей организации, рассчитанных на разный временной период [14]

Наши рекомендации