Общественные кампании и демократия
Сегодня во всем мире общественные кампании (ОК), составная часть процесса адвокатирования, - это мощный инструмент воздействия граждан на других общество, бизнес и государство. За последние 30 лет благодаря ОК голос граждан стал слышим во время подписания международных соглашений, принятия решений о многомиллиардных инвестициях и политике правительств.
Большинство ОК начинаются с предельно конкретной цели - отстоять свой двор от застройки гаражами, или предотвратить увеличение озоновой дыры… Никто не придумывает кампании специально – острота проблем заставляет неравнодушных людей объединяться и предпринимать попытки решить их. Как правило, для этого недостаточно просто объединить усилия, требуется приложить немало сил, чтобы люди или учреждения выполнили ваши требования. Чтобы убедить кого-то изменить свой образ мыслей или действий, необходимы: (1) время, (2) неопровержимые аргументы и (3) планомерность. Все это в комплексе: амбициозная, но достижимая цель, план, «зацикленность» на теме – неотъемлемые элементы кампании.
Общественная кампания – это серия взаимосвязанных мероприятий в течение определенного периода времени, нацеленная на достижение конкретных результатов в преодолении общественно значимой проблемы и использующая разные тактики воздействия на организации и конкретных лиц с тем, чтобы они определенным образом изменили свои представления, поведение или решения.
Публичные акции, переговоры, лоббирование – составные части кампании, сущность которой – системное воздействие на проблему, привлечение к ней внимания населения и лиц, принимающих решения, и нацеленность на конкретные перемены. Это определение уже успело стать каноническим. Однако ни предвыборные или избирательные, ни чисто политические или пропагандистские, ни рекламные или промоушн-кампании не относятся к числу общественных. Грань может быть тонкой, но всегда различима – это цели кампании. В политических кампаниях это борьба за власть, в общественных – интересы граждан. К примеру, когда за два месяца до выборов кандидат на пост мэра объявляет кампанию «за светлые подъезды», то он лишь набирает себе очки: если проблема серьезна, нужно было давно начать кампанию, а не баллотироваться в градоначальники. Иное дело, если кампанию запускает группа жителей домов. Воспользовавшись конкуренцией кандидатов, они могут ускорить решение проблемы, которая искренне их волнует, и улучшить жизнь себе и соседям.
Виды кампаний
Общественные кампании различаются в зависимости от задач. Например, выделяются следующие тематические группы: 1) Информационные, просветительские, обучающие. 2) Защитительные (в защиту человека или организации). 3) Протестные. 4) Кампании с целью изменить поведение. 5) Кампании по изменению политики государства, властей. 6) Фандрейзинговые. 7) Лоббистские.
Информационные кампании организуются, когда инициаторы задаются целью сообщить сообществу сведения, не несущие принципиальной новизны, но ранее закрытые или менее доступные, просветительские – сообщить принципиально новые данные, а обучающие – передать полезный навык определенной группе людей.
Например, три гипотетические кампании, которые еще ждут своих исполнителей: по информированию граждан о наличии программ активной старости, по консультированию о возможностях участия в программах активной старости в данном районе, по обучению людей старшего возраста компьютерной грамотности для продолжения ими трудовой деятельности на пенсии.
Классический пример кампаний в защиту человека – кампании протеста против содержания под стражей и преследования «узников совести». Кампании в защиту организации – против выселения из здания исследовательского центра по правам человека. Целью изменить поведение молодых людей преследует, к примеру, кампания за безопасный секс, а на нормы, стандарты мышления направлена кампания за доступную городскую среду для людей с ограниченными возможностями.
Довольно часто, но не всегда защитительные кампании предполагают судебную защиту и разные формы обращения к правосудию. Достаточно вспомнить показательные процессы в Европейском суде по правам человека.
Общественные действия против войны в Чечне могут служить примером кампании, направленной на изменение политики государства, а остановка строительства в историческом районе – результат воздействия граждан на управленческие решения. Отказ от использования детского труда на фабриках, производящих кроссовки «Рибок» и «Найк» в странах Азии – пример воздействия общественных кампаний на политику бизнес-корпораций. Фандрейзинговые кампании устраиваются для сбора средств на социальные и другие проекты НКО.
Лоббистские кампании нацелены на продвижение и отстаивание общественных интересов в законодательном процессе путем воздействия на выборных официальных лиц (депутатов) в рамках формализованной демократической системы правления (инициирование законопроектов, информационная работа с депутатами и фракциями, экспертиза законопроектов и т.д.). Обычно они осуществляются как часть более общего процесса защиты общественных интересов, решению социальной проблемы. К примеру, НКО продвигают пакет законов по ювенальной юстиции или противодействию домашнему насилию.
Схема планирования общественной кампании
Обобщение опыта проведения общественных кампаний позволило создать схему проведения общественной кампании (т.н. «круговорот кампании»). Данный алгоритм применим также к иным стратегическим линиям в адвокатировании и разработан специалистами Центра развития демократии и прав человека.
1. Определение проблемы. Обсуждение ситуации. Что нас не устраивает в нынешнем положении дел? Выработка краткого определения проблемы. Формулирование позитивной альтернативы.
¯
2. Анализ и исследование проблемы. Почему дела обстоят именно таким образом? Определение причин проблемы, ее места в политическом, социальном, экономическом и культурном пространстве региона/страны. Составление «карты» проблемы. Выявление необходимости дополнительных исследований. Проведение исследований для уточнения ситуации.
¯
3. Выработка стратегии: фокусирование кампании. Выбор одного из множества аспектов проблемы. Постановка общей цели кампании.
¯
4. Определение целевых групп кампании (первичных и вторичных). Определение союзников и оппонентов. Оценка их интересов, возможностей, выгод и рисков.
¯
5. Оценка ресурсов. Оценка внутренних сильных сторон и слабостей, внешних возможностей и угроз. Разработка плана привлечения необходимых ресурсов, в том числе финансовых.
¯
6. Разработка тактики кампании: информирование, убеждение или давление. Выбор видов воздействия на различные целевые группы. Выбор методов мобилизации участников кампании. Формулировка темы, названия кампании, ее основного послания («месседжа») и выбор символов. Разработка печатных и других агитационных материалов.
¯
7. Формирование коалиций и поддержание их деятельности.
¯
8. Составление плана действий. Определение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей. Что, где, когда, кто? Выбор момента начала кампании.
¯
9. Реализация кампании в соответствии с планом. Регулярная оценка соответствия результатов поставленным кратко- и среднесрочным целям, продвижения к долгосрочным целям (мониторинг). Творческое управление. Оперативное реагирование на изменение обстановки и действия оппонентов.
¯
10. Оценка эффективности кампании. Оценка процесса и результата. Достигнуты ли цели? Что изменилось в проблеме и в положении дел? Была ли кампания успешной? Было ли взаимодействие в штабе и в коалиции эффективным? Проходила ли работа в кампании скоординировано и в соответствии с планом?
¯
Возврат к началу – см. пункт 1. Начинаем новые действия, используя полученный опыт и информацию для следующей кампании!