Личность и организация. ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации

ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации

(Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)

Личность и организация

· Отличие одного человека от другого - их приоритеты и зрелость системы ценностей

· Второй параметр— это отношение к изменениям

· Третий элемент самосознания — межличностная ориентация (у человека развиваются три основные потребности: потребность во включенности, потребность в контроле и потребность в привязанности)

· Четвертый элемент— когнитивный стиль (Майерс-Бриггс - два типа восприятия информации: сенсорный и интуитивный, а также два типа ее анализа и принятия решений: аналитический и нормативный)

Личность и организация. ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации - student2.ru Ценности личности можно разделитьна абсолютные и операционные Абсолютные ценности определяют устремления личности, те цели, которые человек ставит в жизни и к которым он стремится Операциональные ценности регулируют способ достижения целей  
Абсолютные ценности Операционные ценности
• Комфортная жизнь • Амбициозность
• Интересная жизнь • Широта мышления
• Ощущение достижения • Развитие способностей
• Мир во всем мире • Легкий нрав
• Стремление к красоте • Любовь к чистоте
• Равенство • Мужество
• Безопасность семьи • Склонность к поощрению
• Свобода • Стремление прийти на помощь
• Счастье • Честность
• Внутренняя гармония • Воображение
• Любовь • Независимость
• Уверенность в завтрашнем дне • Интеллект
• Удовольствие • Логичность мышления
• Спасение души • Способность любить
• Самоуважение • Покорность
• Социальное признание • Вежливость
• Настоящая дружба • Ответственность
• Мудрость • Самоконтроль
  Схема анализа стиля мышления по Майерс-Бриггс Личность и организация. ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации - student2.ru Личность и организация. ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации - student2.ru
  Личность и организация. ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации - student2.ru 1.Головной мозг 2. ЦНС 3. Спинной мозг Личность и организация. ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации - student2.ru Кора головного мозга- самое позднее и высшее образование нервной системы. Кора покрывает мозг со всех сторон, имеет множество борозд и извилин. Каждое полушарие состоит из 4-х долей: лобной, височной, теменной и затылочной
         

А.Р. Лу́рия.. ВЦНС выделяют три основных блока, каждый из которых выполняет свои функции в организации психической деятельности

Первый блок- энергетический, верхние отделы ствола мозга, функция - поддержание тонуса коры, обеспечение и поддержание внимания, отбора импульсов

Второй блок- блок приема, переработки и хранения информации, включает задние отделы коры, то есть теменные, височные

Третий блокосуществляет программирование, регуляцию и контроль поведения в него входят передние отделы больших полушарий и лобные доли

Р. Сперри . Правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, музыкальных и др. способностей

Личность и организация. ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации - student2.ru
Левое полушарие головного мозга, функции ответственность за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена несет ответственность за аналитическое мышление человека, развита логика и анализ фактов манипуляции с числами и математическими формулами отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка) устанавливает причинно-следственные связи формулирует выводы Правое полушарие головного мозга, функции за обработку невербальной информации, выражаемой в образах и символах, а не словах за воображение, человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять и учить стихи и прозу способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование) за параллельную обработку информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор распознавать сложные образы, например, распознавание лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица
Синхронизированная работа обоих полушарий: правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека левое полушарие - правую половину тела; у людей доминирует одно из полушарий: правое или левое

2.Теории поведения личности (Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)

1)Теории типов. Создатель учения о темпераменте - древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460—377 гг. до н. э.)

люди различаются соотношением 4-х основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой и черной желчи;

Гален (131г —217) —греко-римский медик. Разработал типологию темпераментов, 13 типов темперамента, но позже 4:

сангвиник (от лат. sanguis— кровь)

флегматик (от греч. phlegma — слизь, мокрота)

холерик (от греч. chole — желчь)

меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь)

Э. Кречмер создатель типологии темпераментовна основе особенностей телосложения

Личность и организация. ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации - student2.ru

1. Астеник (лептосоматик)– человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но с сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик— человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

У. Шелдон - автор конституциональной теории темперамента.Им были выделены три типа:

1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы),

2) мезоморфный (из мезодермы мышечная ткань);

3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань)

Личность и организация. ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации - student2.ru

По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела:

висцеротония (от лат. viscera — внутренности),

соматотония (от лат. soma - тело)

церебротония (от лат. cerebrum — мозг)

2) Теории черт . Р.Б. КЭТТЕЛЛЛичность представляет собой систему черт. Черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения

· динамические (приводящие к действию в определенном направлении),

· черты-способности (определяющие эффективность достижения цели)

· темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций)

динамические черты на три группы: аттитюды, эрги и чувства

Аттитюд — это видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры

Эрг -конституциональная динамическая исходная черта, что-то схожее с инстинктом или врожденной склонностью Чувство — динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды

Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кеттелл представил в виде динамической решетки

3) Психоаналитические теории. З. Фрейд. Структура психики человекавключает в себя:

«ОНО»- бессознательное

«Я» - здравый смысл человека

«СВЕРХ-Я»- внутренний голос в каждом из нас

Э. Эриксонввел понятие идентичности(освоенный и личностно принимаемый образ самого себя во всем богатстве отношений к окружающему миру). Развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развитияотмечается конфликтом,благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап

Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;

Четвёртый этап – конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;

Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;

Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;

Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности

Наши рекомендации