Личность и организация. ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации
ТЕМА: Психологические и социальные основы поведения личности в организации
(Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)
Личность и организация
· Отличие одного человека от другого - их приоритеты и зрелость системы ценностей
· Второй параметр— это отношение к изменениям
· Третий элемент самосознания — межличностная ориентация (у человека развиваются три основные потребности: потребность во включенности, потребность в контроле и потребность в привязанности)
· Четвертый элемент— когнитивный стиль (Майерс-Бриггс - два типа восприятия информации: сенсорный и интуитивный, а также два типа ее анализа и принятия решений: аналитический и нормативный)
Ценности личности можно разделитьна абсолютные и операционные Абсолютные ценности определяют устремления личности, те цели, которые человек ставит в жизни и к которым он стремится Операциональные ценности регулируют способ достижения целей |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Схема анализа стиля мышления по Майерс-Бриггс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Головной мозг 2. ЦНС 3. Спинной мозг | Кора головного мозга- самое позднее и высшее образование нервной системы. Кора покрывает мозг со всех сторон, имеет множество борозд и извилин. Каждое полушарие состоит из 4-х долей: лобной, височной, теменной и затылочной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А.Р. Лу́рия.. ВЦНС выделяют три основных блока, каждый из которых выполняет свои функции в организации психической деятельности
Первый блок- энергетический, верхние отделы ствола мозга, функция - поддержание тонуса коры, обеспечение и поддержание внимания, отбора импульсов
Второй блок- блок приема, переработки и хранения информации, включает задние отделы коры, то есть теменные, височные
Третий блокосуществляет программирование, регуляцию и контроль поведения в него входят передние отделы больших полушарий и лобные доли
Р. Сперри . Правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, музыкальных и др. способностей
Левое полушарие головного мозга, функции ответственность за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена несет ответственность за аналитическое мышление человека, развита логика и анализ фактов манипуляции с числами и математическими формулами отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка) устанавливает причинно-следственные связи формулирует выводы | Правое полушарие головного мозга, функции за обработку невербальной информации, выражаемой в образах и символах, а не словах за воображение, человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять и учить стихи и прозу способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование) за параллельную обработку информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор распознавать сложные образы, например, распознавание лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица |
Синхронизированная работа обоих полушарий: правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека левое полушарие - правую половину тела; у людей доминирует одно из полушарий: правое или левое |
2.Теории поведения личности (Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)
1)Теории типов. Создатель учения о темпераменте - древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460—377 гг. до н. э.)
люди различаются соотношением 4-х основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой и черной желчи;
Гален (131г —217) —греко-римский медик. Разработал типологию темпераментов, 13 типов темперамента, но позже 4:
сангвиник (от лат. sanguis— кровь)
флегматик (от греч. phlegma — слизь, мокрота)
холерик (от греч. chole — желчь)
меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь)
Э. Кречмер создатель типологии темпераментовна основе особенностей телосложения
1. Астеник (лептосоматик)– человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но с сильно развитой нервной системой, головным мозгом.
2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
3. Атлетик— человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
У. Шелдон - автор конституциональной теории темперамента.Им были выделены три типа:
1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы),
2) мезоморфный (из мезодермы мышечная ткань);
3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань)
По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела:
висцеротония (от лат. viscera — внутренности),
соматотония (от лат. soma - тело)
церебротония (от лат. cerebrum — мозг)
2) Теории черт . Р.Б. КЭТТЕЛЛЛичность представляет собой систему черт. Черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения
· динамические (приводящие к действию в определенном направлении),
· черты-способности (определяющие эффективность достижения цели)
· темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций)
динамические черты на три группы: аттитюды, эрги и чувства
Аттитюд — это видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры
Эрг -конституциональная динамическая исходная черта, что-то схожее с инстинктом или врожденной склонностью Чувство — динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды
Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кеттелл представил в виде динамической решетки
3) Психоаналитические теории. З. Фрейд. Структура психики человекавключает в себя:
«ОНО»- бессознательное
«Я» - здравый смысл человека
«СВЕРХ-Я»- внутренний голос в каждом из нас
Э. Эриксонввел понятие идентичности(освоенный и личностно принимаемый образ самого себя во всем богатстве отношений к окружающему миру). Развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развитияотмечается конфликтом,благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап
Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
Четвёртый этап – конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности