Коммуникативные универсальные учебные действия
В таблице, в соответствии с особенностями организации общения (взаимодействия), представлены следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество; планирование учебного сотрудничества; взаимодействие; управление коммуникацией.
Инициативное сотрудничество: - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; |
Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. - приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - строить монологичное высказывание(в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника. - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, -владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; |
Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
Таким образом, в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники начальной школы, занимающиеся по УМК «Школа 2100», «Школа России» и «Гармония», приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Cформированность УУД на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Чтение. Работа с текстом
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; ·определять тему и главную мысль текста; ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста; ·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два ‑ три существенных признака; ·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; ·работать с несколькими источниками информации; ·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; ·соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; ·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. ·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; ·составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. |
Работа с текстом: оценка информации ·высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; ·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. ·сопоставлять различные точки зрения; ·соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; ·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
Таким образом, выпускники начальной школы, занимающиеся по УМК «Школа 2100», «Школа России» и «Гармония», научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметовна ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); ·организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. |
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных ·вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; ·рисовать изображения на графическом планшете; ·сканировать рисунки и тексты. ·использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. |
Обработка и поиск информации ·подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); ·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; ·собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; ·редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений; ·пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; ·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); ·заполнять учебные базы данных. ·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. |
Создание, представление и передача сообщений ·создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; ·создавать сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; ·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; ·создавать диаграммы, планы территории и пр.; ·создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); ·размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; ·пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. ·представлять данные; ·создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». |
Планирование деятельности, управление и организация ·создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах; ·определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; ·планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. ·проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; ·моделировать объекты и процессы реального мира. |
Таким образом, выпускники начальной школы, занимающиеся по УМК «Школа 2100», «Школа России» и «Гармония», приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
УМК «Школа 2100», «Школа России» и «Гармония» в полной мере реализуют Требования ФГОС НОО по реализации вышеперечисленных результатов.
Планируемые результаты освоения учебных программ по учебным предметам –
«Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Английский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура»на ступени начального общего образования
Русский язык.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к их грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования научится:
- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
- получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: ·различать звуки и буквы; ·характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; ·знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. |
Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научиться: ·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); ·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. |
Раздел «Состав слова (морфемика)» Выпускник научится: ·различать изменяемые и неизменяемые слова; ·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; ·находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соот-ветствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. |
Раздел «Лексика» Выпускник научится: ·выявлять слова, значение которых требует уточнения; ·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Выпускник получит возможность научиться: ·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; ·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; ·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); ·оценивать уместность использования слов в тексте; ·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. |
Раздел «Морфология» Выпускник научится: ·определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; ·определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; ·определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Выпускник получит возможность научиться: ·проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; ·находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу непри глаголах. |
Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: ·различать предложение, словосочетание, слово; ·устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; ·классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; ·определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; ·находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; ·выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: ·различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; ·выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; ·различать простые и сложные предложения. |
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.