Время, место и повод выступления
На эмоциональное и физическое состояние аудитории влияют время, место и повод выступления. Обстоятельства несут информацию об ораторе, если аудитория знает, что у оратора есть возможность выбирать условия общения по собственному усмотрению.
Настроение членов аудитории и их способность к рациональной оценке высказываний оратора зависят от времени суток. «Если речь произносится на утреннем мероприятии, то аудитория будет более сосредоточенной и восприимчивой. Если же выступление назначено на конец дня, когда до банкета остается всего несколько минут, оратор находится в очень невыгодном положении... Он должен проявить больше энтузиазма, настойчивости и приложить немалые усилия для завоевания внимания аудитории» [23]. Оратор, предпочитающий выступать вечером, рассчитывает, скорее всего, не столько на логическое, сколько на эмо-циональное восприятие своих идей.
На восприятие речи влияет выбор времени выступления по отно-шению к предыдущим и последующим событиям, которые важны для аудитории. Негативный пример — регулярные радиообращения Прези-дента Ельцина в 1996—1997 гг.: их тематика не всегда соответствовала тому, что в момент выступления волновало общество, и, вместо того что- бы создавать ощущение близости к народу и открытости государствен-ной власти, эти радиообращения только подчеркивали удаленность Президента от общества.
Обстановка в помещении, где произносится речь, диктует опреде-ленный характер взаимодействия между оратором и аудиторией: конф- ликтный, как в британской Палате общин, где скамьи правящей и он-
позиционных партии стоят друг напротив друга; партнерский, как в
Европейском Парламенте, где места расположены по кругу; авторитар-но-театральный, как в российской Государственной Думе, где трибуна и президиум как бы противопоставлены «зрительному залу».
Большое значение имеет также город и субъект Федерации, где выс-тупает оратор. Умелое использование географии помогает сформировать желаемый речевой имидж. Например, в первые четыре месяца 2000 г., когда В. В. Путину было важно сменить имидж «чиновника из Петер-бурга» на имидж общероссийского лидера, он, исполняя обязанности Президента, ни разу не выступил в своем родном городе, зато выступил в Краснодаре, Иркутске, Волгограде, Иваново, Воронеже, Нижнем Нов-
городе, Казани и других городах и в общей сложности посетил 11 субъектов Федерации. (См. архив выступлений Президента В. В. Путина на сайте http://www. president.kremlin.ru/) Считается, что наиболее выгодный повод для выступления — это официальная церемония, транслируемая по телевидению. По данным американского исследователя Р. Харта, современные американские президенты произносят 37,5 % своих речей именно на церемониях [29]. Этот повод удобен для главы государства по многим причинам: журналисты во время церемоний настроены менее враждебно, оппоненты «не на-ступают президенту на пятки», четкие формальные правила исключают неожиданности, президент находится в центре внимания и контролирует ситуацию. Кроме того, если церемония связана с вручением государственных наград ветеранам, деятелям культуры, ученым, спортсменам или представителям других групп населения, она способствует повышению популярности президента в глазах соответствующей группы. Если вновь обратиться к речевой деятельности В. В. Путина в тот период, когда он исполнял обязанности Президента, можно легко под-считать, что 16 из 46 выступлений с 31 декабря 1999 г. по 6 мая 2000 г. (около трети) были связаны с различными торжественными поводами. В то же время наиболее частым поводом выступлений В. В. Путина в [этот период были совещания и заседания, что способствовало созданию имиджа делового человека, ориентированного на решение практических задач.
Особенности аудитории, на которую рассчитана речь, а также время, место и повод предстоящего выступления обусловливают цель, которую мы перед собой ставим, главную идею, тему, содержание и стиль речи.
Задания и упражнения
Задание 1. Определите вид речи — выступление на совещании, митинге, деловой презентации, праздничном приеме, рабочей встрече.
1) Друзья мои!
Земляки!
Уральцы!
Я снова с вами!
На своей родине!
Я смотрю в ваши лица, родные, близкие, добрые. Когда трудно, мы всегда были вместе. Вы — моя опора. Если бы не вы, не ваша твердая вера, наверное, не смог бы выстоять.
Вы, дорогие земляки, лучше всех знаете меня, мою жену, мою семью. Вот они перед вами, за моими плечами.
А за вашими плечами — Урал. За вашими плечами — вся Россия.
2) Владимир Владимирович, с 2006 г. Правительство России переходит к трехлетнему финансовому планированию, и уровень утверждения финансового плана на три года должен повыситься до решения в виде распоряжения Правительства, то есть теперь будет приниматься не только утвержденный Государственной Думой бюджет на один год, но и трехлетний финансовый план, утвержденный Правительством. Соответственно каждый год финансовый план будет пересматриваться на очередные три года. Каждый год будет приниматься очередной трехлетний финансовый план.
3) Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с наступающим Новым годом.
В эти дни принято подводить итоги уходящего года, оценивать дела и результаты работы. Сегодня я с гордостью могу сказать, что коллектив филиала выполнил годовое задание и улучшил все без исключения показатели. Мы смогли достичь таких замечательных результатов, работая вместе одной слаженной командой.
Я хочу пожелать вам и вашим родным и близким счастья в наступающем году. Пусть Новый год принесет вам только хорошее!
4) Добрый день!
В моем выступлении я остановлюсь на некоторых итогах кадровой политики нашего банка. Сегодня я представлю результаты анализа, проведенного отделом персонала. В прошедшем году особое внимание уделялось кадровому составу сотрудников. Набор велся преимущественно из числа перспективной вузовской молодежи и учащихся специализированных средних учебных заведений. Следует подчеркнуть, что образовательный уровень работников банка заметно повысился. Так, 52% сотрудников против 48% в предыдущем году имели высшее образование, а 18% против 13% закончили средние специальные заведения. При этом многие сотрудники продолжают учиться в вузах по основным направлениям деятельности банка.
5) Дамы и господа!
Большое спасибо, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Разрешите мне представить вашему вниманию интернет-проект «Brandmanager. ru». Он создан как для профессиональных бренд-ме-
неджеров, так и для тех, кто только делает первые шаги в освоении этой интересной и нужной профессии.
Задание 2.Опишите состав Государственной Думы четвертого созыва (2003—2007 гг.) с точки зрения единства аудитории и социально-демографических характеристик (фактическую информацию можно найти на сайте http://www.duma.gov.ru/), компетентности в вопросах образования и возможного отношения к реформам в сфере образования, а также с точки зрения возможного отношения к министру образования и науки А. А. Фурсенко и руководителю фракции «Родина» Д. О. Рогозину.
Проанализируйте, насколько приведенные ниже тексты выступлений этих ораторов на пленарном заседании Государственной Думы 15 июня 2005 г. соответствуют характеристикам парламентской аудитории. В чем именно проявляется соответствие или несоответствие речей аудитории?
Полную стенограмму пленарного заседания от 15 июня 2005 г. можно найти в базе данных Государственной Думы: http://wbase. duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe.
Председательствующий:
Уважаемые коллеги, сейчас ровно 11 часов... Сейчас мы начинаем «правительственный час». Блок вопросов «Образование и наука». О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по созданию нормативной правовой базы для реализации прав граждан Российской Федерации в получении общедоступного и бесплатного общего образования, профессионального образования, повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг. С информацией выступает министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко. Пожалуйста.
А. А. Фурсенко:
Глубокоуважаемый Борис Вячеславович, глубокоуважаемые депутаты!
Прежде всего я хочу сказать, что в самой теме, которая была обозначена Государственной Думой, содержатся те ориентиры, ради которых мы предлагаем сегодня осуществлять дальнейшую модернизацию нашей российской системы образования, — это обеспечение и получение общедоступного бесплатного общего образования, повышение качества профессионального образования и конкурентоспособность образовательных услуг.
В настоящий момент мы руководствуемся следующими одобренными Правительством Российской Федерации приоритетными направлениями развития образования: формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение качества профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы об-
разования и обеспечение доступности качественного общего образования, а также переход на принцип подушевого финансирования и формирования эффективного рынка образовательных услуг.
25 мая Правительством был утвержден комплекс мер по реализации данных приоритетов. Все меры могут быть разделены условно на три группы: ресурсное обеспечение, организационное обеспечение и нормативно-правовое обеспечение образования. Говоря о ресурсном обеспечении, я должен отметить, что за последние годы в этом вопросе наметились положительные тенденции. Объемы финансирования образования продолжают увеличиваться, укрепляется учебно-материальная база образовательных учреждений, растет инвестиционная составляющая целевых программ. Особо надо сказать о непрограммной части нашей инвестиционной деятельности, складывающейся в основном из объектов, финансируемых из федерального бюджета целевым порядком по инициативе депутатов Государственной Думы...
Вместе с тем следует отметить, что дальнейшее ресурсное обеспечение образования не будет эффективным, если не менять организационные механизмы в системе образования. В рамках организационного обеспечения в ближайшие годы нам предстоит обеспечить общественное участие в управлении образованием...
Второе направление. Нам необходимо разработать новые образовательные стандарты. В общем образовании они должны касаться не только содержания образования, но и условий осуществления образовательной деятельности. Это позволило бы нам несколько выровнять ситуацию с материальным обеспечением школ в регионах. Также предстоит развивать общенациональную систему оценки качества образования. Стоит отметить, что за последние месяцы несколько общественных и предпринимательских организаций проявили инициативу создания рейтинговых агентств, деятельность которых будет направлена на оценку образовательных ресурсов, исходя из потребностей экономики страны.
Теперь я хотел бы подробней остановиться на нормативно-правовом обеспечении образования. Все разработанные и разрабатываемые сегодня нормативные правовые акты можно условно разделить на четыре группы. В каждой группе доминирует та или иная направленность законодательных изменений. Первая группа законов направлена на обеспечение доступности образования. К ней можно отнести законопроект о предоставлении льгот на получение профессионального образования лицам, отслужившим в Вооруженных Силах по контракту не менее трех лет, а также законопроект об образовательных субсидиях. Вторая группа законов посвящена оценке качества образования. Это законопроекты о введении единого государственного экзамена и о создании систем государственного контроля и надзора в сфере образования. Третья группа законов обеспечивает структурные изменения системы образования. В эту группу входят законопроект об уровнях высшего профессионального образования и законопроект об интеграции науки и образования. И наконец, четвертая группа законов направлена на расширение участия работодателей в развитии профессионального образования. Сюда
можно отнести законопроекты о регламентации дополнительного профессионального образования и о расширении прав работодателей.
Несколько слов о каждом из перечисленных законопроектов. Законопроект о предоставлении льгот на получение профессионального образования лицам, отслужившим в Вооруженных Силах по контракту не менее трех лет в должностях солдат, сержантов и старшин, предусматривает для данной категории лиц предоставление возможности внеконкурсного поступления в вузы при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, создание бюджетных подготовительных отделений и установление повышенной стипендии социального характера — три тысячи рублей в месяц. Принятие закона позволит повысить привлекательность для молодежи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, обеспечить социальную защиту в сфере образования граждан, добросовестно выполнивших свои обязанности военной службы. Этот законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Российской Федерации.
Законопроект об образовательных субсидиях предусматривает подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по заявкам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Принятие законопроекта позволит улучшить условия получения профессионального образования для молодежи из малообеспеченных семей и создаст механизм закрепления квалифицированных кадров в государственных муниципальных организациях. В настоящее время идет работа над концепцией законопроекта. В частности, что, на мой взгляд, очень важно, обсуждается вопрос о предоставлении образовательных субсидий не только на оплату образовательных услуг, но и на расходы студента, которые сопутствуют его обучению в вузе. Известно, что сегодня peбятa из малообеспеченных семей не могут учиться в престижных вузах не столько потому, что не могут туда поступить, сколько потому, что у них нет денег на то, чтобы обеспечить себе жизнь во время этой учебы.
Следующий законопроект — это законопроект о введении единого государственного экзамена. Его можно отнести как к законопроектам, направленным на обеспечение доступности образования, так и к группе законопроектов, посвященных оценке качества образования. Законопроект предусматривает совмещение процедуры итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузе и среднем специальном учебном заведении. При этом выпускники общеобразовательных учреждений будут вправе выбирать форму прохождения государственной итоговой аттестации либо в форме единого государственного экзамена, либо в иной форме, установленной Министерством образования и науки.
Прием в вузы и ссузы будет осуществляться на конкурсной основе по результатам ЕГЭ, однако наряду с этим предполагается сохранить, а в перспективе и расширить, права победителей и призеров олимпиад по зачислению в ссузы и вузы. Кроме того, те вузы, которые осуществляют обучение по направлениям, требующим наличия у студентов определен-
ных творческих, психологических, физических способностей, наклонностей, а также реализующие образовательные программы особой сложности, наряду с учитыванием результатов единого государственного экзамена могут устанавливать дополнительные испытания. Как говорят ректоры, с которыми мы достаточно активно работаем над разработкой этого закона, вуз имеет право выбирать своего студента. В настоящее время законопроект проходит согласование с отраслевыми министерствами и субъектами Российской Федерации.
Следующий законопроект — о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования. Он предусматривает совмещение процедур государственной аккредитации и аттестации, а также предоставление субъекту Российской Федерации права государственной аккредитации образовательных учреждений, кроме вузов (вузы аккредитуются на федеральном уровне), и обеспечение независимости уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, от органов управления образованием и учредителей образовательных учреждений. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность системы контроля и качества образовательных услуг. И министерство поддерживает решение Комитета по образованию и науке о внесении данного законопроекта на рассмотрение Государственной Думы от лица комитета.
Следующие два законопроекта связаны со структурными изменениями в сфере образования. Это законопроекты об уровнях высшего профессионального образования. Предусматривается введение следующих уровней высшего профессионального образования: это бакалавриат — три-четыре года обучения, магистратура (это следующий уровень) — два года обучения. Для поступления на обучение по программе второго уровня необходимо будет иметь степень бакалавра. По отдельным специаль-' ностям и направлениям подготовки в соответствии с законопроектом сохраняется возможность непрерывного обучения по программам спе-циалитета. Поступление на эти специальности допускается сразу после школы без прохождения бакалавриата. Срок обучения по специалитету будет составлять пять-шесть лет. Перечень специальностей будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит повысить качество высшего образования и эффективность использования бюджетных средств, оптимизировать число специальностей и направлений подготовки, построить более гибкие, ориентированные на выбор молодого человека обязательные образовательные программы, обучающиеся смогут более рационально использовать свои временные и материальные ресурсы. Законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Российской Федерации...
И наконец, последняя группа законов — об участии профессионального сообщества в образовании. Первый законопроект — законопроект о регламентации дополнительного профессионального образования — предусматривает предоставление права коммерческим организациям оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образо-
вания и вводит профессионально-общественную аттестацию, аккредитацию дополнительного профессионального образования. Принятие законопроекта позволит обучающимся в более короткие сроки получать специальные знания и навыки, стать конкурентоспособными на рынке труда, расширить перечень организаций, реализующих программу дополнительного профессионального образования, повысить качество реализуемых профессиональных образовательных программ, привлечь внебюджетные источники финансирования в сферу дополнительного образования. Законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами и внесен в Правительство Российской Федерации.
И последний законопроект, о котором я хотел бы сейчас сказать в своем докладе, — это законопроект о расширении прав работодателей. Законопроект предусматривает предоставление права объединениям работодателей участвовать в государственном прогнозировании (мониторинге) рынка труда, в формировании перечня направлений подготовки специалистов, в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и в контроле качества профессионального образования. Принятие законопроекта позволит открыть систему образования, ориентировать ее на удовлетворение запросов экономики и общества, создать механизмы участия работодателей в управлении и оценке качества образовательных программ и подготовки выпускников образовательных учреждений. Законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Российской Федерации.
В завершение выступления я хочу выразить слова признательности всем тем, кто принял участие в обсуждении названных законопроектов. Свои предложения внесли члены Комитета Госдумы по образованию и науке, Российский союз ректоров, Профсоюз работников образования и науки Российской Федерации, Ассоциация технических университетов, молодежное Общероссийское общественное движение «Российские студенческие отряды», представители объединения работодателей.
Следует отметить, что одной из удачных форм подготовки и обсуждения законопроектов стала совместная работа Министерства образования и науки и комиссии по проблемам образования и науки, которая была сформирована решением генсовета партии «Единая Россия» от 11 ноября 2004 г. Для нас было крайне важно, чтобы в составе данной комиссии работали депутаты Государственной Думы всех фракций, члены Совета Федерации, а также представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, представители профессиональных союзов и организаций образования, науки, ректорского корпуса. Совместная работа в составе четырех рабочих групп позволила учесть мнения и предложения представителей различных социальных и общественных групп.
Спасибо за внимание.
(Текст выступления А. А. Фурсенко приведен с незначительными сокращениями.)
Председательствующий:
По регламенту у нас не проводятся прения в рамках «правительственного часа». Поэтому в соответствии с регламентом до пяти минут могут выступать представители депутатских объединений...
Д. О. Рогозин:
Уважаемый Андрей Александрович, уважаемые коллеги!
Я думаю, не секрет, все мы знаем, что качество нашего образования деградирует пропорционально темпам деградации реформ в социальной и экономической сферах. Поэтому, конечно, необходимо реформировать образование. Вопрос только в том, что, прежде чем его реформировать, необходимо определиться с задачами.
Каковы они? Первое — необходимо сделать образование доступным, чтобы отбор специалистов притом осуществлялся исключительно по способностям, а не по состоянию кошельков отцов или дядей абитуриентов, поступающих в вузы. Второе — чтобы образование было качественным, отвечало реальным потребностям развития страны. И третье. Мы все прекрасно понимаем, что образование должно нести в себе огромный потенциал духовности. Поэтому мы с вами говорим, что основы православной культуры должны быть привиты в школе, ничто не заменит уроков основ православной культуры, никакой факультатив.
С чего мы начинаем и что мы имеем сегодня, какую картину развития нашего образования? На мой взгляд, я думаю, что и на взгляд большинства наших депутатов, реформа образования представляет собой абсолютно рваную картину. Вот, к примеру, единый госэкзамен. На самом деле, по-моему, никакой серьезной экспертизы того, насколько рн приемлем в наших условиях, до сих пор не проводилось. Никто не интересовался его реальной пользой, не была ни разу обеспечена экспертная оценка того, насколько идея соответствует потребностям нашего образования. Все мы знаем отдельные замечания существенного, кардинального характера, которые высказывал академик Садовничий, ректор Московского государственного университета. И расценивать эти замечания только лишь как каприз, как здесь было сказано, ректора одного из престижных вузов нельзя. Он говорил о существе этой проблемы.
Ваш предшественник, Андрей Александрович, Филиппов, как известно, преуспел в разного рода делах, в том числе связанных с предложением ввести двадцатибалльную шкалу оценок на экзаменах. Но кто сказал, что, скажем, шесть баллов более отчетливо показывают уровень образования, чем двойка, полученная учеником? Почему двадцатибалльная система лучше, чем нынешняя пятибалльная, никто нам до сих пор не объяснил. Однако мы знаем точно, что афера с введением так называемого интернет-образования закончилась действительно расследованием по линии Генеральной прокуратуры. Кто бы нам ответил сейчас, куда ушли те деньги, которые были выброшены еще вашим предшественником на развитие образования?
Двенадцатилетнее среднее образование. Разве разговор должен идти о количестве лет, которое необходимо потратить на получение образования, неужели никто не ставит во главу угла качество образования? И о новых методиках, которые могли бы дать это образование за меньший срок обучения, никто не говорит. Я достаточно циничным считаю ваше замечание по поводу того, что главная задача реформы образования — это изъять средства, которые находятся в теневом обороте в образовании. Кстати говоря, в самых разных оценках, которые даются вашими же представителями, фигурируют разные суммы: то 1,5 миллиарда долларов якобы крутится в образовании, то 3 миллиарда, некоторые называют 20 миллиардов.
По-моему, мы начали не с того. Вот сначала давайте выявим таких недобросовестных ректоров, что-то мы ни разу не слышали об уголовных делах, которые заводились бы на тех, кто берет взятки с поступающей молодежи. Зато мы точно знаем, что наше учительство получает минимальные заработные платы, которые от зарплат Президента Российской Федерации, министров Российской Федерации отличаются в сто раз. Нет ни одной такой страны... Ни в Америке, ни в странах Европейского союза не может быть стократного разрыва между заработной платой учителя, который тоже относится к бюджетникам, и, скажем, президента собственного государства. Поэтому надо повышать заработную плату учительству и профессорско-преподавательскому составу, и тогда уже необходимость в этих коробках конфет, которые носят в школу, сама по себе отпадет. Щипать нужно олигархов, а не родителей, которые пытаются этими коробками конфет как-то поощрить бедное, нищее наше учительство. Поэтому стиль выработки реформы образования, на наш взгляд, выглядит как вполне волюнтаристский.
С нашей точки зрения, надо заняться другими проблемами. Стратегия развития образования — это стратегия развития страны. Вот Китай, куда сегодня уехал наш Председатель Государственной Думы, — это страна, которая имеет план развития до 2050 г. Они понимают, каким должен быть Китай, каковы должны быть социальная сфера, экономическое развитие этой страны и какие нужны специалисты именно к 2010 г., к 2015-му, к "2025-му, к 2050 г. для развития Китайской Народной Республики.
Развитие стратегии образования — это развитие стратегии страны прежде всего, мы согласны с этим утверждением. Именно поэтому мы должны говорить не о реформе образования как такового, а о стратегии развития страны в принципе. Мы должны услышать это от Правительства, и в этом контексте мы будем понимать, что нужно будет сделать для подготовки специалистов...» {Микрофон отключен.)
Задание 3.При выполнении предыдущего задания вы проанализировали с точки зрения соответствия аудитории тексты двух выступлений, посвященных вопросам образования, на пленарном заседании Государственной Думы 15 июня 2005 г. На этом заседании представи-
тели разных депутатских объединений выступили с пятиминутными речами. Фракцию ЛДПР представлял не В. В. Жириновский, а другой депутат.
Представьте, что от имени ЛДПР решил выступить В. В. Жириновский, и подготовьте для него пятиминутную речь, которая отражала бы позицию и индивидуальный стиль оратора и соответствовала бы особенностям аудитории и ситуации общения. Постарайтесь при подготовке текста учитывать те выводы, которые вы сделали при анализе выступлений А. А. Фурсенко и Д. О. Рогозина.
Работая над этим заданием, вы можете использовать в качестве вспомогательного материала другой фрагмент стенограммы того же заседания Государственной Думы — вопрос В. В. Жириновского к руководителю Федерального агентства по образованию Г. А. Балыхину.
В. В. Жириновский:
Почему мы только министру задаем вопросы? Сидят специалисты, они иной раз знают не хуже, чем министры, ответы на все вопросы, поэтому у меня вопрос к руководителю агентства.
Григорий Артемович, вот единый экзамен надо, я считаю, вводить повсеместно, по всей стране, и сломить саботаж со стороны некоторых элитных вузов. Потом, надо учитывать опыт Белоруссии, там очень хорошо все решили — там нет ЕГЭ, но там есть тестирование. Я думаю, это тоже прогрессивная форма, когда, как говорится, необходимо автомату ответить на отдельные вопросы, и сразу будет виден уровень знаний студента. Потом, по СНГ. Мы могли бы помочь русским ребятам, молодежи из стран СНГ приехать учиться в наши вузы, для них какую-то квоту сде-лать. При советской власти была квота, нацбронь, давайте теперь восстановим ее, но только для русских теперь, потому что они оказались в чужих странах и там им тяжело учиться ввиду плохого отношения к русскому языку. Ну и последнее. Экзамены идут в стране — выпускные, вступительные, может быть, депутатов привлечь к работе в экзаменационных комиссиях?
Задание 4. Компания, в которой вы работаете PR-менеджером, разработа- ла новое противоугонное устройство для автомобилей EATD (Electronic Anti-Theft Device). Его преимущества в том, что 1) оно легко может быть вмонтировано в автомобиль, это можно делать на заводе и про- давать EATD вместе с автомобилем или использовать как аксессуар; 2) оно значительно облегчает поиск угнанного автомобиля, так как сиг- нал EATD не улавливается на слух, а обнаруживается только специ- альным устройством, которым может воспользоваться милиция; 3) технология его производства чрезвычайно проста.
Сейчас готовится серия презентаций, чтобы продвинуть этот товар на рынке, и вас попросили помочь их подготовить. Презента-
ции будут сделаны перед 1) производителями автомобилей; 2) страховыми компаниями, которые могут способствовать распространению товара, давая льготы тем автомобилистам, чьи машины будут оборудованы EATD; 3) дилерами, продающими запчасти и аксессуары для автомобилей.
Разделитесь на три команды и продумайте, какие сведения требуется включить в текст презентации, чтобы она была наиболее убедительна для той или иной целевой аудитории. Обсудите результаты в группе.
,________________ Глава 3___________________