Преодоление конфликтов в трудовом коллективе
Следует отметить, что конфликты могут решаться как в результате принятия и реализации системы мер направленного воздействия на обе противоборствующие стороны, так и путем самотеком течения, когда участники или третьи лица не принимают для регулирования процесса никаких усилий. «Непроизвольное затухание» конфликта может произойти через этап новой напряженной ситуации, в результате чего предыдущие переживания бы отодвигаются на второй план. Отдельным случаем трансформации конфликта является «механическое» разведения сторон в пространстве. Но позиция «еще немного, и все решится само собой» - непродуктивна, ибо потери (объективные и субъективные) от конфликта слишком большие, а иногда и невосполнимы.
При разрешении конфликтов наиболее психологически эффективными являются следующие направления:
1) предупреждение развития и накопления различий в оценках, взглядах, целях членов коллектива - целесообразно на ранних стадиях развития конфликта, когда противоборство проявляется не открыто, а в косвенной, потайной форме (например, «Почему я должен работать за других?", «Зачем нам эти дополнительные проблемы?» и др..)
2) достижение взаимопонимания - предусматривает в основном влияние на умы участников, когда противоборство уже очевидным, а каждая сторона стремится привести аргументы в свою защиту, избирательно трактуя те или иные факты. Участников следует побуждать к «стратегии переговоров»: разложить конфликт на составляющие, что позволит найти элементы совпадения оценок или перспективной цели. Сначала согласие достигается лишь в наиболее общих или даже совсем частичных моментах, которые не являются принципиальными и болезненными для участников конфликта, а затем распространяется на другие вопросы;
3) перевод конфликта с эмоционального на интеллектуальный уровень - выражается в запрете бестактных нападок, обид, угроз с целью преодоления чрезмерного возбуждения сторон и регулирования их взаимоотношений. Это должно осуществляется спокойным голосом, без предвзятости: подчеркну незначительность поводу, через который возник конфликт, и необходимость ее решения, делается попытка переключить внимание участников на другие аспекты деятельности, не связанного с предметом обострения отношений между ними;
4) трансформация мотивов конфронтации (противоборства) в мотивах поиска согласия - осуществляется с помощью разъяснения нежелательных последствий конфликта для его участников и окружения (родственников, близких, коллектива и т.д.), безнравственности борьбы ради удовлетворения собственных политических интересов. Изменение позиции и поиск согласия не является проявлением слабости, поражения, это нормальный путь развития взаимоотношений между людьми.
Конкретными средствами разрешения конфликта могут быть:
1) решение проблемы, ставшей причиной его возникновения;
2) компромисс, основанный на взаимных разумных поступках;
3) постепенное сглаживание противоречий;
4) отстранение конфликтующих от непосредственного общения на время, полное прекращение отношений между ними.
Если речь идет о вмешательстве работников правоохранительных органов в семейно-бытовой конфликт, целесообразна такая последовательность действий:
1) разъединить конфликтующих, изолировать их друг от друга;
2) выслушать конфликтующих по одному, чтобы дать им возможность выговориться, снизить эмоциональную напряженность, а самому сделать предварительные выводы. Следует помнить, что полученная таким образом информация очень экспрессивная и довольно предвзятое;
3) выяснить мнение свидетелей и других заинтересованных лиц, собрать дополнительную информацию об особенностях личности конфликтующих, мотивацию их поведения и причины возникновения конфликта;
4) принять предварительное решение о возможных путях возникновения конфликта, помня при этом, что не бывает абсолютно правой и виноватой стороны;
5) выслушать конфликтующих уже в присутствии друг друга, скорректировать их высказывания и объявить свое решение;
6) организовать наблюдение за конфликтующими течение определенного времени. Это необходимо, потому что "их поведение в вашей сущности отличаются от обычной бытовой, а негативные эмоции и чувства инерционные и могут сохраняться в течение длительного времени. Особое внимание следует уделить при этом конфликтующей стороне, которая более неправа, и после постороннего вмешательства испытывает значительный дискомфорт.
Не менее важным является вопрос о предупреждении конфликтов. Предупредить конфликт - значит заранее понять возможность его возникновения и устранить причину. Для этого нужно помнить, что человек, как правило, конфликтует в субъективного значимой для себя ситуации, из которой не видит другого выхода. Чтобы предотвратить это, попытайтесь понять, почему ситуация такая важная для вашего партнера, чем она вызвала такие переживания.
Причина не всегда «в сегодняшнем», конфликт может быть отсроченным во времени. Человека обидели, обошлись с ней несправедливо, но она почему-то не смогла должным образом (в собственном смысле) ответить; напряженность в отношениях постепенно накапливается, и в конце концов конфликт вспыхивает с незначительного, внешне неадекватного поводу, причем вопреки, возникшей в сфере деловых отношений, может трансформируются на личные отношения и наоборот. Целью становится борьба сама по себе, психологическое содержание которой - доказать свое превосходство над соперником.
Существуют довольно простые, но эффективные правила поведения, чтобы не провоцировать конфликт:
- При плохом настроении или в момент раздражения ограничить общение;
- Если чувствуете, что встреча с человеком или ситуация может вызвать у вас раздражение, заблаговременно подготовьтесь к такого контакта;
- Руководствуйтесь здравым смыслом и всегда выбирайте разумную линию поведения;
- Ваши слова и действия должны быть правомерными и понятными для окружающих;
- Не старайтесь унизить собеседника, ибо в этом случае очень велика вероятность получить обратную реакцию;
- Не требуйте беспрекословного выполнения ваших указаний от лиц, находящихся в чрезвычайных психических состояниях (нервное возбуждение, сильные эмоции и др.)., Сначала дайте им успокоиться, а потом выкладывайте свои требования;
- Не настаивайте на том, чего человек несомненно не может выполнить.
Наиболее типичная форма эксцессов, сигнализирующие о конфликте, - взаимная ругань, которая сама себя питает: резкое слово вызывает грубость в ответ, упрек - стимулирует ответную реакцию, но уже на другом уровне, более экспрессивно. Чтобы не втянуться в конфликтную ситуацию, будьте подчеркнуто спокойно: держитесь уверенно, говорите сдержанно и властно, избегайте многословия, смотрите собеседнику в глаза. Выдержка не понижает ваш авторитет, особенно эмоциональная реакция - есть где демонстрация слабости и неуверенности в своей правоте.
Таким образом, конфликт - сложное психологическое явление, которое может иметь много разновидностей в зависимости от причин возникновения, количества и состава участников, формы проявления, результатов и др. Каждый конфликт развивается и имеет определенную последовательность стадий. Во время конфликта его участники занимают различные (часто - противоположных) позиции, по-разному осознают и переживают ситуацию, которая возникла. Для предупреждения и разрешения конфликтов целесообразно придерживаться определенной последовательности психологически оптимальных действий с учетом конкретной ситуации.