Запас прочности мероприятия

Всегда готовьте план Б. В некоторых случаях, когда вероятность нестандартной ситуации высока, пропишите план Б и оговорите его с вашей командой, потренируйтесь в его выполнении, подготовьте и напишите к плану Б альтернативный сценарий.

Продумайте, кто может принимать оперативные решения. Если вы руководите мероприятием, вы не сможете быть одновременно везде – а где‑то могут потребоваться неотложные действия. Делегируйте полномочия (особенно в случае необходимости срочного решения) и ответственность. Это залог успешности и прочности вашего мероприятия.

Многие подобные решения будут связаны с финансовыми последствиями, и это следует понимать. Если менеджер, находясь на месте, принял некое решение, повлекшее расходы, его нельзя потом за это корить и тем более штрафовать. Если вы делегировали полномочия человеку, которому доверяете, – вы должны верить, что он принял лучшее решение, которое мог принять в тех условиях, обладая той информацией, что у него была.

Наверное, это звучит устрашающе, но делегирование – единственный путь быть гибче в принятии решений и действовать максимально оперативно.

Установите, наконец, финансовый лимит ответственности и делегирования.

Подумайте о дублировании функций в ходе проекта. С каждым из нас может случиться что‑то непредвиденное, и может потребоваться временная замена. Пусть у каждого члена команды будет один‑два дублера, которые хотя бы в общих чертах находятся в курсе задач и проблем, имеющихся на этом участке работ, и в случае необходимости смогут с минимальными потерями подменить коллегу. Пусть дублер не сможет заменить полностью нужного человека (это и не надо), но он сможет поддержать процесс мероприятия, и вся машина не застопорится.

Используйте ваш опыт: документируйте его и передавайте другим сотрудникам, чтобы они могли с первой попытки сделать все как нужно. Удивительно, насколько часто ситуации и проблемы повторяются.

Опыт – возможность теперь уже с первой попытки сделать все как надо.

Лучший комплимент, который я слышал:

«Ваши мероприятия скучные. Чем‑то похожи на Lexus. Все работает как часы, ничего не ломается и отлично выглядит».

Пусть и ваши мероприятия будут ТАК «скучны» для участников.

Этика

Пример внутреннего риска. Правильно ли то, что вы делаете? Если вы не знаете, хорошо вы поступаете или нет, примените классический тест на этику, применяемый на Западе.

Перед тем как совершить то или иное действие, представьте, что ваше решение, в котором вы сейчас сомневаетесь, завтра будет опубликовано на первой полосе в самой главной для вас газете («Ведомости», «Московский комсомолец», «Уссурийский рабочий» – что для вас самое важное). Если вы готовы к тому, что это ваше действие будет опубликовано, – делайте это, если не готовы – не делайте.

Тест не гарантирует, что ваши действия будут признаны этичными другими людьми. Но хотя бы вы сами будете считать себя приличным человеком.

Риски, связанные с подрядчиками

Whenever there is any doubt, there is no doubt.

(«Если ситуация сомнительна – сомнений быть не может».)

Цитата из фильма Ronin

В фильме RoninРоберт Де Ниро играет очень опытного агента. Его герой покупает оружие у незаконных торговцев. Они встречаются в безлюдном месте, торговец пересчитывает деньги и предлагает забрать товар неподалеку от места встречи – под мостом.

Герой Де Ниро говорит: «Я не пойду, пускай они идут сюда». Почему? «Если ситуация сомнительная, сомнений быть не может», – сказал он. И действительно, под мостом была ловушка. По герою Де Ниро и его коллегам стали стрелять, но осторожность опытного наемника спасла ситуацию, они выскочили из западни, получив и оружие, и деньги. Если бы он пошел, их перестреляли бы. Но предложение показалось ему чуть‑чуть сомнительным…

То же – с выбором подрядчиков. Если какая‑то мелочь, какая‑то деталь вам не понравились и заставили засомневаться, скорее всего вы правильно сомневаетесь и у компании есть какие‑то фундаментальные проблемы.

– Если курьерская компания высылает предложение о дешевых тарифах на доставку вашей корреспонденции, но не может в течение дня прислать договор – что‑то у них не так.

– Если визитка представителя типографии мнется в руках – что‑то у них не так.

– Если вы несколько дней не можете дозвониться до нужного вам человека – что‑то у него не так.

Как‑то раз к нам обратилась некая компания с предложением о сотрудничестве. Оно было весьма заманчивым, но в присланном потенциальными партнерами письме были допущены грамматические ошибки: при перечислении Клиентов компании название одного из мировых брендов было написано неправильно. Нам показалось странным, что можно так ошибиться, и мы отказались с ними работать. Да, на этом основании. Были и другие причины, но они лишь подтвердили наши сомнения.

Через год судьба свела нас с этой компанией на одном из партнерских мероприятий. Личное общение подтвердило, что мы были правы…

Учет объема заказов

Внимательно проверяйте счета, выставленные вам подрядчиками и обслуживающими организациями. Часто в счет включают ненужные вам позиции: аренду лишних, ненужных вам помещений, лишние кофе‑брейки, лишнюю еду, ненужный обслуживающий персонал или оборудование. Все это раздувает расходы мероприятия и не добавляет никакой пользы. Вы просто не воспользуетесь оплаченными услугами. Иногда это делается просто автоматически: компания‑подрядчик выставляет счет за пакет услуг, не углубляясь в то, что вам нужно. Часто происходят просто банальные ошибки. Но за чужие ошибки платите вы…

Нередка примерно такая ситуация. Вы договариваетесь (с рестораном, кейтерингом, гостиницей и пр.) об оплате за фуршет по фактическому количеству выпитого алкоголя.

И в конце вечера получаете счет, который превосходит ваши ожидания.

Например, заказано 80 бутылок и есть договоренность, что если будет выпито 50, то счет будет только за 50. Но в конце вечера выясняется, что выпито 75–80.

Правильный ход – попросить представить пустые бутылки с пробками. В противном случае может оказаться, что вскрытые бутылки просто уедут домой к обслуживающему персоналу. Причем лучше заранее предупредить обслуживающую компанию о том, что оплата будет по пустым бутылкам с пробками.

Осознание вашего серьезного подхода и намерения контролировать расходы поможет преодолеть соблазн добавить в счет лишнее.

Если в результате прочтения этой книги вы сможете избежать оплаты хотя бы двух лишних бутылок вина – книга уже окупилась для вас.

Законы риск‑менеджмента: время и посещаемость

– Люди могут не прийти на мероприятие, даже если сто раз подтвердили, что придут.

– Люди могут прийти на мероприятие, даже не поставив вас в известность, что собираются прийти.

– Люди опаздывают на мероприятия (включая докладчиков).

– Не все думают о расписании, когда начинают говорить в микрофон. Но все обвинят вас, если оно не соблюдалось (все, включая докладчиков из предыдущего пункта).

Совет, написанный кровью на стене конференц‑центра

– Имейте на мероприятии при себе список всех ключевых персон с номерами мобильных телефонов.

– Имейте при себе заряженный мобильный телефон и зарядное устройство.

– На вашем счете за мобильный телефон должны быть деньги(чтобы его не отключили).

– Лучше всего, если у вас с собой будет еще и карточка экспресс‑оплаты вашего оператора.

Борьба с кражами

К сожалению, на мероприятиях всегда есть масса возможностей для мелких краж и небольших мошенничеств. Заметим, что мелкие кражи не так безобидны, как кажется. Если у вас пропадает что‑то на $100 в месяц, то к концу года общий убыток составит $1200, что уже не так мало. Можно было бы купить компьютер или слетать в отпуск.

В первую очередь необходим учет инвентаря.

В вашей команде должен быть человек, персонально ответственный за сохранность инвентаря (или хотя бы за его своевременный учет). У него должен быть список всего оборудования, которое вы везете на мероприятие. Сколько оборудования уехало, столько же должно вернуться. После мероприятия он сравнивает свой список и то, что имеется в наличии. Благодаря этому у вас есть оперативная информация о потерях. Вы сможете либо найти, либо докупить нужные вещи к следующему мероприятию.

Примерно та же схема должна работать и в отношении ценных раздаточных сувениров. Если на мероприятии было приготовлено 100 подарков, а гостей было 98, то 2 подарка должны вернуться в офис компании (если не принято другое решение).

По возможности пронумеруйте оборудование, которое вы берете на мероприятия – от проектора до ножниц, – или нанесите на него надписи. Пусть на проекторе будет наклейка с вашим адресом и телефоном. Если он пропадет случайно (например, его заберут вместе с другим оборудованием подрядчики) и его найдут честные люди – им будет легче вернуть вашу собственность. Во всяком случае, нельзя будет сказать, что они не видели, куда нужно вернуть этот проектор (компьютер, переносную трибуну, коробку с важными документами и пр.). Точно так же, если на степлерах и ножницах заметно написано название компании или имя владельца, их сложно будет признать бесхозными.

Если участники видят, что вы относитесь к этому как к особому ресурсу, то и они не отнесутся к вашему инвентарю как к «негласному подарку».

Если вы раздаете, например, калькуляторы участникам семинара, то у них будет очень большой соблазн «забыть» вернуть организаторам красивый и такой полезный в хозяйстве калькулятор. Кто‑то может не справиться с этим соблазном, особенно если ему обеспечена анонимность. Никто же не будет проверять сумочки и пакеты. Как помочь Клиентам поступить честно? Пронумеруйте калькуляторы и при регистрации записывайте эти номера напротив фамилий участников. Понимание, что по записям легко найти того, кто забыл вернуть калькулятор, очень помогает аккуратности. Если же человек не вернул, он действительно ошибся, и можно просто очень вежливо напомнить об этом как о легком недоразумении. Даже если придется напоминать десять раз.

Основная мысль: подумайте, как создать условия, среду, в которой кражи и просто потери будут сокращаться.

Эти меры не спасут от по‑настоящему нечестных людей, которые настроены что‑то украсть у вас. Но помогут избежать лишних трат в большинстве случаев.

Мошенники и зеваки

На некоторых мероприятиях вам будет необходимо подготовиться к приходу мошенников или зевак. Например, на многие выставки приходят «охотники за сувенирами», которых еще называют «пылесосами» за то, что они проходят по стенду, собирая ручки, буклеты, пакеты и пр. Обычно этих людей легко идентифицировать: они не очень хорошо одеты, у них бегают глаза, нет внятной «легенды», зачем им ваши буклеты и сувениры. Они их просто просят или пытаются взять без комментариев. Часто, к сожалению, это пенсионеры, которым просто нечего делать и они выбрали себе такое занятие. Подготовьте ваших стендистов, как реагировать на таких людей. Необходима вежливость и твердость.

На различные конференции, банкеты и приемы ходят и мошенники – в противовес «пылесосам» люди с четкой «легендой». Обычно они выдают себя за журналистов, сотрудников крупных организаций и госучреждений – Госдумы, некоторых министерств. Они неплохо одеты и держатся уверенно.

Выяснить, кто перед вами, можно лишь по опыту (на наших мероприятиях некоторые лица уже примелькались, и мы на счет «раз» узнаем этих людей и сразу вызываем охрану) – либо по косвенным и потому ненадежным признакам.

Например, эти люди могут утверждать, что регистрировались, аккредитовывались на ваше мероприятие, но почему‑то не попали в список. Или что их организация солидная и не регистрируется на мероприятия, а просто посылает сотрудника, который «посмотрит и оценит обстановку, актуальность тем» или что‑то в этом роде. На самом деле их интересует возможность бесплатно поесть и выпить на фуршете, получить какие‑то сувениры (то есть обокрасть вас на небольшую сумму). Может быть, что‑то другое, я не знаю. Что интересно, несмотря на то что они мошенники, они могут вести себя как идеальные участники: задавать вопросы, активно участвовать в обсуждениях и пр.

Поведение таких людей хорошо описано в комедии «Wedding Crashers / Незваные гости». Двое молодых людей узнают о готовящихся свадьбах (проводят подготовку: узнают про родственников молодых) и приходят в качестве гостей. При этом они лучшие гости: они играют с детьми, произносят замечательные тосты… В фильме их цель – соблазнение молодых девушек, находящихся в романтическом состоянии под воздействием свадьбы. Ведь свадьба – это тоже мероприятие.

Что можно посоветовать?

1. Попросите визитку у странного посетителя. Может быть, и паспорт.

2. Посмотрите, какой e‑mail написан на визитке: если он зарегистрирован на бесплатном хостинге, спросите, почему компания не смогла обеспечить корпоративный e‑mail.

3. Записан ли на визитке почтовый адрес и городской телефон компании? Если нет – вряд ли это серьезная компания.

4. Прямо со стола регистрации позвоните по указанному телефону, спросите, что это за организация и работает ли там такой человек, отправляли ли его на это мероприятие?

К нам регулярно приходит человек, представляющийся помощником депутата Госдумы. Стоит ли говорить, что в Госдуме он не работает, мы звонили и проверяли, поэтому теперь выводим его с охраной.

Если у человека нет визитки, вы с уверенностью можете сказать только то, что перед вами незнакомый человек, который просит ему верить и подарить немного вашей работы (сувениров, раздаточных материалов, обедов или закусок и всего, что положено участникам вашего мероприятия).

Повторюсь: все сказанное принципиально для мероприятий, в которых участникам предоставляется нечто имеющее материальную ценность, например во время проведения конференций, банкетов, фуршетов. На массовых мероприятиях у вас такой проблемы скорее всего не возникнет.

Чужие проблемы решать очень легко…

Принцип консультанта

Страхование и юридические вопросы

В некоторых случаях мероприятия бывают связаны с риском для имущества или здоровья участников. Чтобы избежать возможных осложнений, стоит застраховать ваше мероприятие или какую‑то его часть.

Например, на корпоративной вечеринке или на зимнем празднике часть ваших гостей катается на коньках. Есть некоторая вероятность, что кто‑то получит травму. Именно катание на коньках можно было бы застраховать.

В случае вероятности несчастных случаев или травм обеспечьте дежурство бригады «скорой помощи» на время вашего мероприятия.

Также имейте в виду вопросы, связанные с авторскими правами на музыку, видео– и фотоизображения. У любой фотографии есть владелец, и если вы решите использовать ее без разрешения, он имеет право подать на вас в суд.

Если содержание тех или иных материалов для вас важно, ставьте значок авторских прав – например, Copyright © 2006 Eventum. Это означает, что данный материал вы считаете своей интеллектуальной собственностью и просите уважать ваше авторское право на этот текст или изображение.

Исключения делаются для некоммерческих и благотворительных организаций.

Наши рекомендации