Глава 5. Общественные наставники: катализаторы
EricParsloe, MonikaWray
Coaching and Mentoring
KOGAN PAGE |
Practical methods to improve learning
ЭрикПарслоу, МоникаРэй
КОУЧИНГ В ОБУЧЕНИИ
ПРАКТИЧЕСКИЕМЕТОДЫИТЕХНИКИ
ПИТЕР |
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара
Киев • Харьков • Минск
ББК 88.54 УДК 316.6 П18
П18 Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рэй. — СПб.: Питер, 2003. — 204 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).
ISBN 5-88782-233-3
Данная книга представляет теорию и практику коучинга и наставничества во всей широте их применения — от профессионального мира и сферы образования до общественной деятельности. В ней наглядно продемонстрирована необходимость изменения традиционных методов обучения и дан практический инструментарий для осуществления этих изменений. Материал изложен в легкой и доступной для понимания манере. Авторы предлагают эффективные способы разрешения проблем совместимости персонала, обратной связи и многих других. Предлагаемое практическое пособие станет неоценимым помощником для психологов, психотерапевтов, менеджеров, педагогов, для всех, чья профессиональная задача — помочь людям использовать свой потенциал, освоить новые навыки, повысить профессионализм.
ББК 88.54 УДК 316.6
© Eric Parsloe and Monika Wray, 2000
ISBN 0 7494 3118 0 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003
ISBN 5-88782-233-3 © Издание на русском языке, оформление
ЗАО Издательский дом «Питер», 2003
Оглавление
Слова признательности..................................................... 11
Введение............................................................................. 12
Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции....... . 15
Вклад академических ученых .......................................... . 16
Вклад спортивных тренеров.............................................. 16
Вклад психотерапевтов...................................................... 18
Вклад «людей новой жизни» (new-life-people).................. 19
Вклад профессиональных тренеров и консультантов...... 20
Наставничество — семантические джунгли..................... . 23
Роль профессиональной квалификации ........................... 23
Вклад «наставников на общественных началах»
(community) и «наставников по призванию» (vocational) ... 24
Вклад корпоративных наставников................................... 26
Кристальная чистота или туманные образы?................... 27
Глава 2. Как помочь людям научиться учиться......................... 32
Новая программа для Обучающейся организации........... 37
Выбор наилучших стратегий обучения ........................... 38
Эмоциональный интеллект................................................ 39
Предпочтения в обучении................................................. 40
Активисты (опыт).......................................................... 41
Созерцатели (рефлексия).............................................. 42
Теоретики (вывод) ........................................................ 42
Прагматики (план)......................................................... 43
Ум и сердце........................................................................ 44
Язык обучения.................................................................... 45
Важность процесса ............................................................ 46
Недостатки обучения......................................................... 48
Восприятие возможностей................................................. 49
Использование возможностей обучения........................... 50
б ■ Оглавление
Мотивация обучающегося ................................................ 51
Ограничения тренинга........................................................ 52
Глава 3. Коучинг: теория и практика......................................... 56
Коучинг как процесс.......................................................... 57
Стадия 1. Анализ ситуации и сбор необходимой
информации............................................................... .. 57
Стадия 2. Планирование системы ответственности.... .. 58
Стадия 3. Реализация плана с использованием
стилей, техник и навыков......................................... .. 61
Стадия 4. Оценка (успешности) результатов............... 62
Стили коучинга .................................................................. .. 62
Аналогия с миром спорта ............................................ 63
Примеры из других сфер............................................... .. 65
Коучинг на практике..................................................... .. 67
Коучинг и обучение........................................................... .. 69
Осуществление управления коучингом............................ .. 70
Техники коучинга............................................................... .. 72
Коучинг неопытных учеников...................................... .. 72
Стадия 1. Объяснение и демонстрация .................. .. 73
Стадия 2. Осмысление обучения............................. .. 73
Стадия 3. Обзор прогресса....................................... .. 73
Стадия 4. Планирование новой практики................ .. 75
Техника «структуры навыков»..................................... .. 75
Техника «3-D» (техника трех измерений) ................... 79
Методика GROW............................................................ 81
Коучинг, направленный на повышение успешности
командной деятельности............................................... 82
Вертолет против чаек........................................................ 84
Оценка вашей компетенции как коуча.............................. 85
Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики............... .. 88
Определения наставничества............................................ 89
Типы наставничества (попытка тысячелетия)................... 93
Оглавление
■ 7
Двигаясь к определению.................................................... 94
Наставничество как процесс ............................................. 95
Процессы корпоративного и квалификационного
наставничества.......................................................... 96
Стадия 1. Утверждение Плана личного развития... 97
Стадия 2. Поощрение самостоятельного управления
обучением............................................................. 97
Стадия 3. Обеспечение поддержки в ходе процесса
реализации Плана личного развития................... 98
Стадия 4. Помощь в оценке успеха......................... 99
Что происходит на практике?.......................................... 100
Пример 1. «Квалификационный» наставник.............. 100
Супервизор ............................................................. 101
Пример 2. Наставник топ-менеджеров....................... 104
Пример 3. Наставничество в подразделении ИТ
(информационных технологий) в Sandwell
Metropolitan Borough Council................................. 105
Роль внешнего наставника...................................... . Ill
Преимущества самостоятельного обучения......... . 111
Пример 4. Наставничество в Spicer Hallfield.............. . 113
Совмещение коуча или наставника и ученика...... . 115
Формат..................................................................... 115
Мониторинг и оценка.............................................. 116
Коучинг? Наставничество? Или и то и другое?.... 117
Роль внешнего наставника...................................... 118
Преимущества СМАЙЛ и культуры коучинга
и наставничества................................................ 118
Глава 5. Общественные наставники: катализаторы
возникновения новой профессии................................. 123
Обучающий наставник..................................................... 127
Стадия 1. Понимание и приятие.................................. 131
Стадия 2. Мотивация к действиям.............................. 132
Стадия 3. Поддержка плана........................................ 132
8 ■ Оглавление
Стадия 4. Обзор результатов и поддержание импульса ... 133
Модели коучинга и наставничества................................ .. 134