ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ. Ситуация. В 1953—1961 гг
Ситуация. В 1953—1961 гг. президентом США был республиканец Дуайт Эйзенхауэр (1890—1969). Длительная болезнь в 1955—1956 гг. отвлекала его от активного участия в государственных делах. Он по-
прежнему проводил совещания по важным вопросам, в основном молчал, а затем говорил: «Ну что ж, ребята, кто возьмется за это дело?» Сенатор Эверетт Дирксен говорил в ту пору, что президент США не знал, что происходит в стране, и мало что понимал в особенностях функционирования правительства. Демократы активизировали критику в адрес пассивного президента, выдвигая требование, что Белый дом не должен являться лечебницей для престарелых ветеранов войны. Даже некоторые представители республиканцев стали осторожно публично критиковать президента. Внутренняя экономическая ситуация в США стала ухудшаться. Осенью 1957 г. СССР вывел на орбиту первый космический спутник. Это привело к сильному потрясению американского общества и усилению недовольства правительством и президентом. Республиканцы выдвигали своим кандидатом Ричарда Никсона, а демократы — Джона Кеннеди. Выбор оставался за избирателями, они предпочли демократа Джона Кеннеди (1917—1963).
Вопросы. Являются ли результаты голосования по выбору президента США супероптимальным решением? Какие приемы и способы желательно использовать для нахождения супероптимального решения?
Обсуждение ситуации. Анализ ситуации основан на материале ответа на 102—103-й вопросы.
Избирательная компания всегда в какой-то мере новое дело. Время частично изменяет настроение и пристрастия людей, симпатии и антипатии. В избирательных технологиях превалирует явное несовпадение формы и содержания преподносимой избирателям информации о кандидатах. Часто избиратели голосуют за «черных лошадок», то есть людей, о которых очень мало конкретной информации и много общей. Учитывая, что любое управленческое решение имеет отрицательные последствия, можно представить, что чем больше человек занят публичной деятельностью, тем больше в его арсенале недовольных и обиженных людей и у него меньше шансов выиграть выборы. В результате профессиональные имиджмейкеры предпочитают работать с моделями своих клиентов. Эти модели они сами придумывают и раскручивают. Несовпадение качества и эффективности таких решений может привести к двум результатам голосования избирателей: к навязанному выбору («серым» решениям) или к супероптимальным решениям. Преобладание навязанного решения или осознанного решения и определяет его характер. Для ситуации, связанной с выборами президента США, — это было коллективным супероптимальным решением.
Для нахождения супероптимального решения в выборной кампании менеджмейкеру необходимо:
заранее представить для себя более крупные цели по сравнению с предлагаемыми кандидатами в президенты. Это поможет лучше понять пользу каждой представленной программы;
сформировать такие проблемы, которые касались бы ближайшего окружения. Каждый избиратель будет доволен в том случае, когда будут разрешены не только его проблемы, но и проблемы окружающих его людей;
добиваться повышения уровня противоречий между кандидатами с полного согласия, различия и поляризации до антагонизма или столкновения за счет организации публичных дискуссий кандидатов по своим программам.
Послесловие. Как показало время, избиратели не ошиблись в своем выборе. Президент США Д. Кеннеди, вступивший в должность в 1961 г., стал ассоциироваться у населения как энергичный, всем интересующийся и пытающийся вникнуть в существо многочисленных проблем верховный администратор. За первые два месяца пребывания на посту президента США Д. Кеннеди издал 32 официальных заявления, 22 президентских указа, произнес 12 речей, направил 28 посланий главам иностранных государств, провел 7 пресс-конференций. Средний возраст членов кабинета и его советников составлял 37 лет [1]. Он стремился к налаживанию отношений с СССР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение данного пособия может вызвать у читателя ряд дополнительных вопросов, связанных с недостаточной обоснованностью приведенных ответов или стремлением разобраться в более сложных вопросах подготовки и реализации управленческих решений (УР). Это естественно, так как УР — это суть любой управленческой деятельности в правительстве, компании или дома. Дисцип лина «Управленческие решения» — это динамично развивающийся учебный курс, включающий теоретические и практические новации, богатый отечественный и зарубежный опыт.
Современная жизнь также ставит перед специалистом новые вопросы в области совершенствования процессов подготовки и реализации УР в условиях неопределенностей и рисков, стрессов и паники, нехватки времени или денег. Однако только сочетание теории и систематизированного практического опыта может дать специалисту ключ к ответам на новые вопросы. Основные элементы теории и опыта приведены в ответах на вопросы. Тем не менее не обольщайтесь полученными знаниями. Разрабатываются новые концепции по подготовке и реализации УР, расширяющие наши представления о возможностях целенаправленной управленческой деятельности в организациях различного уровня.
Дисцип лина «Управленческие решения» может быть полезна только при полном изучении технологий, методов, форм контроля и видов ответственности за УР. Объектами практического использования данной дисциплины могут быть: человек сам для себя, семья, коллектив друзей, производственный коллектив, научное заседание, работа в органах государственного и муниципального управления, работа в чрезвычайных ситуациях и др.
Данное учебное пособие позволит Вам за короткое время войти в науку «Управленческие решения» и практически использовать некоторые ее рекомендации. Дальнейшего совершенствования знаний можно достичь за счет самообразования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. — М.: Политиздат, 1975.
2. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческого решения. — М.: НОУ МАЭП, ИИК «Калита», 2000.
3. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. — М.: РОУ, 1992.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и как оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1990.
5. Литвак Б.Г. Управленческие решения. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», ЭКМОС, 1998.
6. Международный стандарт ИСО 9000-1-94. Общее руководство и стандарты по обеспечению качества. — М. ИПК. изд. Стандартов, 1996.
7. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. — Тбилиси, 1967.
8. Волкова К.А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. — М.: НОРМА, 1997.
9. Робертсон Дж. Аудит: Пер. с англ. — М.: Аудиторская фирма «Контакт», 1993.
10. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы/Мод, прогр. для менеджеров № 3. — М.: ИНФРА-М, 1999.
11. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
12. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда/Мод, прогр. для менеджеров № 2, — М.: ИНФРА-М, 1999.
13. Теория управления социалистическим производством: Учебник/Под, ред. О.В. Козловой. — М.: Экономика, 1983.
14. Эффективность государственного управления: Пер. с англ./Под общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. — М.: Консалтбанкир, 1998.
15. Юкаева B.C. Управленческие решения: Учебное пособие. — М.: ОПС, 1998.
Внимание!
Страницы в оглавлении не совпадают с реальными. Ориентируйтесь по номерам вопросов и глав.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие