Определение информации, свойства информации
Калининград
Информатика: Методические указания и вопросы к экзамену для студентов заочной формы обучения / Авт.- сост. Карманова И.С. – г. Калининград: МФЮА, 2012. –8 с. | |
Рассмотрена и одобрена Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _октября 2012 г. № _2__ | |
Автор: Карманова И.С. | |
© Карманова И.С., 2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012 | |
Пояснительная записка
Программа курса "Информатика" составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: “Информационные технологии” и опирается на их содержание. Учебная дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплины в старшем звене школы и является фундаментом для успешного применения информационных технологий в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.
Программой учебной дисциплины «Информатика» предусматривается изучение процессов получения, преобразования, хранения и использования информации.
В данной программе выделены девять содержательных линий учебной дисциплины «Информатика»:
- понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;
- технические и программные средства реализации информационных процессов;
- инструментарии функциональных задач;
- алгоритмизация и программирование;
- языки программирования высокого уровня;
- базы данных;
- программное обеспечение ЭВМ и технология программирования;
локальные и глобальные сети ЭВМ;
- основы и методы защиты информации;
- компьютерный практикум.
Цель преподавания дисциплины:
Основной целью преподавания данной дисциплины является изучение приёмов создания, хранения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники, а также принципов функционирования этих средств.
Задачи изучения дисциплины:
К задачам дисциплины относится овладение студентами современными методами управления средствами вычислительной техники, использование ПК для решения общих и специальных задач.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
- об информационных основах процессов управления;
- о методах поиска информации;
- о принципах кодирования информации;
- о возможностях соединения разнотипной информации в одном электронном документе с помощью технологии мультимедиа;
- о различных типах алгоритмов, языках высокого уровня, операторах ввода, вывода, присвоения языка программирования;
- о технологии программирования;
- о локальных и глобальных сетях ЭВМ;
- о методах защиты информации.
знать:
- понятия и свойства информации, операции с данными, способы хранения и основные виды хранилищ информации, единицы измерения количества информации;
- технические и программные средства реализации информационных процессов, состав вычислительной техники, аппаратные средства вычислительной техники, программное обеспечение, конфигурация, уровни программного обеспечения: базовое, системное, служебное, прикладное;
- инструментарии решения функциональных задач;
- основные алгоритмические конструкции, способы записи алгоритмов, программное обеспечение и технологию программирования, назначение подпрограмм;
- локальные и глобальные сети, протоколы, поиск и методы защиты информации.
уметь:
- приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- перечислить основные характерные черты информационного общества;
- работать со всеми видами программного обеспечения: операционной системой, офисными программами, базами данных;
- использовать алгебру логики для решения задач;
- настраивать и работать с локальной и глобальной сетью, инстолировать и пользоваться антивирусными программами;
- записывать на языке программирования алгоритмы решения задач и отлаживать их.
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1 Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
Определение информации, свойства информации.
История человеческого общества – это история накопления и преобразования информации. Процесс познания – это получение, преобразование и накопление информации. Полученная информация хранится на различных технических носителях(книги, аудио-видио кассеты и т.д.) В наше время в основном используются электронные носители информации. Информационные процессы характерны не только для природы, но и для техники. Функционирование технических устройств связано с процессами управления, которые включают в себя: получение, хранение, преобразование и передачу информации. Информация – это динамический процесс взаимодействия данных и методов, рассмотренных в контексте этого взаимодействия. Информация обладает определенными свойствами:
1. адекватность;
2. достоверность;
3. полнота;
4. избыточность;
5. объективность и субъективность;
6. доступность;
7. актуальность.
Определение данных, операции с данными;
Данные – это зарегистрированные сигналы. Данные могут храниться и транспортироваться на носителях различных видов. Любой носитель характеризуется параметрами разрешающей способности. Это количество данных, записанных в единице измерения данного носителя. А также динамическим диапазоном - логарифмическим отношением интенсивности амплитуд максимального и минимального сигнала. С данными можно производить сл. операции:
- сбор данных;
- формализация данных;
- фильтрация данных;
- сортировка;
- группировка;
- защита;
- архивация;
- преобразование данных.