ISSN 2074-5370. Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форуму. 2012. „

Рис. 2. Информационная основа экономики

ISSN 2074-5370. Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форуму. 2012. № 1 (5). Том 1

Кроме того, именно активизация генерации и материализации знаний для

развития экономики актуализирует потребность в росте потоков эффективной

информации, внедрении современных информационно-коммуникационных

технологий, т. е. степень активизации информационной составляющей эконо-

мики (информационной экономики) определяется возрастанием роли знаний в

экономических процессах.

Существует мнение, что информационную экономику можно назвать эко-

номикой знаний [5]. Но повышение роли знаний в экономических процессах не

целесообразно непосредственно ассоциировать с развитием информационно-

коммуникационной сферы. Информационные продукты, технологии и комму-

никации, а также информационные услуги являются лишь существенным фак-

тором, способствующим распространению информационных ресурсов и фор-

мированию знаний, т. е. по сути, являются воплощением новых знаний.

Следовательно, важнейшим ресурсом общества для обеспечения экономи-

ческого развития является не столько информация (данные о процессах, явле-

ниях и т. д.), сколько знания, т. е. информация, усвоенная человеком и суще-

ствующая только в его сознании [19].

Существуют и другие позиции относительно определения сущности по-

стиндустриального этапа экономического развития.

Поскольку в условиях экономики постиндустриального общества основ-

ным базовым ресурсом, обеспечивающим развитие стран, признаются знания,

то экономику определяют как «экономику, основанную на знаниях» или «эко-

номику знаний» [20, с. 537]. Но эти две категории необходимо различать.

Термины «экономика знаний» и «экономика, основанная на знаниях», не

принадлежат к одному синонимическому полю, поэтому не могут использо-

ваться для синонимических замен.

Если речь идет об экономике знаний, то, действительно, ее следует счи-

тать специальной отраслью, которая становится универсальной составляющей

общей экономики, в состав которой входят следующие основные сферы: НИ-

ОКР и инновации, образование, информационно-коммуникационные техноло-

гии (ИКТ) [21]. Фактически это и соответствует сущности категории, предло-

женной Ф. Махлупом, а именно «экономика знаний» – определенный сектор

экономики.

Категория «экономика, основанная на знаниях», касается сущности эко-

номики в целом и согласно определению ОЭСР непосредственно основана на

производстве, распространении, использовании знаний и информации [22].

Джон Локк отмечал, что «неверное употребление слов – причина серьез-

ных заблуждений», а серьезные подходы к поиску и отстаивание истины долж-

ны предусматривать изучение способов избавления от неясности, сомнительно-

сти, двусмысленности, свойственных словам при отсутствии должного внима-

ния [23, с. 569].

Основные характеристики постиндустриального этапа экономического

развития общества фактически определяются сущностью категории «постинду-

стриальное общество», которую сформулировал Д. Белл. Он отмечал, что «по-

стиндустриальное общество – это общество, в экономике которого приоритет

перешел от производства товаров к производству услуг, проведению исследова-

ний, организации системы образования и повышения качества жизни; в кото-

ром класс технических специалистов стал основной профессиональной группой

и, что важнее, в котором внедрение инновации ... все в большей степени зави-

сит от достижений теоретического знания» [24, c. 56].

Согласно этой формулировке развитие экономики в таком обществе сти-

мулируется благодаря знаниям.

Знания не только имеют большую ценность и мощнее природных ресур-

сов, но и стали главным сырьем экономической деятельности [25, с. 78]. По

ISSN 2074-5370. Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форуму. 2012. № 1 (5). Том 1

мнению П. Друкера, знания в новых экономических условиях являются един-

ственным значимым ресурсом [26, с. 27].

Итак, новый постиндустриальный период развития экономики – это ста-

новление экономики, основанной на знаниях. Ее развитие стимулируется зна-

ниями, которые становятся основой материального производства благодаря по-

стоянной разработке и внедрению инноваций, основой которых являются ин-

формационные ресурсы, продукты, услуги, технологии и коммуникации.

Основным ресурсом для экономики постепенно становятся информация и

знания, но сами по себе они не обеспечат желаемых результатов, каких бы объ-

емов не достигали. Информация приносит пользу, когда превращается в зна-

ния, которые должны иметь свое материальное воплощение в инновациях.

В экономике, основанной на знаниях, человек использует свой собствен-

ный интеллект (как средство труда) и технические средства (как средства труда)

для преобразования информации (как предмета труда) в знания, а в дальней-

шем, в частности, в инновации.

Информационная сфера превращается в приоритетную в экономике, осно-

ванной на знаниях, и фактически становится основой всех направлений дея-

тельности, поскольку она выполняет важнейшую функцию – информационное

обеспечение всех сфер общественной жизни для содействия экономическому

развитию стран.

В свою очередь, инновационность является воплощением знаний, генери-

руемых на базе информации. Особую роль при этом играют информационные

продукты и услуги. Усиление инновационной активности, формирование ин-

теллектуального потенциала общества для реализации поставленных в этом на-

правлении задач становятся предпосылкой интенсификации информационно-

го потока.

Знания, которые признаются основой современного этапа развития эконо-

мики (экономики, основанной на знаниях), являются результатом трансформа-

ции человеком (его интеллектом) входного информационного потока, который

он получает во время своей деятельности (рис. 3).

ISSN 2074-5370. Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форуму. 2012. „ - student2.ru

Рис. 3. Основные составляющие генерации знаний

Активное продуцирование знаний и их воплощение с помощью инвести-

ций в инновации соответствует основным аспектам концепции экономики,

основанной на знаниях, становление и развитие которой, в свою очередь, акти-

визирует указанные процессы (рис. 4).

Итак, результатом становления и развития экономики, основанной на зна-

ниях, является инновационность экономики, развитие ИКТ сферы.

Фактически экономика, основанная на знаниях, – это более емкое по-

нятие, чем «информационная» и «инновационная экономика», и включает их

основные признаки, то есть экономика, основанная на знаниях, имеет черты

информативности и инновационности, главным же остается знаниеемкость.

ISSN 2074-5370. Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форуму. 2012. „ - student2.ru

Выводы.Признание важности роли знаний в экономике не новость. Зна-

ния, как и информация, всегда имели существенное значение для осуществле-

ния экономических процессов, но только сейчас речь идет о становлении эко-

номики, основанной на знаниях, поскольку влияние знаний на эти процессы

значительно возросло благодаря использованию их как экономических ресур-

сов для обеспечения конкурентоспособности отдельных экономических субъек-

тов и страны в целом.

Основа постиндустриального этапа экономического развития – знания,

базовый фактор, который непосредственно используется для разработки инно-

ваций, производства продукции и предоставления услуг. Производство в усло-

виях экономики, основанной на знаниях, имеет инновационный характер, по-

тому что человек стремится новые знания (как и новые идеи – результат ис-

пользования полученных знаний) воплотить в жизнь.

Главным ресурсом для формирования и накопления знаний является ин-

формация, которая непосредственно не используется для экономических про-

цессов, но может быть средством для их осуществления и применения знаний

на практике, т. е. выступать информационной основой современных экономи-

ческих трансформаций.

Инновационная активность, развитие информационно-коммуникационной

сферы являются следствием становления экономики, основанной на знаниях, о

чем свидетельствует состояние развития экономики в большинстве стран ОЭСР.

Итак, экономика, основанная на знаниях, – это качественно более высокий

уровень экономического развития общества, осознание чрезвычайной важности

информации и знаний как стратегических ресурсов, необходимых для экономи-

ческого роста, значение которых возрастает вследствие активного их использова-

ния во всех сферах общественной жизни. Активизация фактора знаний обуслов-

лена, в частности, усилением рыночной конкуренции и, как следствие, потреб-

ностью в постоянном процессе внедрения инноваций, что, по сути, является во-

площением новых идей персонала на базе новых знаний и информации.

Классификация знаний на основе последующих действий

^ Типы знаний

Характеристика типов знаний

Знание «что»

Основной смысл знания. Представляет общепринятые «факты», а также опыт и доступ к обучению. Например, квалифицированный рабочий инстинктивно знает, что причиной поломки является определенный узел. Профессионалы могут мгновенно оценить ситуацию намного быстрее, чем множество вариантов анализа, основанных на использовании информационных технологий.

Знание «как»

Это знание того, как производить действия. Частично это знание проявляется в организационных процедурах, но, на практике, оно большей частью имеет неявный характер и находится в головах людей. Новые методы модернизации процессов рождаются из практики быстрее, чем находят свое отражение в инструкциях и процедурах. Овладение знанием «как» (ноу-хау) зависит от навыков и опыта, на развитие и совершенствование которых требуется время.

Знание «кто»

Знание «кто» может помочь. Как и другие категории, знания основываются в определенной степени на суждении и способности оценить навыки и сильные стороны другого человека. Пример – специалисты, связанные в единую сеть в организации, являются естественным источником такой информации. Они могут не знать, как решить вашу проблему, но знают, кто может ее решить.

Знание «когда»

Чувство времени. Например, квалифицированные брокеры как будто имеют чутье покупать, когда все продают. Некоторые компании превратили в преимущество свое умение определить точное время поглощения или выхода на рынок.

Знание «где»

Знание, где лучше всего совершать действия. Движущие силы изменений усиливают свое воздействие или достигают критической массы в определенных местах, где концентрируются люди с определенной квалификацией.

Знание «почему»

Предполагает более широкие контекст и видение, чем предыдущие типы знания. Такое знание позволяет людям приступать к решению неструктурированных проблем самыми подходящими способами. Например, удовлетворение потребностей клиента приемлемым для организации способом, а не беспрекословное следование процедуре.

Выделяются, в частности, и коммерческие знания, которые в условиях рыночных отношений представляют собой совокупность императивов, образцов и правил, реально воплощенных в деятельности фирмы и ее взаимодействии с внешней средой. Если решается задача развития организации, руководители используют все эти виды знаний. Разумеется, организации отличаются друг от друга, но общим является то, что их развитие требует знаний о потребителях, продуктах, процессах, технологиях, конкурентах, законах, финансах и т.д.

На личностном уровне типы знаний могут быть упорядочены по четырем степеням6

знание как результат познания (знание «чего») – владение основами предмета;

специальная квалификация (знание «как) – практическое выполнение, требующее больше знаний, чем можно извлечь из книг;

системное понимание (знание «почему») – глубокое знание причин и следствий, высшим выражением которого является интуиция;

самомотивируемое творчество (понимание «зачем») – желание и мотивация достижения успеха.

Такая трактовка знаний делает акцент на образовательные, организационные и социальные процессы приобретения знаний и помогает сформировать подходы к обучению разных категорий персонала.

Подход к трактовке знаний, основанный на способах структурирования и фиксации знаний, подчеркивает значимость трудноформализуемого индивидуального знания и заставляет задуматься об организационных механизмах, способствующих обмену таким знанием и его продуктивному использованию.

Степень структуризации знания различается, как правило, по следующим категориям:

хорошо структурированные знания (алгоритмы, формулы, теории, схемы, процессы);

полуструктурированные знания (суждения, субъективные оценки, эвристические правила принятия решений);

неструктурированные знания (без теоретической основы, опыт в виде фактов).

Можно утверждать, что в каждом случае существует известное соотношение между определенностью знаний и степенью их структурирования. Ниже приводится классификация знаний, разработанная экспертами Европейской комиссии.

Наши рекомендации