Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)
организационно-управленческая деятельность: участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации; разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); информационно-аналитическая деятельность: сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций; оценка эффективности управленческих решений; предпринимательская деятельность: разработка бизнес-планов создания нового бизнеса; организация предпринимательской деятельности. | ||||
| ||||
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): ОК 15-владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования, ОК-16 - пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний; ОК-17 - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; ОК18 - способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах |
1.2. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Б1.В.1 Экономическая теория Б1.В.3 Экономика предприятий (организаций) Б2.Б.1.3 Теория вероятностей и мат. статистика Б2.Б.4 Информационные технологии в менеджменте Б3.В.2 Инновационный менеджмент Б3.В.3 Корпоративное управление | Б3.В.6 Инструментальные средства в управлении Б3.В.8 Прикладная экономика для менеджеров Б3.В12 Прикладные методы в управлении |
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения |
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Очная форма обучения, 4 года | |||||
Лекции | |||||
1-6 | Модуль 1 Проблемы принятия решений в управлении экономическими системами | ||||
1-2 | - | Тема Общая постановка задач принятия решений. Понятия управляющей и управляемой подсистемы, их связи в процессе принятия решения. Классификация задач принятия решений. Классификация методов принятия решений. Количественные и качественные методы | М | ОК-17 ОК-18 | |
3-4 | Тема Технология выработки управленческого решения Типовой процесс принятия решения, его этапы и модификации в зависимости от типа задач. Принятие решений в зависимости от сложности проблемы. | .М, ПБ | ОК-15, ОК-16 | ||
5-8 | Тема Принятие качественных решений Методы психологической активизации: мозговой штурм, метод фокальных объектов, «Бритва Оккама» и др. Методы систематизированного поиска, Методы направленного поиска, Методы управления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ"и др. Древовидная диаграмма. | ОК-15, ОК-16, ОК-17, ОК-18 | |||
9-12 | Модуль 2 Количественные методы принятия управленческих решений | ||||
9-12 | Тема Принятие решений в условиях полной неопределенности. Методы сбора информации и принятия решений. Анкетирование: разработка анкеты, определение типа анкеты, определение содержания вопросов, определение последовательности вопросов, тестирование анкеты Метод экспертных оценок. Метод анализа иерархий. Уровни иерархии. Шкала оценок. Локальные и глобальные индексы согласованности. Методика опроса экспертов и обработки данных. Синтез приоритетов. Результаты применения метода. | М, П, ПБ | ОК-15, ОК-17 | ||
13-16 | - | Тема Методы принятия решения в условиях недостатка информации и риска. Принципы максимакса, максимина (критерий Вальда), минимакса (критерий Сэвиджа), критерий Гурвица — компромиссный способ принятия решений. "Дерево" решений | М, П | ОК-15, ОК-16 | |
17-18 | Тема Методы принятия решения в условиях определенности Принятие решений на основе расчетных показателей. Принятие оптимальных решений методом линейного программирования.Общая постановка и математическая модель задачи поиска оптимального решения. Анализ оптимального решения. Решение задачи оптимума с использованием MS Excel. Анализ результатов, пределов, устойчивости решения. Многокритериальные задачи. | ОК-17 ОК-18 | |||
Итого | 18 час. | ||||
Практические занятия /семинары | |||||
1-10 | Модуль 1 Проблемы принятия решений в управлении экономическими системами | ||||
1-2 | - | Тема Общая постановка задач принятия решений. Классификация задач принятия решений. Модель информации в процессе принятия решений. | Д, ПБ | ОК-15 | |
3-4 | Тема Технология выработки управленческого решения Этапы и модификации в зависимости от типа задач процесса принятия решения. Типы задач в зависимости от сложности проблемы. Примеры разных типов задач и их анализ | И,ПГ | ОК-15, ОК-18 | ||
5-10 | Тема Принятие качественных решений. решений Методы психологической активизации: мозговой штурм, метод фокальных объектов, «Бритва Оккама» и др. Методы систематизированного поиска, Методы направленного поиска, Методы управления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ"и др. Древовидная диаграмма. | ОК-15, ОК-18 | |||
11-18 | Модуль 2 Количественные методы принятия управленческих решений | ||||
11-14 | Тема Принятие решений в условиях полной неопределенности Анкетирование: разработка анкеты по заданию преподавателя, определение типа анкеты, определение содержания и типа вопросов, определение последовательности вопросов, тестирование анкеты. Обсуждение анкет студентов. Метод экспертных оценок. Примеры реальных ситуаций для опроса экспертов. Формулирование проблем, критериев и альтернатив решения для конкретных ситуаций. Методика опроса экспертов и обработки данных. Критерии согласованности мнений экспертов. Результаты применения метода. Решение задач (по вариантам заданий) в среде MS Excel. Результаты применения метода. Примеры | ОК-15, ОК-17 ОК-18 | |||
15-16 | Тема Методы решения многокритериальных задач в условиях недостатка информации. Принципы максимакса, максимина, минимакса, критерий Гурвица — компромиссный способ принятия решений и их применение на примере индивидуальных заданий. "Дерево" решений (по вариантам) | И,ПГ | ОК-15, ОК-16 ОК-18 | ||
17-18 | Тема Методы принятия решения в условиях определенности Принятие решений на основе расчетных экономических показателей (на конкретном примере). Принятие оптимальных решений методом линейного программирования. Решение задач поиска оптимума с использованием MS Excel. | И,ПГ,Э | ОК-15, ОК-18 | ||
Заочная форма обучения (5 лет обучения) | |||||
Лекции | |||||
2,5 | Модуль 1 Проблемы принятия решений в управлении экономическими системами | И,ПГ | ОК-15, ОК-17 ОК-18 | ||
Тема Общая постановка задач принятия решений. Понятия управляющей и управляемой подсистемы, их связи в процессе принятия решения. Классификация задач принятия решений. Классификация методов принятия решений. Количественные и качественные методы | И,ПГ | ОК-15, ОК-18 | |||
0,5 | Тема Технология выработки управленческого решения Типовой процесс принятия решения, его этапы и модификации в зависимости от типа задач. Принятие решений в зависимости от сложности проблемы | И,ПГ | ОК-15, ОК-16 | ||
Тема Принятие качественных решений Методы психологической активизации: мозговой штурм, метод фокальных объектов и др. Методы управления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ"и др. Древовидная диаграмма. | И,ПГ | ОК-15, ОК-17 | |||
1,5 | Модуль 2 Количественные методы принятия управленческих решений | ОК-16 | |||
0,5 | Тема Принятие решений в условиях полной неопределенности. Методы сбора информации и принятия решений. Анкетирование: разработка анкеты, определение типа анкеты, определение содержания вопросов, определение последовательности вопросов, тестирование анкеты Метод экспертных оценок.Шкала оценок. Индексы согласованности мнений экспертов. Методика опроса экспертов и обработки данных. Результаты применения метода. | И,ПГ,Э | ОК-15 | ||
0,5 | Тема Методы принятия решения в условиях недостатка информации и риска.Принципы максимакса, максимина (критерий Вальда), минимакса (критерий Сэвиджа), критерий Гурвица — компромиссный способ принятия решений. "Дерево" решений | И,ПБ,Э | ОК-15, ОК-18 | ||
0,5 | Тема Методы принятия решения в условиях определенности Принятие решений на основе расчетных показателей. Принятие оптимальных решений методом линейного программирования.Общая постановка и математическая модель задачи поиска оптимального решения. Анализ оптимального решения. Решение задачи оптимума с использованием MS Excel. Анализ результатов, пределов, устойчивости решения. Многокритериальные задачи. | Д, ПБ | ОК-15, ОК-17 ОК-18 | ||
Практические занятия /семинары | |||||
Принятие качественных решений. Решений Методы управления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ"и др. Древовидная диаграмма | И,ПГ,Э | ОК-15, ОК-16 | |||
Методы экспертных оценок и анализа иерархий. Примеры реальных ситуаций для опроса экспертов. Формулирование проблем, критериев и альтернатив решения для конкретных ситуаций. Методика опроса экспертов и обработки данных. Критерии согласованности мнений экспертов. Результаты применения метода. | И, ПГ, Э | ОК-15, ОК-16 | |||
Методы решения многокритериальных задач в условиях недостатка информации.Принципы максимакса, максимина, минимакса и др.Принятие оптимальных решений методом линейного программирования | И, ПГ, Э | ОК-15, ОК-17 |