Признаки эффективного видения

Эффективно такое видение, которое способствует процессу преобразований благодаря своей четкости и легкости для восприятия. Это видение должно апеллировать к эмоциям людей, с тем чтобы они могли понять и прочувствовать необходимость преобразований и захотели принять в них участие. Иметь неэффективное, т. е. не соответствующее этим критериям, видение хуже, чем вообще не иметь никакого, поскольку такое видение приводит к напрасным затратам труда и потере доверия к любым программам преобразований. Вот каким должно быть эффективное видение:

Ø Футуристическим – не в духе «Джетсонов»[4], но понятной, легко представляемой картиной будущего.

· Описывает ли оно будущую деятельность или коллектив так, что их можно легко вообразить?

· Описывает ли оно будущее выразительно и убедительно?

Ø Убедительным – подталкивать людей к действиям.

· Помогает ли оно людям понять, для чего на самом деле необходимы преобразования?

· Ставит ли оно достаточно высокие цели, чтобы заставить людей отказаться от удобных привычек?

· Содержит ли оно элементы новаторства или кардинально новые идеи?

Ø Желанным – апеллировать к долгосрочным интересам как можно большего числа заинтересованных сторон.

· Говорит ли оно что-либо нынешним или будущим клиентам?

· Говорит ли оно что-либо широкому кругу служащих?

· Говорит ли оно что-либо тем, кто имеет значительную долю в капитале компании?

Ø Реалистичным и достижимым – устанавливать реалистичные, выполнимые и измеримые цели. Оно должно требовать максимально эффективного использования ресурсов, но быть реально обоснованным.

· Требует ли видение такого напряжения сил и ресурсов, которое влечет за собой существенное изменение методов работы компании?

· Считаются ли цели высокими, но все же реалистичными и достижимыми, хотя и ценой больших усилий?

· Можно ли сформулировать видение в конкретных показателях?

· Считается ли видение обоснованным теми, кто хорошо знаком с компанией, ее внешним окружением и динамикой конкуренции?

· Учитывает ли видение благоприятные тенденции развития отрасли?

· Предполагает ли видение, что какие-то вещи в дальнейшем делать не следует?

· Согласуется ли оно с реалиями, в которых существует компания?

· Согласуется ли оно с более общим прогнозом развития компании?

Ø Понятным и четким – подчеркивать то, что важно. Четкое видение может служить основой для принятия решений и способствовать:

· устранению недопонимания в отношении курса компании;

· уменьшению споров и разногласий по поводу курса и инициированию конкретных действий;

· выявлению несоответствующих или не имеющих прямого отношения к преобразованиям проектов, которые можно заморозить для высвобождения ресурсов.

Ø Целенаправленным. Видение целенаправленно, если оно:

· ограничивает число возможных шагов только реально выполнимыми;

· выделяет конкретные участки, требующие изменений;

· определяет ключевых агентов преобразований;

· четко формулирует цели и ожидаемые результаты;

· четко указывает, насколько желательно достижение этих целей и результатов.

Ø Гибким. Видение достаточно гибко, если:

· людям не приходится в ходе его реализации выполнять множество указаний, ограничивающих их инициативу;

· при изменении обстоятельств оно не нуждается в постоянных корректировках, которые могли бы подорвать доверие к нему.

Ø Легким для восприятия – быть четким, показывать явные преимущества и апеллировать к эмоциям людей.

· Достаточно ли оно понятно, чтобы его можно было объяснить за пять минут?

· Имеет ли оно экономический смысл для всей компании?

· Можно ли сформулировать его в конкретных показателях?

· Достижимо ли оно?

· Апеллирует ли оно к эмоциям людей?

Инструмент диагностики видения

Люди должны понимать видение и осознавать, как оно повлияет на внешний облик и положение их компании в будущем. Предлагаемый инструмент диагностики поможет вам определить, хорошо ли все заинтересованные стороны понимают видение. Кроме того, он покажет вам, как они оценивают размах преобразований, а также их уместность.

Для успешного использования данного вопросника необходимо:

Ø распространить форму (инструмент оценки 3.1) среди людей, мнение которых вы хотите узнать;

Ø попросить опрашиваемых отвечать на вопросы исходя из собственного опыта и знания компании;

Ø как видно из прилагаемых к вопроснику указаний, респонденты должны проставить против каждого вопроса балл от 1 до 6, при этом 1 будет означать «совершенно не согласен», а 6 – «полностью согласен»;

Ø собрав заполненные формы, сложить эти баллы. Чем ниже полученный результат, тем острее проблема, которую вам необходимо решить.

Инструмент оценки 3.1

Форма для диагностики видения

Указания

Ø Пожалуйста, прочтите каждое утверждение и укажите, насколько оно справедливо по отношению ко всей вашей компании. Ответы должны отражать ваш собственный опыт и то, что вы заметили в своей компании.

Ø Ответьте на вопросы, используя шестибалльную шкалу: 1 означает, что вы абсолютно не согласны с этим утверждением, а 6 – полностью согласны. Для ответа поставьте, пожалуйста, галочку в соответствующей клетке.

Ø Если вы не знаете, что ответить, поставьте галочку в клетке «Не знаю».

Ø Найдите, пожалуйста, время на ознакомление с приведенными в конце вопросами без предлагаемых ответов. Ваши ответы на них чрезвычайно важны, так как они позволят усовершенствовать программу преобразований.

Ø Отвечайте на вопросы откровенно. Никаких правильных или неправильных ответов не существует, и вам гарантирована полная конфиденциальность.

Разработка правильного видения Совершенно не согласен (1)     Полностью согласен (б) Не знаю
Как сотрудник этой компании я:
1. Понимаю видение, которое мы пытаемся реализовать
2. Могу объяснить это видение за пять минут или даже меньше
3. Могу описать, какого поведения ждут от нас руководители
4. Понимаю, как это видение повлияет на мою работу
5. Знаю, что проекты, не согласующиеся с новым видением, заморожены или будут заморожены
6. Считаю, что видение меня стимулирует
7. Верю, что реализация видения сделает нашу компанию лучше
8. Знаю, какое поведение служащих наименее желательно для руководства
9. Думаю, что наше видение достаточно гибко для того, чтобы его менять с изменением конъюнктуры или с учетом мнения служащих
10. Считаю, что наше видение вполне достижимо
11. Думаю, что наше видение учитывает особенности компании, рыночную конъюнктуру и динамику конкуренции
12. Замечаю, что другие стараются вести себя так, как это предписывает видение
13. Верю, что видение подкреплено разумным планом действий по его реализации
14. Понимаю, как эти действия помогут нам реализовать наше видение
15. Верю, что наша компания обладает всеми необходимыми навыками для реализации видения
Промежуточные суммы Общий результат х 1 + х2 + х3 + х4 + х5 + х6

Наши рекомендации