Признаки эффективного видения
Эффективно такое видение, которое способствует процессу преобразований благодаря своей четкости и легкости для восприятия. Это видение должно апеллировать к эмоциям людей, с тем чтобы они могли понять и прочувствовать необходимость преобразований и захотели принять в них участие. Иметь неэффективное, т. е. не соответствующее этим критериям, видение хуже, чем вообще не иметь никакого, поскольку такое видение приводит к напрасным затратам труда и потере доверия к любым программам преобразований. Вот каким должно быть эффективное видение:
Ø Футуристическим – не в духе «Джетсонов»[4], но понятной, легко представляемой картиной будущего.
· Описывает ли оно будущую деятельность или коллектив так, что их можно легко вообразить?
· Описывает ли оно будущее выразительно и убедительно?
Ø Убедительным – подталкивать людей к действиям.
· Помогает ли оно людям понять, для чего на самом деле необходимы преобразования?
· Ставит ли оно достаточно высокие цели, чтобы заставить людей отказаться от удобных привычек?
· Содержит ли оно элементы новаторства или кардинально новые идеи?
Ø Желанным – апеллировать к долгосрочным интересам как можно большего числа заинтересованных сторон.
· Говорит ли оно что-либо нынешним или будущим клиентам?
· Говорит ли оно что-либо широкому кругу служащих?
· Говорит ли оно что-либо тем, кто имеет значительную долю в капитале компании?
Ø Реалистичным и достижимым – устанавливать реалистичные, выполнимые и измеримые цели. Оно должно требовать максимально эффективного использования ресурсов, но быть реально обоснованным.
· Требует ли видение такого напряжения сил и ресурсов, которое влечет за собой существенное изменение методов работы компании?
· Считаются ли цели высокими, но все же реалистичными и достижимыми, хотя и ценой больших усилий?
· Можно ли сформулировать видение в конкретных показателях?
· Считается ли видение обоснованным теми, кто хорошо знаком с компанией, ее внешним окружением и динамикой конкуренции?
· Учитывает ли видение благоприятные тенденции развития отрасли?
· Предполагает ли видение, что какие-то вещи в дальнейшем делать не следует?
· Согласуется ли оно с реалиями, в которых существует компания?
· Согласуется ли оно с более общим прогнозом развития компании?
Ø Понятным и четким – подчеркивать то, что важно. Четкое видение может служить основой для принятия решений и способствовать:
· устранению недопонимания в отношении курса компании;
· уменьшению споров и разногласий по поводу курса и инициированию конкретных действий;
· выявлению несоответствующих или не имеющих прямого отношения к преобразованиям проектов, которые можно заморозить для высвобождения ресурсов.
Ø Целенаправленным. Видение целенаправленно, если оно:
· ограничивает число возможных шагов только реально выполнимыми;
· выделяет конкретные участки, требующие изменений;
· определяет ключевых агентов преобразований;
· четко формулирует цели и ожидаемые результаты;
· четко указывает, насколько желательно достижение этих целей и результатов.
Ø Гибким. Видение достаточно гибко, если:
· людям не приходится в ходе его реализации выполнять множество указаний, ограничивающих их инициативу;
· при изменении обстоятельств оно не нуждается в постоянных корректировках, которые могли бы подорвать доверие к нему.
Ø Легким для восприятия – быть четким, показывать явные преимущества и апеллировать к эмоциям людей.
· Достаточно ли оно понятно, чтобы его можно было объяснить за пять минут?
· Имеет ли оно экономический смысл для всей компании?
· Можно ли сформулировать его в конкретных показателях?
· Достижимо ли оно?
· Апеллирует ли оно к эмоциям людей?
Инструмент диагностики видения
Люди должны понимать видение и осознавать, как оно повлияет на внешний облик и положение их компании в будущем. Предлагаемый инструмент диагностики поможет вам определить, хорошо ли все заинтересованные стороны понимают видение. Кроме того, он покажет вам, как они оценивают размах преобразований, а также их уместность.
Для успешного использования данного вопросника необходимо:
Ø распространить форму (инструмент оценки 3.1) среди людей, мнение которых вы хотите узнать;
Ø попросить опрашиваемых отвечать на вопросы исходя из собственного опыта и знания компании;
Ø как видно из прилагаемых к вопроснику указаний, респонденты должны проставить против каждого вопроса балл от 1 до 6, при этом 1 будет означать «совершенно не согласен», а 6 – «полностью согласен»;
Ø собрав заполненные формы, сложить эти баллы. Чем ниже полученный результат, тем острее проблема, которую вам необходимо решить.
Инструмент оценки 3.1
Форма для диагностики видения
Указания
Ø Пожалуйста, прочтите каждое утверждение и укажите, насколько оно справедливо по отношению ко всей вашей компании. Ответы должны отражать ваш собственный опыт и то, что вы заметили в своей компании.
Ø Ответьте на вопросы, используя шестибалльную шкалу: 1 означает, что вы абсолютно не согласны с этим утверждением, а 6 – полностью согласны. Для ответа поставьте, пожалуйста, галочку в соответствующей клетке.
Ø Если вы не знаете, что ответить, поставьте галочку в клетке «Не знаю».
Ø Найдите, пожалуйста, время на ознакомление с приведенными в конце вопросами без предлагаемых ответов. Ваши ответы на них чрезвычайно важны, так как они позволят усовершенствовать программу преобразований.
Ø Отвечайте на вопросы откровенно. Никаких правильных или неправильных ответов не существует, и вам гарантирована полная конфиденциальность.
Разработка правильного видения | Совершенно не согласен (1) | Полностью согласен (б) | Не знаю | ||||
Как сотрудник этой компании я: | |||||||
1. Понимаю видение, которое мы пытаемся реализовать | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
2. Могу объяснить это видение за пять минут или даже меньше | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
3. Могу описать, какого поведения ждут от нас руководители | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
4. Понимаю, как это видение повлияет на мою работу | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
5. Знаю, что проекты, не согласующиеся с новым видением, заморожены или будут заморожены | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
6. Считаю, что видение меня стимулирует | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
7. Верю, что реализация видения сделает нашу компанию лучше | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
8. Знаю, какое поведение служащих наименее желательно для руководства | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
9. Думаю, что наше видение достаточно гибко для того, чтобы его менять с изменением конъюнктуры или с учетом мнения служащих | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
10. Считаю, что наше видение вполне достижимо | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
11. Думаю, что наше видение учитывает особенности компании, рыночную конъюнктуру и динамику конкуренции | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
12. Замечаю, что другие стараются вести себя так, как это предписывает видение | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
13. Верю, что видение подкреплено разумным планом действий по его реализации | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
14. Понимаю, как эти действия помогут нам реализовать наше видение | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
15. Верю, что наша компания обладает всеми необходимыми навыками для реализации видения | □ | □ | □ | □ | □ | □ | □ |
Промежуточные суммы Общий результат | х 1 + х2 + х3 + х4 + х5 + х6 |