Электронный список иллюстраций
Рис. 1.1. С помощью мунистских приемов кришнаит старается обратить в свою веру невольного слушателя. 27
Рис. 1.2. Преподобный Сан Мьюнг Мун совершает обряд бракосочетания над 4000 мунистами (площадь Мэдисон-сквер-гарден, 1 июля 1982 года). 29
Рис. 1.3. Оратор, которому удавалось глубоко затронуть сердца многочисленных слушателей: преподобный Мартин Лютер Кинг произносит свою знаменитую речь «Я мечтаю» (1963). 33
Рис. 1.4. Рональд Рейган. 35
Рис. 1.5. Пагубные образы: создатели рекламы для сигарет стремятся связать курение с развлечением, спортом, музыкой, сексом, романтикой, славой и свободой — «для тех, кому нравится курить». 43
Таблица 1.1 Функции рекламы сигарет. 45
Рис. 1.6. Установочная система. 49
Рис. 2.1. Вознаграждение за труд окупается. 61
Рис. 2.2. Задание Аша. 67
Рис. 2.3. Сцены, снятые во время одного из исследований Аша. 69
Рис.2.4. Конформизм, основанный на информационном влиянии. 70
Рис. 2.5. Это пример проблем, которые Санти и Маслач (Santee and Maslach, 1982) использовали в исследовании «творческого инакомыслия». 73
Рис. 2.6. Как только общественное движение достигает критической массы, сила конформизма способна толкать его дальше. 76
Рис. 2.7. Кадры сделаны в лаборатории Милграма: 77
Рис. 2.8. Шокирующие результаты одного из ранних экспериментов Милграма. 78
Рис. 2.9. Подчинение, проявленное в 18 экспериментах. 80
Рис. 2.10. Возможно, Бамстэд и уступил бы в ответ на просьбу, если бы мальчик сказал все как надо — и «дверь, закрытая перед носом», открылась бы. 85
Таблица 2.1. 89
Рис. 3.1. Процессы самовосприятия протекают тогда, когда установки слабы.. 102
Рис. 3.2. Мунист «охмуряет» потенциального новообращенного на 42-й улице в Нью-Йорке. 104
Рис. 3.3. Неэффективное средство убеждения. Неверно применяемый принцип недостаточной оправданности. 112
Рис. 3.4. Для диссонанса необходима иллюзия выбора. 114
Рис. 3.5. Иллюзия выбора и контроля над ситуацией. 115
Рис. 4.1. 133
Рис. 4.2. После принятия решения внимание носит избирательный характер. 140
Рис. 4.3. Два пути к убеждению.. 148
Рис. 4.4. Воздействие отвлечения зависит от силы аргументов. 149
Рис. 4.5. Хорошее выражение сути данной главы. 154
Рис 5.1. Повторение усиливает убедительность... до определенного момента. 166
Рис. 5.2. Повторение (и другие факторы!) может вызвать психологическое сопротивление. 166
Рис. 5.3. Многократное предъявление сообщений оказывает более продолжительное воздействие. 168
Рис. 5.4. «Эффект отсрочки». 171
Рис. 5.5. Теория когнитивного опосредования действия. 176
Рис. 6.1. Обратная сторона вопроса (The far side). 191
Рис. 6.2. Рассмотрение противоположной точки зрения предотвращает поляризацию мнений. 201
Рис. 6.3. «Лучше или хуже?». 202
Рис. 6.4. Методика освобождения от моральной ответственности за деструктивное поведение. 208
Рис. 6.5. Прививка усиливает сопротивление атакам на трюизмы.. 211
Рис. 7.1. Обычно слово «светлый» нравится людям больше, чем слово «темный» (контрольные условия). 228
Рис. 7.2. Надпись на плакате сверху: «Поразите их своим бронзовым загаром». Надпись на плакате внизу (от руки): «Руки четырех трупов». 231
Рис. 7.3. Какие эмоции испытывают эти люди?. 238
Рис. 7.4. Громкость (а следовательно, заметность) влияет на производимое впечатление. 240
Рис. 7.5. В печатной рекламе, вероятно, нет скрытых суггестивных стимулов. 254
Рис. 8.1. Действие эффектов первичности и свежести на суде зависит от состава присяжных. 265
Рис. 8.2. Семь свидетелей признали отца Бернарда Пагано (справа) за Рональда Клаузера (слева), действительно совершавшего вооруженные ограбления и прозванного Бандитом-джентльменом. 267
Рис. 8.3. Риск ложной идентификации возрастает, если в ряд для опознания не входят подставные лица, по описанию похожие на преступника. 269
Рис. 8.4. Способность свидетеля запоминать мелкие подробности может вводить присяжных в заблуждение 281
Рис. 8.5. Выбор формы влияния в соответствии с проблемой. 285
Рис. 9.1. Уборка площадки во дворе дома. 301
Рис. 9.2. Правильные установки по отношению к окружающей среде должны стать культурной нормой, и ими должны руководствоваться в своем поведении как администраторы корпораций, так и потребители. 303
Таблица 9.1 Здоровый образ жизни. 303
Рис. 9.3. Пусть только птицы реагируют на сообщения о здоровье скептически. 306
Рис. 9.4. Подчеркнув потери, можно добиться выполнения рекомендаций врача. 310
Рис. 9.5. Люди реагируют на сообщения средств массовой информации на тему здоровья, но влияние практических семинаров сильнее. 313
Рис. 9.6. Этот метод может подействовать — за счет наказания, а может быть, за счет принципа оправдания затраченных усилий! 324
Рис. 9.7. Решите прикоснуться к страшному удаву — и вы это сможете. 325
Таблица 1 Некоторые планы эксперимента, минимизирующие источники нарушения валидности. 339
Таблица 2. 342
Таблица 3. 344
Stanford University
Adelphi university
THE PSYCHOLOGY
of
ATTITUDE CHANGE
And
SOCIAL INFLUENCE
Boston, Massachusetts Burr Ridge, Illinois
Dubugue, Iowa Madison, Wisconsin New York, New York
San Francisco, California St. Louis, Missouri
СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
Санкт-Петербург
Москва • Харьков ■ Минск 2001
Зимбардо Филип, Ляйппе Майкл
СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
Серия «Мастера психологии» Перевели с английского Н. Мальгина, А. Федоров
Главный редактор В. Усманов
Зав. психологической редакцией А. Зайцев
Научный редактор А. Свенцицкий
Ведущий редактор М. Лебедева
Литературные редакторы А. Ковжун, С. Комаров, С. Левандовский, В. Попов
Художник обложки В.Королева
Подготовка иллюстраций Н. Резников
Корректор М. Рошаль
Оригинал-макет подготовила Н. Бычкова
ББК88.53 УДК316.6+316.77