Особенности применения методов при организации компьютерного обучения
Объяснительно-иллюстративный, информационно-рецептивный | Репродуктивный метод | Проблемное изложение изучаемого материала | Частично-поисковый (эвристиче-ский) метод | Исследователь-ский метод |
Использованиедля демонстрации явления, процесса, понятия обучающих систем на базе мультимедиа технологий, построенных с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках. | Использование компьютерных обучающих программ и технических средств, включающих в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы для приобретения учащимися определенных навыков и умений. | Использование информационно-поисковых программных систем, информационно-справочных средств, в том средств телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д. | Распределен-ные базы данных по отраслям знаний.Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы, базы знаний. | Необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование,т. е. имитационное представление реального объекта при помощи специальных моделирующих программных и технических средств |
К традиционным формам обучения относятся: урок, работа в мастерских, лаборатории, внеурочные занятия: экскурсии, домашняя самостоятельная работа и т.п. По количеству участников выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные и пр. формы обучения.
При компьютерном обучении формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых средств новых информационных технологий. В этом случае обучение становится более комплексными и ориентируется прежде всего на активизацию познавательной деятельности обучаемых.
Процессу компьютерного обучения присущи следующие свойства:
- проблемность;
- наглядность;
- эмоциональность;
- высокая активность;
- наличие игровой ситуации;
- интерактивность.
Формы организации учебной работы при компьютерном обучении
Индивидуальная | Парная | Групповая | Коллективная |
| Интернет-проекты для учащихся
|
III. Процесс внедрения ЭСО в учебный процесс
Этапы внедрения ЭСО
- Этап 1. Анализ педагогической целесообразности использования электронных средств обучения.
- Этап 2. Разработка учебно-тематического плана с указанием использования ЭСО.
- Этап 3. Разработка уроков с применением ЭСО.
- Этап 4. Проведение уроков с использованием ЭСО.
- Этап 5. Определение эффективности ЭСО в обучении.
Этапы анализа педагогической целесообразности использования электронных средств обучения следующие:
- отбор типов ЭСО из имеющегося у учителя набора: обучающие программы, компьютерные тесты, учебные электронные материалы, виртуальные лаборатории;
- рассмотрение учебного материала ЭСО на соответствие требованиям учебной программы, корректности и его теоретической грамотности, соответствия возрастным особенностям учащихся;
- определение места ЭСО в учебном процессе при изучении отдельных тем;
- анализ возможности параллельного или последовательного использования нескольких ЭСО и разработки учителем собственных ЭСО.
Разработка учебно-тематического плана с указанием использования ЭСО
При разработке учебно-тематического плана изучения учебного предмета учителю рекомендуется внести в него отдельным пунктом использование ЭСО для обеспечения возможности проведения урока с использованием различных технических средств (мультимедийный проектор, демонстрационный телевизор) или необходимости проведения урока в компьютерном кабинете.
При разработке планов-конспектов уроков с применением ЭСО следует базироваться на традиционных педагогических требованиях и учитывать методические особенности учебного предмета.
Дополнительно в плане-конспекте рекомендуется разместить следующую информацию:
- техническое и программное обеспечение урока;
- определить этапы урока, проводимые с применением ЭСО;
- указать методы и формы организации работы учителя и учащихся при использовании ЭСО.
Пример описания технического и программного обеспечения в плане-конспекте урока
Беларуская мова:
кабiнет iнфармацыйных тэхналогiй з камп’ютэрамi для вучняў; ПМК «Школьны настаўнiк» (вучэбны элемент «Дзеепрыметны зварот», раздзел «Дыктанты» (камплект дыктантаў «Знакi прыпынку ў простым сказе»).
Математика:
компьютер для учителя, мультимедийный проектор, учебно-методический комплект «Живая математика», презентация Power Point «Интерактивные иллюстрации курса стереометрии».
Пример рекомендаций учителю в плане-конспекте урока
Математика:
Данный урок желательно проводить по группам (10-12 учащихся в одной группе).
Ознакомление с аксиомами стереометрии позволяет перейти к решению задач, которые являются подготовительными к построению сечений многогранников. Для разминки учитель предлагает учащимся задания из УМК «Живая математика»: компьютерный альбом «Стереометрия».
Проведение уроков с применением ЭСО рекомендуется осуществить в три этапа:
- корректирующий этап;
- экспериментальный этап;
- оценочно-констатирующий этап.
Корректирующий этап
На первом этапе учителю следует постоянно проводить самоанализ эффективности применения ЭСО и фиксировать письменно рекомендации по совершенствованию организации работы с ним.