Особенности применения методов при организации компьютерного обучения

Объяснительно-иллюстративный, информационно-рецептивный Репродуктивный метод Проблемное изложение изучаемого материала Частично-поисковый (эвристиче-ский) метод Исследователь-ский метод
Использованиедля демонстрации явления, процесса, понятия обучающих систем на базе мультимедиа технологий, построенных с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках. Использование компьютерных обучающих программ и технических средств, включающих в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы для приобретения учащимися определенных навыков и умений. Использование информационно-поисковых программных систем, информационно-справочных средств, в том средств телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д. Распределен-ные базы данных по отраслям знаний.Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы, базы знаний. Необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование,т. е. имитационное представление реального объекта при помощи специальных моделирующих программных и технических средств

К традиционным формам обучения относятся: урок, работа в мастерских, лаборатории, внеурочные занятия: экскурсии, домашняя самостоятельная работа и т.п. По количеству участников выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные и пр. формы обучения.

При компьютерном обучении формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых средств новых информационных технологий. В этом случае обучение становится более комплексными и ориентируется прежде всего на активизацию познавательной деятельности обучаемых.

Процессу компьютерного обучения присущи следующие свойства:



  • проблемность;
  • наглядность;
  • эмоциональность;
  • высокая активность;
  • наличие игровой ситуации;
  • интерактивность.

Формы организации учебной работы при компьютерном обучении

Индивидуальная Парная Групповая Коллективная
  • Дистанционное обучение (для поддержки или организации учебного процесса, организации консультаций для учащихся)
  • Использование онлайн конференций (форумов, чатов)
  • Электронная почта
  • Использование ЭСО в компьютерном классе, предметном кабинете.
    • Использование ЭСО и цифровых технических средств в компьютерном классе, предметном кабинете.
    • Организация проектной деятельности (Интернет-проекты, работы в рамках учебного ЭСО, ТСО).
      • Онлайн уроки
      • Web-экскурсии
  Интернет-проекты для учащихся
  • Использование ЭСО в компьютерном классе (обобщение и систематизация знаний, контроль навыков, тренаж и пр.)

III. Процесс внедрения ЭСО в учебный процесс

Этапы внедрения ЭСО

  • Этап 1. Анализ педагогической целесообразности использования электронных средств обучения.
  • Этап 2. Разработка учебно-тематического плана с указанием использования ЭСО.
  • Этап 3. Разработка уроков с применением ЭСО.
  • Этап 4. Проведение уроков с использованием ЭСО.
  • Этап 5. Определение эффективности ЭСО в обучении.

Этапы анализа педагогической целесообразности использования электронных средств обучения следующие:

  • отбор типов ЭСО из имеющегося у учителя набора: обучающие программы, компьютерные тесты, учебные электронные материалы, виртуальные лаборатории;
  • рассмотрение учебного материала ЭСО на соответствие требованиям учебной программы, корректности и его теоретической грамотности, соответствия возрастным особенностям учащихся;
  • определение места ЭСО в учебном процессе при изучении отдельных тем;
  • анализ возможности параллельного или последовательного использования нескольких ЭСО и разработки учителем собственных ЭСО.

Разработка учебно-тематического плана с указанием использования ЭСО

При разработке учебно-тематического плана изучения учебного предмета учителю рекомендуется внести в него отдельным пунктом использование ЭСО для обеспечения возможности проведения урока с использованием различных технических средств (мультимедийный проектор, демонстрационный телевизор) или необходимости проведения урока в компьютерном кабинете.

При разработке планов-конспектов уроков с применением ЭСО следует базироваться на традиционных педагогических требованиях и учитывать методические особенности учебного предмета.

Дополнительно в плане-конспекте рекомендуется разместить следующую информацию:

  • техническое и программное обеспечение урока;
  • определить этапы урока, проводимые с применением ЭСО;
  • указать методы и формы организации работы учителя и учащихся при использовании ЭСО.

Пример описания технического и программного обеспечения в плане-конспекте урока

Беларуская мова:

кабiнет iнфармацыйных тэхналогiй з камп’ютэрамi для вучняў; ПМК «Школьны настаўнiк» (вучэбны элемент «Дзеепрыметны зварот», раздзел «Дыктанты» (камплект дыктантаў «Знакi прыпынку ў простым сказе»).

Математика:

компьютер для учителя, мультимедийный проектор, учебно-методический комплект «Живая математика», презентация Power Point «Интерактивные иллюстрации курса стереометрии».

Пример рекомендаций учителю в плане-конспекте урока

Математика:

Данный урок желательно проводить по группам (10-12 учащихся в одной группе).

Ознакомление с аксиомами стереометрии позволяет перейти к решению задач, которые являются подготовительными к построению сечений многогранников. Для разминки учитель предлагает учащимся задания из УМК «Живая математика»: компьютерный альбом «Стереометрия».

Проведение уроков с применением ЭСО рекомендуется осуществить в три этапа:

  • корректирующий этап;
  • экспериментальный этап;
  • оценочно-констатирующий этап.

Корректирующий этап

На первом этапе учителю следует постоянно проводить самоанализ эффективности применения ЭСО и фиксировать письменно рекомендации по совершенствованию организации работы с ним.

Наши рекомендации