История развития эис и эит
В соответствии с используемой для создания и передачи информации технической базой в развитии ЭИС и ЭИТ насчитывается пять этапов:
1. До середины XIX в. Ручная информационная технология.
Перо и бумага.
Почта и курьеры.
2. До начала XX в. Механическая технология.
Пишущая машинка.
Телеграф.
3. До 60х годов XX в. Электрическая технология.
Большие ламповые ЭВМ.
Телефоны и факсы.
4. До 80х годов XX в. Электронные технологии.
Транзисторные ЭВМ.
Автоматизированные системы управления.
5. С 80х годов XX в. Компьютерные технологии.
Персональный компьютер, периферия.
Компьютерные сети.
Виды информационных технологий
По решаемым задачам ЭИТ делится на следующие виды:
- Обработка данных
- Управление
- Принятие решений
- Экспертные системы
- Автоматизация офиса
ЭИТ обработки данных
– это технология применяется для хорошо структурированных данных и стабильных алгоритмов обработки. Она применяется на уровне операционной и бухгалтерской деятельности, управления персонала низшего звена.
Особенности технологии обработки данных:
- Законодательством фирме предписано хранить информацию о своей хозяйственной деятельности.
- Хорошо структурированные данные.
- Стандартные процедуры обработки данных.
- Стабильность структур данных и алгоритмов.
- Основной объём работ выполняется в автоматическом режиме.
- Изолированность от других служб.
- Акцент на хронологию событий.
среда, 6 октября 2004 г.
Основные компоненты ЭИТ обработки данных показаны на рисунке 3.1.
Для обработки данных используются следующие стандартные операции:
1. Фильтр – выборка данных по какому-либо логическому условию. Например выборка сотрудников у которых зарплата выше средней.
2. Сортировка – упорядочение данных по возрастанию какого-либо критерия. Например выдача списка сотрудников по алфавиту.
3. Группировка – объединение данных в группы по значениям какого-либо критерия. Например группировка списка сотрудников по подразделениям.
4. Обобщение – получение суммирующих, итоговых данных по группе. Например получение «ИТОГО» по ведомостям зарплаты.
5. Вычисление – получение новых данных с помощью формул и алгоритмов.
ЭИТ управления
С точки зрения кибернетики любой процесс управления сводится к взаимодействию управляемого объекта и системы управления. рис. 3.2.
Кибернетика – наука об управлении.
Система управления получает информацию о состоянии управляемого объекта, соотносит её с критерием управления, и вырабатывает управляющее воздействие.
Управляемым объектом например может быть : станок, цех, коллектив; критерием управления может быть план производства.
Управляющее воздействие – прямая связь, а состояние управляемого объекта – обратная связь.
Реализация прямой и обратной связи составляет основное содержание управленческих служб.
В основном используется технология, основанная на принципе отклонения, который заключается в выполнении четырёх этапов.
1. Планирование будущих характеристик работы.
2. Сбор и обработка данных.
3. Выявление отклонений плана и факта.
4. Принятие решений и выработка действий.
Для сокращения объёмов анализируемой информации применяется её обобщение (агрегирование). Обобщенные данные представляются в виде отчётов:
1. Суммирующих, где приведены итоги по группам данных.
2. Сравнительных, где приведены однородные данные, но из разных источников.
3. Чрезвычайных, где приведены ненормальные показатели.
Схема технологии управления – рис.3.3.
| |||||||