Автор называет Василия «внуком». Как ещё называет автор Василия? Найди в тексте ещё не менее 2 названий и запиши их
Василий, внук, ____________
Это задание максимально оценивается 1 баллом:
Ответ оценивается 1 баллом, если тестируемый привел два названия персонажа, использованных в тексте, из данного перечня: дедушкин портрет, бабушкина улыбка, сыновняя кровь, дедушкины очки, Васенька, Вася, мастер, внучек, Василий Петрович, мастер на все руки.
Если тестируемый приводит только одно название или не приводит ни одного названия, то такой ответ оценивается 0 баллов.
Задание 13
13. Объясни, как ты понимаешь предложение: «Обманул внук пилу терпением, топор сноровкой перехитрил».
Важно, чтобы тестируемый в своих ответах показал понимание метафорических выражений «обманул … пилу» и «топор…перехитрил».
Возможны такие варианты ответов:
«Начав точить пилу, Василий поторопился и поранился, но всё равно подточил пилу благодаря своему терпению и сноровке».
«Василий научился владеть топором и пилой, проявляя терпение и сноровку, ведь «пила-топор торопливых не милуют», то есть нужно кропотливо учиться ими работать» и т.д.
Это задание максимально оценивается 3 баллами:
К1. | Интерпретация текста | |
Ответ на вопрос сформулирован правильно, ошибок в интерпретации (понимании метафорических выражений) текста нет. | 2 балла | |
Ответ на вопрос в основном сформулирован правильно, в интерпретации (понимании метафорических выражений) текста допущена 1 ошибка. | 1 балл | |
Допущено более 2 ошибок в интерпретации (понимании метафорических выражений) текста; или сформулированный ответ не соответствует содержанию текста. | 0 баллов | |
К2. | Речевое оформление ответа (ответ не оценивается по данному критерию, если по 1 критерию тестируемый получает 0 баллов) | |
Ответ оформлен как законченное речевое высказывание. | 1 балл | |
Ответ не оформлен как законченное речевое высказывание. | 0 баллов | |
Максимальный балл | 3 балла |
Задание 14
14.Из текста тебе многое стало известно о Василии.Назови основные черты его характера.
Ответ тестируемого должен состоять из двух частей: в первой части должны быть указаны черты характера персонажа, а во второй части – приведены примеры из текста (прямое цитирование), подтверждающие наличие ранее указанных характерных черт героя.
Характеризуя Василия, тестируемые могут указать на такие его черты, как трудолюбие и мастерство («Громко Василий работать начал. Во всю силу его трудовая слава зацвела. Василием Петровичем величать стали, мастером на все руки»; «Глазами дедушке помогает. И руками подсобить не отказывается»; «Обманул внук пилу терпением, топор сноровкой перехитрил»; «Нарасхват мастера»); любознательность(«Внук около деда вертится – хочет узнать, что к чему».);уважение к старшим («Хорошо с делом справляется внук – деда оберегает».); скромность («– Да это не я, а дедушка».); ум и смекалка («Когда же состарился он, сам стал молодым мастерам хитрые «дедушкины очки» надевать».) и т.д.
Это задание максимально оценивается 3 баллами:
К1. | Характеристика персонажа | |
Правильно указаны 2 и более черты, характерные для персонажа. | 2 балла | |
Правильно указана 1 черта, характерная для персонажа. | 1 балл | |
Не указана ни одна черта, характерная для персонажа; или все указанные черты не соответствуют содержанию текста. | 0 баллов | |
К2. | Правильность цитирования | |
Приведенная цитата подтверждает указанные черты персонажа. | 1 балл | |
Приведенная цитата не уместна и не подтверждает указанные черты персонажа; илив подтверждение не приведена ни одна цитата. | 0 баллов |
Задание 16
16. Составь простой план прочитанного текста.
Важно, чтобы тестируемые показали основные сюжетообразующие моменты текста, которые дают возможность выйти на главную идею текста: трудолюбие и уважение к старшим прививаются смолоду, а опыт и мастерство передаются от поколения к поколению в совместной работе.
План может быть сжатым, а может быть подробным. При анализе сжатого плана, необходимо проверить все ли пункты плана одинаково сжаты. Если часть событий текста представлена в плане подробно, а другая часть – сжато, то такой план нельзя считать сбалансированным.
Возможны варианты простого плана текста:
1. Как внук помогал деду.
2. Хитрость деда раскрыта.
3. Трудовая слава Василия.
1. Как Вася был «дедушкиными очками».
2. Тайна «дедушкиных очков раскрыта».
3. Василий – мастер на все руки.
Возможен более подробный план:
1. Любимый внук.
2. Вася с дедом ремонтируют избу.
3. Мастера нарасхват.
4. Так кто же для кого очки?
5. Мастер на все руки.
Это задание максимально оценивается 5 баллами:
К1. | Отражение смысловых частей текста в плане | |
План отражает все смысловые части текста, последовательность частей не нарушена. | 2 балла | |
План в основном отражает смысловые части текста, пропущена одна смысловая часть текста; илив плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей текста. | 1 балл | |
План не отражает смысловые части текста, пропущены две и более смысловых частей текста; илив плане пропущена одна смысловая часть текста и нарушена последовательность частей текста. | 0 баллов | |
К2. | Выражение идейного содержания текста | |
Пункты плана отражают идейное содержание текста. | 1 балл | |
Пункты плана не отражают идейного содержания текста. | 0 баллов | |
К3. | Степень свернутости информации | |
Пункты плана передают информацию одинаковой степени свернутости | 1 балл | |
Один и более пунктов плана передает информацию более сжато или более подробно, чем другие пункты плана. | 0 баллов | |
К4. | Речевое оформление ответа (ответ не оценивается по данному критерию, если по первым двум критериям тестируемый получает 0 баллов) | |
Пункты плана сформулированы корректно. | 1 балл | |
Более 2 пунктов плана сформулированы некорректно, имеются речевые/грамматические ошибки. | 0 баллов | |
Максимальный балл | 5 баллов |
Задание 20
20. Докажи, что пословица «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся» подходит к этому произведению.
Важно, чтобы тестируемый показал знание лексического значения пословицы и показал умение находить в тексте аргументы, подтверждающие близость значения пословицы и идейного содержания текста.
Примерный ответ:
Эта пословица означает, что мастерством человек овладевает постепенно, ремеслу долго учатся, зато настоящий мастер ценится всеми, его уважают люди. Так, став хорошим мастером, научившись премудростям ремесла, Василий стал известным, «во всю силу его трудовая слава зацвела». А научил этому мастерству Василия его дед с помощью хитрых «дедушкиных очков».
Это задание максимально оценивается 4 баллами:
К1. | Интерпретация текста и аргументация ответа | |
Значение пословицы понято правильно, в доказательство приведен хотя бы 1 аргумент из текста, ошибок в интерпретации текста нет. | 3 балла | |
Значение пословицы в основном понято правильно, в доказательство приведен хотя бы 1 аргумент из текста, в интерпретации текста допущена 1 ошибка. | 2 балла | |
Значение пословицы в основном понято правильно, в доказательство не приведено ни одного аргумента из текста; в интерпретации текста допущена 1 ошибка. | 1 балл | |
Допущено более 2 ошибок в интерпретации текста; в доказательство не приведено ни одного аргумента из текста; илисформулированный ответ не соответствует содержанию текста. | 0 баллов | |
К2. | Речевое оформление ответа (ответ не оценивается по данному критерию, если по 1 критерию тестируемый получает 0 баллов) | |
Ответ оформлен как законченное речевое высказывание. | 1 балл | |
Ответ не оформлен как законченное речевое высказывание. | 0 баллов | |
Максимальный балл | 4 балла |
Задание 21
21. Подумай, что мог бы ответить Василий молодым мастерам на вопрос, зачем им нужны «дедушкины очки». Напиши несколько предложений.
Тестируемый должен указать в своём ответе на то, что под «дедушкиными очками» скрывается желание умудренного опытом мастера научить молодых людей ремеслу, передать им свой трудовой опыт и мудрость, которые постигаются только в совместной работе.
Примерный ответ:
Василий мог ответить так:
«Если не получается что-то в работе, значит, ты ещё не приобрел опыта и не научился настоящему мастерству в профессии, тогда и нужны «дедушкины очки», чтобы глубже свое дело видеть и на работу шире смотреть. Дедушкины очки – это помощь и подсказка опытного мастера».
Это задание максимально оценивается 3 баллами:
К1. | Интерпретация текста | |
Ответ на вопрос сформулирован правильно, ошибок в интерпретации текста нет. | 2 балла | |
Ответ на вопрос в основном сформулирован правильно, в интерпретации текста допущена 1 ошибка. | 1 балл | |
Допущено более 2 ошибок в интерпретации текста; или сформулированный ответ не соответствует содержанию текста. | 0 баллов | |
К2. | Речевое оформление ответа (ответ не оценивается по данному критерию, если по 1 критерию тестируемый получает 0 баллов) | |
Ответ оформлен как законченное речевое высказывание. | 1 балл | |
Ответ не оформлен как законченное речевое высказывание. | 0 баллов | |
Максимальный балл | 3 балла |
Максимальный балл за выполнение всей работы – 36 баллов.