Регулирующая деятельность международных и национальных организаций

Движущей силой дальнейшего развития мировой телекоммуникационной индустрии становится предоставление широкого спектра новых инфокоммуникационных услуг, их персонификация, поэтому в информационном обществе радиочастотный спектр (РЧС) рассматривается в качестве ценного ресурса. Его острый дефицит, особенно в наиболее освоенных и удобных для пользования диапазонах, а не отсутствие современной аппаратуры, становится все чаще основным препятствием для дальнейшего расширения доступа к широкому спектру инфокоммуникационных услуг посредством развития современных систем радиосвязи, радиовещания и телевидения. Управление использованием радиочастотного спектра (РЧС) выполняется на двух уровнях международном и национальном.

Управлять использованием спектра на международном уровне необходимо в связи с тем, что радиочастотный спектр (РЧС) – это ограниченный природный ресурс и его следует использовать рационально, эффективно и экономно, так, чтобы страны и группы стран могли иметь равноправный доступ к нему, не создавая при этом «помех» соседям. Основным документом, определяющим порядок управления использованием РЧС на международном уровне, является Регламент радиосвязи (РР) МСЭ, содержащий Международную Таблицу распределения частот (МТРЧ) между службами. На национальном уровне в России основными документами, определяющими порядок управления РЧС, являются национальная ТРЧ (НТРЧ) и Решения Государственной Комиссии по радиочастотам (ГКРЧ).

С каждым пересмотром Регламента радиосвязи постепенно повышалась верхняя граница спектра частот, регулируемого в международном масштабе, что отражало темпы освоения радиочастотного спектра. В 1927 г. верхней границей Международной таблицы распределения частот была частота 60 МГц, в 1948 г. – 10,5 ГГц., в 1959 г. – 40 ГГц, в 1979 г. – 225 ГГц. Освоение новых диапазонов связано с серьезными техническими проблемами, поэтому происходит медленно, а существующие сегодня системы пока используют частоты до 200 ГГц. Чтобы поддерживать регламент радиосвязи в актуальном состоянии, отражая текущие изменения и потребности новых технологий, МСЭ периодически организует Всемирные (или региональные) административные радиоконференции по пересмотру Регламента радиосвязи, которые перераспределяют полосы радиочастот между радиослужбами, повышают верхнюю границу эксплуатируемого частотного спектра и рассматривают множество важных текущих вопросов. О резком повышении темпа развития перспективных технологий свидетельствует тот факт, что раньше конференции собирались достаточно редко, например, один раз в 20 лет в период 1959 – 1979 гг. Однако потом, когда к началу 1990-х гг. темпы развития телекоммуникационных и информационных технологий приобрели невиданных размах, конференции стали организовывать с периодичностью 2-3 года. Основным «продуктом» деятельности МСЭ-R, помимо присвоений радиочастот, являются Рекомендации, которые, как правило, играют роль всемирных стандартов в области электросвязи, а также конкретные проекты по развитию электросвязи.

В каждой стране, в том числе России, решение проблемы оптимизации использования радиочастотного ресурса возможно только общими усилиями государственных органов, регулирующих его распределение и использование, операторов связи, разработчиков современных технологий, а также специалистов в области законодательства и права. Представителем государства во взаимоотношениях с операторами связи в нашей стране выступает федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр» (ФГУП «ГРЧЦ»), который является составной частью единой системы радиочастотной службы и работает в сфере оказания услуг по обеспечению эффективного использования радиочастотного спектра.

Вопрос гармонизации частотного ресурса не просто решается во всех странах, а в России особенно трудно, так как, в силу ряда исторических причин, существуют сугубо национальные особенности использования РЧС. В годы «холодной войны» (в период 1950-е – 1980-е гг.) в СССР решения о выделении полос частот принимались часто без должного учета международного Регламента Радиосвязи. Не прогнозировалось возможное влияние принимаемых решений на развитие в будущем в стране систем радиосвязи и радиовещания.

Сравнение с распределением РЧС в некоторых европейских государствах и США показывает, что в России для гражданских средств выделено крайне мало радиочастотного ресурса, основная его часть используется в интересах структур управления государством, обороной, безопасностью и охраной правопорядка. Очень небольшая часть освоенной части спектра приходится в России на системы гражданского назначения, остальная часть спектра остается для них либо недоступной, либо ограниченно доступной, либо условно доступной, поскольку в соответствии с национальной таблицей распределения частот имеет категории «ПР» или «СИ» (правительственного или совместного использования). В развитых странах в освоенных диапазонах частот доля радиочастотного спектра, используемая для нужд государственного управления, обороны и национальной безопасности, составляет менее 50 процентов. Остальной частотный ресурс отводится для преимущественного развития служб гражданского назначения.

В задачу российских специалистов, занимающихся проблемами управления РЧС, входит разработка и реализация мероприятий, которые позволили бы в наиболее короткие сроки сблизить национальную ТРЧ с РР и с разрабатываемой в настоящее время общеевропейской ТРЧ. Конверсия радиочастотного спектра представляется как совокупность действий по реализации правовых, экономических и технических мер по высвобождению в интересах развития рынка инфокоммуникаций.

Положительное влияние на развитие наземного и спутникового цифрового телевизионного вещания и радиовещания, беспроводного широкополосного доступа и подвижной радиотелефонной и радиосвязи на основе цифровых стандартов способствует не только конверсия радиочастотного спектра, но и внедрение принципа технологической нейтральности. Опыт мировой телекоммуникаци­онной отрасли подтверждает возмож­ность создания сетей, в которых технологии разных поколений исполь­зуются одновременно. Десятки стран успешно используют для LTE часть существующих полос, предназначен­ных для GSM. В России принцип технологический нейтральности был разрешен в декабре 2013 г.

Наши рекомендации