Организационная культура и нейролингвистическое программиро-циие
Нейролингвистическое программирование (НЛП) оценивает I \1м,ективный опыт людей как системные процессы, имеющие соб-l i пенную структуру. «Нейро» означает, что для описания опыта че-и «иска необходимо понимание и знание «языка мозга», тех нейро-101 ических процессов, которые отвечают за хранение, переработ-i \ и передачу информации; «лингвистическое» подчеркивает значение и и.Iка в описании механизмов мышления и поведения, а также в ор-i |низации процессов коммуникации; «программирование» опреде-1яет системность и последовательность мыслительных и поведен-ческих процессов.
В России идеи НЛП стали известны в первой половине 1990-х гг. Нокруг этой западной методики возникло немало мифов, в частно-I ню вторжении с помощью НЛП в подсознание человека, и по сей цень НЛП вызывает у многих недоверие и скепсис, хотя на самом деле это всего лишь набор инструментов, позволяющих находить н|>фективные способы коммуникаций между людьми. Основная идея IIJIП — «все люди разные и имеют право быть такими» (табл. 4.1.3).
235 |
Таблица 4.1.3
236
Продолжение табл. 4.1.3
Продолжение табл. 4.1.3
237
Окончание табл. 4. l.:i |
Суть метода — нахождение паттернов по различным шкалам во время интервью, которые позволяют составить представление
0 работнике на основе анализа его речи и внешнего поведения
и определить с помощью этого анализа, как мыслит человек, ка
ковы его мотивировки, ценности и приоритеты.
Можно проследить за своей собственной речью и попробовать определить собственные шаблоны мышления и поведения — в НЛП это называют метапрограммами.
Шаблоны мышления и поведения влияют на подход человека к работе, на результаты работы. Множество людей выполняют неподходящую для них работу, но во многих организациях это несоответствие упускается из виду, и людям предлагают работу, которая им не нравится, что препятствует развитию их способностей.
Организационная культура и типология Майерс—Бриггс (MBIT)
Данная типология рассматривает человека как информационную систему, имеющую свои каналы связи в окружающем его мире, базисом которого являются четыре основных понятия: материя, энергия, пространство и время. Соционика выделяет два возможных пути взаимодействия каждого из этих понятий с человеком, которые образуют четыре пары психических характеристик личности, рассматриваемые данной типологией: 1) экстраверсия — интроверсия, 2) сенсорика — интуиция, 3) этика — логика, 4) рациональность — иррациональность. В результате сопоставления формируется 16 психологических типов личности1, каждому из которых соответствует определенный, комфор-
1 См.: Иванов Ю. Деловая соционика. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Син
тез», 2001.
238
iiii.iй для него тип культуры, а также определенные стимулы фудовой активности (табл. 4.1.4).
239 |
Таблица 4.1.4
240
Продолжение табл. 4.1.4
Продолжение табл. 4.1.4
241
Окончание табл. 4.1.4 |
Каждый тип работника характеризуется определенным набором предпочтений и качеств, делающих его уникальным и идеальным сотрудником с позиций той или иной культуры.
На этапе отбора персонала выявить эти предпочтения и качества можно с помощью различных методов и процедур, при этом важно, чтобы они были продуманными и дополняли друг друга (табл. 4.1.5).
Таблица 4,1.5
До начала отбора должна быть четко проработана сама процедура его проведения.Она, как правило, состоит из нескольких этапов.
Первый этап — предварительное собеседование, во время которого уточняются значимые для решения данные, мотивация прихода в компанию, профессиональная ориентация, некоторые личностные особенности и т.п.
242
Второй этап — первичная оценка личностных качеств кандидата hi основе анализа документов, автобиографии, рекомендательных писем, листка по учету кадров и иных документальных материалов. 11.1 лом этапе, как правило, отсеивается до 30% соискателей.
Третий этап — тестирование. Выделяют четыре группы тестоны \ методик: 1) личностные опросники (MMPI, 16-факторный тест i пела, тест Айзенка, тест Шмишека, тест RSK, тест Томаса и др.), пи толяющие определить темперамент, психологический тип и направленность работника, его склонность к эмоциональной неста-i hi иьности или принятию рискованных решений, поведение в конфликтной ситуации, уровень субъективного контроля и т.п.; 2) бланковые методики (/Q-тесты, тесты Амтхаэра, Равена, таблицы Шульца), оценивающие степень сформированности отдельного Качества или психофизической функции работника; 3) проектив-
... е гесты (цветовой тест Люшера, пятна Роршаха, тест Розенцвейга);
I) приборные методики (наиболее известная — «детектор лжи»).
Четвертый этап — обработка и интерпретация результатов те-< 11 чюваний для выделения из группы кандидатов тех, кто по своим i пествам и характеристикам подходит на данную должность.
Пятый этап — итоговое собеседование и принятие оконча-iii много решения о приеме на работу.
В ходе принятия решения о том, подходит ли данный кандидат i in определенной организационной культуры, целесообразно использовать анкетирование,сгруппировав вопросы анкеты по разделам.
Первый раздел может включать вопросы, касающиеся важнейших элементов и характеристик культуры компании, — целей, ценностей, приоритетов, правил и процедур.
Например:
I. Проанализируйте по степени важности следующие цели компании:
1. Освоение новых рынков сбыта, новых ресурсов.
2. Рост рентабельности, прибыли.
3. Забота о сотрудниках компании.
4. Выполнение планов, достижение целей.
5. Формирование удовлетворенности трудом, приверженности сотруд-11 и ков организации.
6. Стабильность и неизменность.
7. Новаторские идеи, открытия, изобретения.
И. Какой стиль руководства для Вас предпочтителен?
1. Деловой, агрессивный, нацеленный на результаты.
2. Предпринимательский, новаторский, склонный к риску.
3. Полностью делегирующий полномочия подчиненным.
4. Частично делегирующий полномочия подчиненным и контролирующий.
5. Заботливо-попечительский.
243
6. Стабильный, предсказуемый, соответствующий правилам и инструкциям.
7. Координирующий и направляющий.
III.Разделяете ли Вы следующие ценности:
1. Работать, а не подрабатывать.
2. Клиент всегда прав.
3. Минимум риска приносит максимум успеха.
4. Коллектив — единая семья.
5. Каждый должен быть информирован о состоянии дел на фирме.
6. Главное — личный успех.
7. Для руководства главное — забота о подчиненных.
IV. Какие элементы нашей культуры кажутся Вам наиболее и на
именее привлекательными и почему?
V. Какие критерии, на Ваш взгляд, позволяют судить о том, что ком
пания является преуспевающей?
1. Высокая приверженность персонала культуре компании.
2. Обладание уникальной технологией.
3. Наибольшие объемы реализации продукции.
4. Лидирующее положение на рынке.
5. Высокая зарплата сотрудников и объемный социальный пакет.
6. Сплоченность и единство коллектива компании.
7. Наличие сильного, харизматичного лидера команды.
Второй раздел анкеты может быть посвящен изучению навыков, способностей и личностных качеств работника и выявлению тех из них, которые соответствуют или не соответствуют требованиям фирмы.
Естественно, что при прочих равных условиях предпочтение отдается персоналу, соответствующему данной оргкультуре. Но найти человека, идеально соответствующего определенной оргкультуре, очень сложно, поэтому требование соответствия, как правило, не является жестким.
Кроме того, оргкультура компании динамична, постоянно изменяется, трансформируется, развивается. При этом по различным параметрам движение может осуществляться в прямо противоположных направлениях.
Например, в вопросах руководства и лидерства могут нарастать требования, соответствующие бюрократической организационной культуре (увеличивается количество различных регламентов, правил, инструкций, усиливается иерархия и т.д.), а в отношении критериев успеха развитие может происходить в соответствии с рыночной или клановой составляющей.
В этих условиях требование к персоналу начинает приобретать вид уже не набора необходимых личностных качеств и ценностных ориентации, а своеобразной траектории развития, совпадающей по направлению с траекторией развития оргкультуры фирмы.
244
I In>тому при подборе персонала очень важно не только отмечать
• готические качества, компетенции работника, но и пытаться спрог-
IIIпировать динамику его развития, способности к адаптации, са-
1< (развитию и самосовершенствованию. Очень важным является намине у работника желания личностного развития и карьерного рос га, самореализации в данной организации, мотивации трудовой (си юльности. Это как раз тот инструментарий, который в период i in нации и социализации позволит быстрее и эффективнее синхронизировать развитие и работника, и оргкультуры фирмы.
Третий раздел анкеты может содержать вопросы, позволяющие I удить о профессиональных качествах претендента, его квалифи-i иции, опыте работы, результативности в достижении целей, но-ii.i юрских и творческих способностях, лидерских качествах и т.п.
Часто такие качества персонала именуют базисными профессиональными компетенциями.
Для главного бухгалтера — это образование и квалификация
• пгциальности; опыт работы в данной должности; наличие сер-
i мфиката аудитора; знание современного бухучета, европейской
и американской систем; знание банковского, налогового и Ба
йтного законодательства РФ.
Для секретаря фирмы — образование и квалификация по специальности; навыки скоропечатания и стенографии; знание осмии делопроизводства; навыки общения и этикета; знание язы-Ков (родного и иностранных); свободное владение компьютерными программами и оргтехникой; организаторские способности (организация поездок и бронирования билетов, сбор заявок на i .и щелярские принадлежности, сдача в аренду автомобилей, оформление подписки на журналы и т.п.).
Для руководителя — стратегическое мышление; организатор-I кие способности (распределение ресурсов, делегирование полномочий, целеполагание, администрирование, организация кон-рроля); мотивация подчиненных; инициирование подчиненных (развитие навыков, умений, построение эффективных систем обучения); развитие подчиненных (развитие навыков, умений, по-l гроение эффективных систем обучения, стимулирование и за-оога о подчиненных); навыки эффективных внешних коммуни-Каций (представление компании и поддержание продуктивных о|ношений с клиентами, поставщиками, правоохранительными, i осударственными органами, средствами массовой информации, поддержание репутации и имиджа компании).
Компетентность персонала — это степень профессионально-ю мастерства и квалификации, определяемая знаниями, опытом, навыками, отношением к работе и поведенческими особенностями
245
человека, позволяющими успешно решать поставленные перед ним задачи. Существуют следующие виды компетентности:
1) функциональная (профессиональная, специальная): профессиональные знания, навыки, образование, деловая надежность, способность успешно и безошибочно осуществлять свою должностную деятельность и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
2) интеллектуальная: способность к аналитическому мышлению, логике, анализу и синтезу, построению гипотез, владение способами личностного самовыражения и саморазвития, способность к научным обоснованиям и творческому решению проблем;
3) ситуативная: адаптационная способность действовать в соответствии с ситуацией, выбирая из множества способов поведения наиболее эффективный в данных ситуационных условиях производства;
4) социальная: наличие коммуникативных навыков и способностей к бесконфликтному общению, умение сотрудничать, поддерживать добрые отношения с людьми, оказывать социальную и психологическую помощь, эффективно взаимодействовать в команде, демонстрировать гибкость и искусство влияния, осуществлять неформальное лидерство.
Функциональная и ситуативная виды компетентности характеризуют профессионализм и мастерство работника, а интеллектуальная и социальная — его психологическую управленческую составляющую.
Приобретенные компетенции не принесут желаемого эффекта, если их носители не будут заинтересованы в их максимальном использовании, поэтому должна быть правильно построена система управления развитием персонала и его мотивации. Развитие компетенций — важнейший элемент системы управления развитием персонала, заключающийся в создании всех необходимых условий для роста компетентности сотрудников, включая программы профессионального образования и развития, управления карьерой, ротацией работников и пр. Процесс управления компетенциями персонала на уровне организации представлен на рис. 4.1.11.
К основным компетенциям организации относят:
• продуктивность — экономический рост;
• равенство возможностей людей в области производства и в области пользования благами, получения вознаграждения (равенство шансов);
• мотивация и контроль персонала;
• перспективность развития, устойчивые долгосрочные стратегии;
• обучение и развитие персонала.
246
Рис. 4.1.1. Управление компетенциями персонала на уровне организации
Для организации управление компетенцией — это направление усилий персонала на воспроизводство и развитие внутренних конкурентных преимуществ организации (внутренняя система управ-н'пия, знания, наличие сильной организационной культуры, раз-питие и профессиональный рост сотрудников, их приверженность Организации, использование передовых технологий, изобретений и открытий и т.п.).
Основу управления компетенцией на уровне личности составляет сравнение имеющихся у работника компетенций с требованиями должности, которую он занимает. Определение необходимых для данной должности компетенций является реальным механизмом отбора персонала в соответствии с организационной культурой, средством укрепления основополагающих элементов культуры.
Для построения компетенций необходимо, в первую очередь, оеознать миссию, цели и задачи компании и понять, какие черты и способности персонала будут способствовать ее успеху. Затем ни способности сопоставляют с конкретными потребностями бизнеса, причем с учетом будущих прогнозов развития этого бизнеса, поскольку формирование компетенций предполагает долгосрочные ориентации компании.
247
На основе этого определяются основные поведенческие характеристики, которые составляют основу анкеты или интервью, а затем — шкалы оценки компетенций. Каждая должность может предполагать наличие от 5 до 15 обязательных компетенций.
Основными компетенциями персонала различных должностей могут быть аналитические способности, системное мышление; способность к обучению; адаптационные способности; организаторские способности; ориентация на достижение цели, успех; способности к принятию решений; коммуникативные способности; клиен-тоориентированность; умение работать в команде; делегирование полномочий; способности оказывать влияние, убеждать, лидерские способности; умение управлять временем; коммуникабельность.
При выборе ключевых компетенций, естественно, закладываются требования и нормы культуры: приоритетность при принятии решений; требования работы в команде (либо самостоятельные проекты); целеориентированность, клиентоориентированность; честность и лояльность; мотивационные ожидания; критерии эффективности работы; значимость навыков, качеств и моделей поведения.
На основании выявленных компетенций и разработок по их развитию составляется «профиль должности», определяющий требования к претенденту на вакансию.
Один из таких «профилей» в компании «Джонсон и Джонсон» приведен в табл. 4.1.61.
Таблица 4.1.6
1 См.: Иванова СВ. Формирование профиля кандидатов на основе стратегических и текущих целей организации // Справочник по управлению персоналом. — 2002. - № 10. - С. 19-20.
248
Окончание табл. 4.1.6
249 |
Данный «профиль» показывает, что в компании весьма успешно осуществляют внедрение ценностей и принципов деятельнос-|ц при наборе персонала, т.е. учитывают требования оргкультуры.
Механизм управления компетенцией на уровне работника представлен на рис. 4.1.2.
Управление компетенцией позволяет устранить разрыв между растущими профессиональными требованиями и существующим уровнем компетенции работника. Успех этой деятельности зависит от того, насколько тщательно будут сформированы индивидуальные планы развития каждого сотрудника.
250
Рис. 4.1.2. Управление компетенцией на уровне личности
Успешная работа в этом направлении обеспечит единство взгля-п >в и единство действий работников в отношении профессиональной этики, механизма принятия управленческих решений, ответ-l i ценности за качество продуктов и услуг и т.п.
Для оценки компетентности работника можно использовать шкалу, имеющую такие составляющие: негативный уровень; уро-нень понимания; базовый; сильный, лидерский уровень.
Например, такая компетенция, как ориентированность на качество, ПО зтой шкале может оцениваться следующим образом:
• негативный уровень: постоянно допускает ошибки, затягивает сроки, нарушает требования по качеству, не пытается исправить ситуацию;
• уровень понимания: допускает минимум ошибок, работает над совершенствованием качества;
• базовы й уровень: все производится без сбоев по качеству;
• сильный уровень: рабочий процесс заранее планируется и opr.i низуется таким образом, чтобы предотвратить возможные ошибки и срывы;
• лидерский уровень: не только соответствует компетенции, но и способен стимулировать развитие аналогичных навыков и установок у подчиненных.
Эксперты оценивают в баллах каждую составляющую компетен ции и определяют ее фактический уровень.
Если компетенция находится на негативном уровне, работник некомпетентен и не хочет быть компетентным по данной позиции. Уровень понимания — это уровень ограниченной компетентности, которая может быть развита в дальнейшем. Базовый уровень определяет надежность работника в стандартных производственных ситуациях. Высокая компетентность сильного уровня предполагает надежность работника в экстраординарных ситуациях. Лидерский уровень предполагает способность транслировать и продвигать данную компетенцию вглубь организации, добиваясь аналогичного подхода у подчиненных.
В результате многоступенчатой системы опросов и интервью, проводимых с каждым претендентом на должность, получают достаточно большой массив информации относительно его личностных качеств, компетенций, отношения к нормам и ценностям оргкуль-туры компании. Эту информацию систематизируют в сравнительной таблице, позволяющей рассчитать ранг каждого из претендентов на должность и сделать правильный выбор (табл. 4.1.7).
252 |
Таблица 4.1.7
Окончание табл. 4.1.7 |
Наличие трех составляющих параметров анализа может вышить некоторые противоречивые результаты.
Предположим, один из претендентов обладает великолепными профессиональными характеристиками, но в очень слабой сте-Пени соответствует уровню оргкультуры фирмы. Другой, обладая ииестящими результатами по тестированию личностных качеств
253
и способностей, максимально удовлетворяя требованиям орга низационной культуры, не имеет практического опыта работы, и реально оценить его профессиональные компетенции за труднительно.
По сумме трех составляющих эти два кандидата могут получи i ь примерно равные ранги. Кому следует отдать предпочтение? Можно принять окончательное решение двояким образом.
Первый путь — довериться интуиции. Ряд исследований подтвер ждает высокую эффективность интуитивных методов принятия решений, особенно в области управления человеческими ресурсами.
Второй путь — установление экспертами значимости каждого и i трех параметров анализа.
Вероятно, для рыночной культуры, ориентированной на результаты и выполнение поставленной задачи, жесткую конкуренцию и лидерство на рынке, более весомы и значимы базовые профессиональные компетенции кандидата; клановая культура, очевидно, сделает основной акцент на личностных качествах и способностях претендента; для иерархической культуры, базирующейся на правилах, иерархии и регламентах, наиболее определяющим может стать соответствие кандидата характеру оргкультуры компа нии; наконец, для адхократии важно наличие у претендента определенных личностных качеств, определяющих его соответствие требованиям оргкультуры (новаторство, рискованность, инициатива, смелость, способность «держать удар», интуиция).