Общие принципы определения места судна в море
Для получения текущих координат места судна на любой момент времени непрерывно ведется счисление его пути.
Правомерно возникает вопрос. А достаточно ли одного только счисления пути судна для обеспечения безопасности его плавания? Оказывается нет, далеко не достаточно.
Действительно, ведь счисление пути судна основывается на показаниях основных штурманских приборов: курсоуказателя (компаса) и лага. Но в их работе (их показаниях) имеются погрешности, которые при счислении пути судна учитываются в виде поправок (для курсоуказателя – DК, для лага – DЛ%), но ведь и сами эти поправки известны (определены) с некоторыми, неизвестными, погрешностями.
Погрешность содержит и угол дрейфа (a), выбираемый из таблицы, а сведения о течениях, элементы которых выбирают из навигационных пособий, являются весьма приближенными (см. табл. 12.1).
Значения погрешностей основных элементов счисления
(табл. 4.4 «МТ-2000»)
Таблица 12.1
№ п/п | Элементы счисления | Значение погрешности (СКП) |
Компасный курс по гирокомпасу (ГКК) | ±0,3° ¸ ±1,2° | |
Компасный курс по магнитному компасу (ККмк) | ±0,9° ¸ ±2,0° | |
Поправка гирокомпаса (ΔГК) | ±0,3° ¸ ±1,3° | |
Поправка магнитного компаса (ΔМК) | ±0,5° ¸ ±1,8° | |
Истинный курс по данным гирокомпаса | ±0,6° ¸ ±1,8° | |
Истинный курс по данным магнитного компаса | ±0,9° ¸ ±2,7° | |
Скорость по относительному лагу | ±0,1уз. ¸ ±0,2уз. | |
Скорость по абсолютному лагу (при V ≤ 10 уз.) | ±0,02уз. ¸ ±0,05уз. | |
Скорость по абсолютному лагу (при V > 10 уз.) | ±(0,002 ¸ 0,005) × V | |
Угол дрейфа от ветра (a) | ±0,5° ¸ ±1,5° | |
Направление течения при выборе из навигационных пособий | ±30° ¸ ±60° | |
Направление течения при определении по абсолютному лагу | ±10° ¸ ±20° | |
Скорость течения при выборе из навигационных пособий | ±0,3uТ | |
Скорость течения при определении по абсолютному лагу | ±0,1уз. ¸ ±0,3уз. | |
Скорость течения при отсутствии данных о течении | ±0,2уз. ¸ ±0,7уз. |
Вполне очевидно, что в результате погрешностей в поправках штурманских приборов, в угле дрейфа и в учитываемых элементах течения, счисление пути судна ведется с некоторыми погрешностями.
Эти погрешности, по своему численному значению, как правило, небольшие, но они действуют в течение всего плавания, то есть нарастают по времени (рис. 12.1).
Длительное действие этих неучтенных погрешностей приводит к тому, что погрешность в счислимом месте судна постепенно увеличивается и достигает значительной величины, при которой уже не обеспечивается требуемая точность знания счислимых (текущих) координат, то есть не обеспечивается безопасность плавания судна.
Рис. 12.1. Суммарные погрешности
Из рис. 12.1 следует, что вследствие наличия суммарной погрешности в направлении движения судна (±mПУ) и суммарной погрешности в пройденном судном расстоянии (±mS) счислимое место судна на какой-то момент времени (Т1) будет находиться не в конкретной счислимой точке (т. А), а в пределах площади (АБДС), ограниченной значениями погрешностей в счислении ( и mS) и с определенной вероятностью.
Исходя из этого возникает необходимость исключения погрешностей в счислении пути судна. Это достигается путем систематического контроля за счислением координат судна и периодической их коррекцией.
Контроль за счислением пути судна осуществляется постоянной проверкой правильности учета элементов счисления (погрешности не исключаются совсем, но не допустить больших промахов в счислении пути судна позволяет).
Коррекция счисления включает в себя периодическое определение координат судна измерением величин, не участвующих в счислении пути, с последующим счислением координат судна от определенного по этим величинам места судна, которое называют обсервованным местом судна, а координаты такого места – обсервованными координатами (j0, l0).
Периодичность коррекции счисления – определения места судна – должна быть такой, чтобы в течении времени между определениями места погрешность счисления пути не превышала в данных условиях определенной (допустимой) величины и обеспечивала навигационную безопасность плавания.