Управлять надо по правилам
Перечисленные функции управления реализуются в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами. На практике таких принципов может быть очень много, поэтому остановимся лишь на наиболее важных.
Едва ли не самым главным из них можно считать научность в сочетании с элементами искусства. Без применения научных методов невозможно правильно определить потребность организации в персонале, оценить претендентов, сделать надежный выбор. В то же время ведение кадровых интервью, аттестационных бесед и проч. требует искусства импровизации, умения общаться с людьми.
Процесс управления персоналом должен быть целенаправленным. Это означает его ориентированность на решение конкретных кадровых проблем, стоящих в данный момент перед организацией. Например, привлечение новых сотрудников осуществляется с целью заполнить имеющиеся вакансии, усилить творческий потенциал и проч.
Важным принципом управления персоналом является его функциональная специализация в сочетании с универсальностью. Например, к каждому человеку (претенденту на должность или работнику) в организации должен уделяться индивидуальный подход, соответствующий особенностям данного лица. Законы межличностных отношений одинаковы по отношению ко всем. И это обстоятельство (единую у всех человеческую сущность) нельзя не учитывать.
Любой процесс основан на принципе последовательности. Иными словами, действия, из которых он состоит, следуют друг за другом в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, сначала издать приказ о зачислении человека в штат организации, а затем решать вопрос, подходит он для нее или нет. В ряде случаев последовательность управленческих действий может быть циклической, предполагающей их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Это имеет место, например, при найме сезонных работников.
Непрерывность осуществления трудовых процессов, совершенствования техники и технологии, а также обновления персонала требует соответственно и непрерывности набора кадров, их подготовки и переподготовки, повышения квалификации, продвижения в должности.
Важным принципом управления кадрами является оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления. В соответствии с ним, например, центральные кадровые службы оставляют за собой выработку основных направлений кадровой политики, контроль над ее реализацией, а комплектование штатов, адаптацию, отчасти повышение квалификации могут передавать в подразделения. Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав приводит к управленческому произволу, недостаток же парализует деловую активность и инициативу, поскольку даже не большой «перебор» здесь может повлечь за собой крупные неприятности. Если подразделению доверено право принимать на работу того или иного сотрудника, то
оно должно всецело нести ответственность за свое решение.
Важным принципом менеджмента считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе. В кадровом менеджменте такая состязательность является основой отбора и продвижения работника в рамках организации, определения уровня его вознаграждения.
В современных условиях управленческий процесс не может быть по настоящему результативным без соблюдения такого принципа, как максимально широкое вовлечение исполнителей в подготовке и принятие решений, причем уже на самых ранних его стадиях. В западных фирмах, например, получила практика, когда вопрос о приеме на работу нового сотрудника решают его будущие коллеги. Они присутствуют на кадровых собеседованиях, знакомятся с резюме и сочинениями.
К другим принципам управления персоналам относятся: безусловное соблюдение требований законодательства о труде; ориентировка на будущее;
¨ поддержание баланса интересов организации и работников;
¨ создание условий для минимизации увольнений и сохранения занятости;
¨ широкое сотрудничество с профессиональными союзами;
¨ максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства, поддержание чувства самоуважения;
¨ немедленное реагирование на изменение поведения;
¨ доверие между администрацией и работниками, максимальное делегирование полномочий и ответственности;
¨ привлечение на работу специалистов высокой квалификации;
¨ поощрение несогласия;
¨ четкое определение требований к персоналу и ожидаемых от него результатов;
¨ индивидуализация кадровой работы;
¨ устранение привилегий и статусного разрыва между руководителями и подчиненными;
¨ раскрытие потенциала и постоянное совершенствование личности; поощрение открытого делового общения, вовлечение работников в коллективное творчество и принятие решений;
¨ создание атмосферы взаимной ответственности;
¨ участие линейных руководителей в развитии персонала; справедливая оценка качества и результатов деятельности; преемственность.
Раздел I. Общие положения
Перед изучением данного раздела внимательно прослушайте введение к разделу. Затем изучите последовательно материалы глав разделов, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Правовые акты», «Документы по учету кадров», «Документы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда». После изучения каждой главы рекомендуется выполнить тренировочные задания.
После изучения всех глав прослушайте основные выводы по разделу. Затем проверьте свои знания по разделу, выполнив контрольные задания и ответив на вопросы и задания, приведенные ниже.
Вопросы и задания
1. Объясните, что такое нормативная, списочная и явочная численность персонала. Попробуйте определить и проанализировать ее применительно к своему учебному заведению или группе.
2. Перечислите основные показатели, характеризующие состояние персонала.
3. Проведите среди своих родственников и знакомых социологическое обследование на предмет того, почему они меняли работу, что им при этом препятствовало и что благоприятствовало, какими оказались результаты. Обсудите итоги обследования в своей группе и попытайтесь выявить общие закономерности.
4. Раскройте, что представляет собой структура персонала и каковы ее разновидности.
5. Проанализируйте с точки зрения категорий персонала работников своего учебного заведения.
6. Выясните свою будущую профессию, специальность, квалификационную категорию.
7. Назовите задачи, решаемые управлением персоналом (человеческими ресурсами). Дополните перечень приведенных позиций, выберите 10 наиболее важных и попытайтесь обосновать свое мнение.
8. То же самое сделайте в отношении принципов управления персоналом.
9. Вспомните книги и кинофильмы, в которых нашли отражение те или иные подходы к персоналу.
10. Выскажите свое мнение о тех обстоятельствах, с которыми связано изменение взглядов на персонал.
11. Сопоставьте различные модели управления персоналом. Объясните, какие исторические и национальные особенности соответствующих стран могли повлиять на их специфику.
12. Ознакомьтесь с приведенным документом и обсудите его на семинарском занятии в форме дискуссии сторонников и противников. Постарайтесь определить, насколько он соответствует условиям сегодняшнего дня.
13. Проведите в учебной группе, разбившись на команды консультантов, деловую игру по разработке и выбору стратегии управления человеческими ресурсами какой-либо вымышленной фирмы.
14. Перечислите вопросы, которые можно решать с помощью кадрового планирования.
15. Назовите принципы кадрового планирования.
16. Попробуйте разработать нормы, регламентирующие те или иные виды работы в рамках учебного процесса. Сравните их с результатами, полученными товарищами по группе, и определите средние показатели.
17. Расскажите о методах, применяемых в кадровом планировании.
18. Сопоставьте традиционный и современный подходы к кадровому менеджменту и попытайтесь оформить это в форме таблицы.
19. Перечислите основные функции кадровых служб. Объясните, какова их роль в системе управления организацией.
20. Попробуйте создать схему управления кадрами для таких предприятий, как автомобильный завод, министерство, крупное учебное заведение, фабрика мягкой игрушки.
21. Расскажите о таких понятиях, как кадровый маркетинг, консалтинг, контроллинг, мониторинг, лизинг персонала.
22. Объясните, для чего необходимо социальное партнерство.