Концепт нравственности или добра и зла
Еще одну, по-видимому, врожденную и, следовательно, априорную категорию «сознания» составляет наша неизменная способность оценивать поведение с точки зрения этики и нравственности. Данная разновидность «знания» относится к знанию о качестве наших действий и их влиянии на окружающих. Ведем ли мы себя «хорошо» или «плохо» с точки зрения социальных правил и духовных представлений, которые доминируют в нашей культуре? Эти метапрограммы относятся к «духовному» в людях, к «совести», нравственности и т. д.
Нравственные качества
Слабое/'сильное суперэго
Концепт. Люди отличаются друг от друга по способу сорти-ровки вопросов и проблем, которые попадают в категорию добра и зла, морали, этики и т. д. Одни видят, слышат и сортируют нрав-
228______________________________ Часть II. Метапрограмм^
ственные вопросы везде и всегда; другие, похоже, действуют так, будто подобных категорий не существует. Фрейд определил «су-перэго» как интернализованный набор норм, которые позволяют нам осмыслять «правильность» и «неправильность» поведения.;
Извлечение. «Когда вы думаете о каких-то ошибочных действиях, которые вы совершили, какие мысли и чувства появляются при осознании вами того, что вы вели себя неподобающим образом, нарушив установленные ценности?», «Когда вы думаете о том, что вы что-то напутали, сделали какую-то глупость, нечто социально неприемлемое и т. д., какие мысли и чувства наполняют при этом ваше сознание?»
Идентификация. Данную мета-метапрограмму характеризует чувствительность к вине, невинности, справедливости, достоинству и т. д. Некоторые люди сортируют вину, несправедливость, зло, стыд и бесцельность в каждом действии; другие, по-видимому, вообще не сортируют подобные аспекты. Мы можем расположить вдоль некоторого континуума весь спектр от антисоциального отсутствия совести до высокой чувствительности к вине, или совестливости.
1. Несовестливый тип. Те, у кого су перэго развито слабо, обычно
не осознают по-настоящему чувство вины — нарушение какого-
то истинного нравственного стандарта. Поэтому они не придают
значения обязательствам, правилам, этике, морали и т. д. Они живут
эгоистически, самовлюбленно, без уважения к морали, выбирают
то, что лучше всего подходит для осуществления их ближайших
целей. Другие люди не могут полагаться на их нравственное чув
ство, подсказывающее «верные действия». Доведенный до край^-
ности, этот паттерн ведет к преступному мышлению, полному от
сутствию совести и, как следствие, социопатии.
2. Совестливый тип. Те, у кого суперэго развито хорошо, сор
тируют добро и зло, заключенное в событиях, особенно в тех, ко
торые нарушают истинные нравственные стандарты или полно
стью соответствуют им. Это интернализованное нравственное со
знание ведет к появлению индивидуумов, которые обладают
повышенным чувством ответственности (№ 27). Такие люди дис
циплинированны, обязательны, не стремятся к незамедлитель
ному получению удовольствия посредством совершения дурных
поступков, высоконравственны и т. д. Когда этот паттерн захо1-
дит слишком далеко, совестливость может обусловить чувстви
тельность к вине, в результате чего любая ошибка или слабость
Глава 7. Мета-метапрограммы________________________ 229
вызывают у них ощущение неприемлемости, отталкивания, осуждения и т. д.
Язык и эмоции. Несовестливые люди могут лгать, обманывать, вести себя неподобающим образом, подрывать нравственные стандарты и т. д. и делать все это, не испытывая каких-либо «укоров совести». По-видимому, они лишены внутренней руководящей системы в отношении морали. У них формируется «личность», которую мы именуем аморальной или антисоциальной. Как только они сконструировали такой метод мышления, ощущения и поведения, который определяется как «антисоциальная личность» (DSM-IV), они перестают ощущать, что наносят вред другим людям, теряют всякое чувство эмпатии к их страданиям, почти не способны учиться на своих ошибках, лишены обоснованного страха и могут приходить к убеждениям, которые подтверждают их право использовать других или вредить им. Совестливые люди будут говорить о совершении «правильных поступков», «ответственности» за свои слова и т. д. У них формируется сильное чувство духовности или религиозности, и они считают, что правильные поступки играют важную роль во вселенной. Тот, кто заходит слишком далеко в этом отношении, преисполняется чувством «собственной правоты», иногда доходящим до фанатизма, у него формируется искаженный взгляд на свое «я», и он теряет способность увидеть собственные огрехи. В другом случае у человека может развиться обсессивно-компульсивное поведение, он фокусируется на порядке, чистоте и т. д.
Первичные контексты. Они отражают еще один конструкт высшего уровня, который почти полностью зависит от контекстов культуры, политики, религии, семьи и т. д. В некоторых неврологических исследованиях были выявлены генетические нарушения, присущие тем людям, у которых позже формируются социопатические способы мышления, ощущения и жизни, что предполагает предрасположенность к таковым. Очевидно, важнейшую роль здесь играют события, имевшие место в раннем детстве и обусловливающие боль или удовольствие, которые были связаны с нравственными наставлениями в отношении признания правоты других людей, уважения к человеческой жизни и имуществу, развития эмпатии и т. д. Стереотип обсессивно-компульсивного чистюли, который сложился в области психоанализа, указывает на человека, способного испытать чувство «осквернения» в результате той или иной формы сексуального насилия.
230______________________________ Часть II. Метапрограммы
Самоанализ
• Несовестливый/совестливый — слабое/сильное суперэго
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:____
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень * ДА/НЕТ
№ 51. Каузативный тип
Беспричинность;линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь (UCQ
* Концепт. Как человек осмысляет «причину» какого-то события или переживания? Что вызывает к жизни то или иное явление или событие? Существует ли необъяснимая, магическая или непосредственная линейная причинно-следственная связь (ПСС), подобная математической и физической, существует ли целый набор влияющих факторов или события не имеют никаких причин и, в лучшем случае, лишь корреляционно связаны с другими событиями?
Извлечение. Задайте любой вопрос, который включает какую-нибудь причинно-следственную пресуппозицию: «Когда вы размышляете, какая причина заставила вас выбрать именно эту работу, как вы объясняете себе это?», «Что обусловило наличие данной ситуации в вашей жизни?», «Что побуждает людей вести себя так-то и так-то?», «Почему их взаимоотношения дошли до подобного состояния?», «Почему вы развелись?»
Идентификация. Данная метапрограмма определяет, как мы относимся к концептуальным категориям «причинности» и существования. Будучи мета-метапрограммой высшего уровня, она развивается из предпочитаемой системы отсчета (№ 14), когда люди мыслят и чувствуют с отнесением к себе (внутренний отсчет) или к другим (внешний отсчет). Она также берет начало из программы сортировки ответственности (№ 27). Переходя к этой мета-метапрограмме «реальности», можно сказать, что она сфокусирована на том, как мы относимся к самому концепту причинности
Глава 7. Мета-метапрограммы
и к концептуальным объяснениям, которые мы находим, когда стараемся сориентироваться в окружающем мире.
Стив и Коннира Андреас ссылаются на концепт этой метапрограммы (не идентифицируя ее как таковую) в своей презентации «Естественной стратегии коррекции веса»:
«Одна женщина сказала: "Вам повезло, что вы такая стройная. Я вам завидую. Я тоже хотела бы иметь такую фигуру"». В данном случае клиентка рассматривает стройность и излишний вес как результат генетических факторов, над которыми она не властна. То есть, исходя из метапрограммы внешней причинности, она перешла к ориентации на других (№ 14), по крайней мере в контексте питания. Это оказывало сильнейшее влияние на ее стратегию. Когда она «видела пищу», то испытывала непреодолимое побуждение есть ( V-K). «Она не принимала во внимание, голодна она или нет, вкусно ли пахнет пища, как та скажется на ней, если она ее съест, и так далее» {The Naturally Slender Eating Strategy. Andreas & Andreas, 1989, p. 122).
1. Отсутствие причинности. Сюда относятся те, кто полагает,
что не существует никаких причин, а значит, и никаких объясне
ний для тех или иных процессов. Эти люди живут в мире, кото
рый лишен смысла с точки зрения причинно-следственных свя
зей, последовательности событий и т. д. События происходят сами
по себе. Миром движет не разум, а только сплошная случайность
и удача.
2. Тотальная и абсолютная линейная ПСС. Те, кто живет на дру
гом конце континуума «причины-следствия», верят, что мир пред
ставляет собой закрытую систему, где все является результатом
прямых и непосредственных причинно-следственных отношений.
Их стиль мышления хорошо срабатывает в таких точных науках,
как математика, физика, химия, механика и т. д. Он действует на
много хуже в более абстрактных науках, связанных с человече
ским поведением, политикой, экономикой, коммуникацией и т. д.
Такой подход больше соответствует аристотелевскому типу струк
турирования действительности (№ 11).
3. Множественная ПСС. Те, кто считает, что «причины и следст
вия» представляют собой открытую систему, постоянно размыш
ляют о них, признавая, что почти всегда имеет место множество
влияющих факторов, вызывающих различные события. Они мо-
гУт отказываться от линейных рассуждений и переходить к более
232______________________________ Часть II. Метапрограммы
высоким логическим уровням, на которых возникает гештальт конфигураций. Это соответствует мыслительным процессам неаристотелевского типа (№ 11).
4. Личностная ПСС. Сюда относятся люди, которые мыслят с
точки зрения своего участия в причинно-следственных отноше
ниях. Как правило, такой подход обусловливает сортировку чувств,
связанную с отнесением к себе (№ 14), и сортировку выбора, свя
занную со сбалансированной ответственностью (№ 27), хотя, когда
этот паттерн заходит слишком далеко, он приближается к чрез
мерной ответственности.
5. Внешняя ПСС, Люди, которые полагают, что они не играют
никакой роли в причинно-следственных отношениях, отталкива
ются при этом от внешнего отнесения (№ 14) в области чувств, от
волевого типа с пониженной ответственностью (№ 27) и, следова
тельно, от решающей роли не поддающихся контролю внешних
обстоятельств, событий, среды, генетики и т. д., как это описано
Андреасами в цитированном выше отрывке.
6. Магический тип. Те, кто живет в магическом мире, полага
ют, что все происходящее вызвано чем-то, а именно силами и/
или сущностями, находящимися за рамками этого мира или из
мерения. Поэтому они суеверно думают о том, как приспособить
к себе и/или умиротворить небеса (звезды и созвездия), анге
лов, демонов, богов, духов предков, святых и т. д. Для них клю
чом причинности является ритуальное повторение различных
тайных знаний.
7. Корреляция. В дополнение к причинному континууму не
которые люди также полагают, что многие так называемые «при
чины» в действительности существуют только как корреляции.
То, что дети обычно набирают вес во время учебы в начальной
школе, когда они развиваются умственно, не означает, что вес
обусловливает повышение умственных способностей. Мы мо
жем увидеть корреляцию между этими разнообразными факто
рами опыта, не вычитывая в одном из них причину, а в дру
гом — следствие.
Источники происхождения. Связаны в значительной степени с той философской позицией относительно причин и следствий, которую предлагали родители и учителя, сами верившие в нее, а также с более широкой культурной средой.
Jhaea 7. Мета-метапрограммы__________________________ 233
Самоанализ
• Беспричинность/линейная/множественная/личностная/
внешняя/магическая/корреляционная ПСС
Контексты:
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:_____
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
Заключение
Нам присущи не только метапрограммы, посредством которых мы сортируем объекты, но и программы, являющиеся мета по отношению к этим программам. Из числа тех, что мы описали здесь, в списке метапрограмм раньше появлялись только сортировка ценностей и «времени». Однако, как показывает анализ, эти программы существуют на более высоком логическом уровне, чем другие метапрограммы, хотя зачастую они произрастают из этих других метапрограмм.
№ 40. Ценности: эмоциональные потребности; системы убеждений
№ 41. Отношение к«наставлению»: сильная воля/ уступчивость
№ 42. Самооценка: высокая/низкая; условная/безусловная
№ 43. Уверенность в себе:низкая/высокая № 44. Самоощущение:мышление/эмоции/воля/те-ло/роль
№ 45. Самоцелостность: конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция
№ 46. Сортировка «времени»:прошлое/настоящее/ будущее
№ 47. Ощущение «времени»:«во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сортировка
234______________________________ Часть II. Метапрограммы
№ 48. Доступ ко * времени»: случайный/последовательный
№ 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость
№ 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго
№ 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, коррелционная причинно-следственная овязь
ЧАСТЬ III
ПРИМЕНЕНИЕ