Разработка требований к системе
На этапе формирования требований, прежде всего, необходимо определить область действия разрабатываемой системы и получить точное представление о желаемых возможностях системы.
Основой разработки требований является модель системных прецедентов, отражающая выполнение конкретных обязанностей внутренними и внешними исполнителями с использованием ИС.
Источником данных для создания модели системных прецедентов являются разработанные на предыдущем этапе бизнес-модели. Однако при создании модели полезно предварительно составить детальные описания прецедентов, содержащие определения используемых данных и точную последовательность их выполнения. Описание осуществляется в соответствии с принятым в организации шаблоном, который обычно включает следующие разделы:
· заголовок (название прецедента, ответственный за исполнение, дата создания шаблона/внесения изменений);
· краткое описание прецедента;
· ограничения;
· предусловия (необходимое состояние системы или условия, при которых должен выполняться прецедент);
· постусловия (возможные состояния системы после выполнения прецедента);
· предположения;
· основная последовательность действий;
· альтернативные последовательности действий и условия, их инициирующие;
· точки расширения и включения прецедентов.
В процессе создания модели системных прецедентов осуществляется преобразование и перенос компонентов бизнес-моделей на новые диаграммы. Типовые преобразования по технологии Rational Unified Process приведены в таблица 12.1.
Таблица 12.1. | |
Элементы бизнес-модели | Элементы модели системных прецедентов |
Бизнес-прецеденты | Подсистемы |
Внешние исполнители | Исполнители |
Внутренние исполнители | Исполнители или прецеденты |
Процессы, выполняемые внутренними исполнителями | Прецеденты |
На рис. 12.9 представлена модель системных прецедентов для бизнес-прецедента «Оказание медицинской помощи». Исходя из цели создания системы, в модели системных прецедентов отражены только те действия исполнителей, которые связаны с предоставлением доступа и обновлением клинических записей.
Рис. 12.9. Модель системных прецедентов
Описываемые моделью функции характерны только для одного вида деятельности – оказания медицинской помощи, и в основном не используются в других видах деятельности Центра. Это позволяет объединить выделенные функции в некую единую подсистему проектируемой ИС.
Внутренний исполнитель «Персонал центра» (см. рис. 12.4, рис. 12.7) и выполняемый им ручной процесс преобразован в системный прецедент «Предоставление доступа к клиническим записям».
Внешние исполнители (например, «Производитель медицинского оборудования») непосредственно взаимодействуют с проектируемой системой, т.е. превращаются в исполнителей.
В модели отражены два специальных типа связи между прецедентами (на рис. 12.9 соответствующие прецеденты выделены тенью):
· «включает» — один прецедент в процессе своего исполнения обязательно выполняет некий блок действий, составляющих другой прецедент;
· «расширяет» — когда прецеденты подобны по своим действиям, но один несет несколько большую функциональную нагрузку.
Прецедент «Проверка прав доступа» впервые появился на диаграммах и реализуется средствами разрабатываемой ИС. Поэтому для него приходится разрабатывать диаграмму последовательностей, описывающую его исполнение (рис. 12.10). В результате в проектируемой ИС появляются два новых объекта – программный модуль «Менеджер защиты» и информационный блок «Набор прав».
Рис. 12.10. Диаграмма последовательностей для прецедента «Проверка прав»
Таким образом, результатом разработки модели системных прецедентов является не только исчерпывающий перечень функций, которые должны быть реализованы в проектируемой системе, но и подробное описание необходимой реализации этих функций.