Задание выполняется по желанию студента

Нормы произношения и ударения современного русского языка

Терминологический минимум: орфоэпия, акцентология, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, орфоэпическая ошибка, акцентологическая ошибка, звуки речи, гласные (звуки), согласные (звуки), редукция, фраза, синтагма, фонетическое слово, ударение, полный и неполный типы произнесения..

Вопросы и задания

1.Изучите учебную и др. литературу (см. список литературы), материалы лекции

по данной теме. Опишите орфоэпические и акцентологические нормы как системы, то есть в их упорядоченном виде – по типам, видам, разновидностям. Проиллюстрируйте каждую из этих разновидностей словами из орфоэпического и акцентологического минимумов (см. Приложение 1 и 2).

2. Ознакомьтесь с 2-3 орфоэпическими и 2-3 акцентологическими словарями

последних лет издания и выполните следующие задания.

2.1. Проанализируйте по 3-4 словарные статьи в этих словарях, обращая внимание на

следующие аспекты:

· Как построены словарные статьи?

· Какая информация в них сообщается?

· Сравните словарные статьи одного и того же слова в разных словарях. Различается ли представленная в них информация?

· Используя материал словарей, проиллюстрируйте различные типы вариативности орфоэпических и акцентологических норм.

· Используя материал словарей, докажите, что русское ударение может быть свободным, подвижным, может реализовать смысло- и форморазличительную функцию.

2.2. Определите, правильно ли вы произносите слова, приведенные в списке орфоэпических и акцентологических трудностей (Приложение 1, 2). Установите уровень своей орфоэпической и акцентологической компетентности по следующей шкале:

Нет ошибок или 1-2 ошибки – 5 баллов.

От 3 до 20 ошибок – 4 балла.

От 21 до 100 ошибок – 3 балла.

Более 100 ошибок – 2 балла.

Исправьте свои орфоэпические и акцентологические ошибки.

2.3. ОблЕгчить или облегчИть (?) запоминание правильного произносительного варианта могут так называемые тексты-«запоминалки» (мнемонические тексты). Например:

*** ***

В огороде баба Фёкла, Солнце. Жарко. Привези

У нее на грядке свЁкла! Нам для окон жалюзИ.

*** ***

Кто с правилами дружен, Мы все верно говорим: мы не звоним – мы звонИм.
Тот твердо убежден: Ты все верно говоришь: ты не звонишь, а звонИшь.

ФарфОр нам очень нужен, Он все верно говорит: он не звонит, а звонИт.

А фАрфор не нужон. Вы все верно говорите: вы не звоните – звонИте.

Купить мы можем твОрог Они все верно говорят: они не звонят, а звонЯт.

И превратить в творОг,

Но превращать в катАлог

Не стоит каталОг.

Попытайтесь составить подобные «запоминалки» для других – актуальных прежде всего для вас – слов. Если это у вас получится, оформите эти тексты на отдельном листе. Выполненное задание оценивается высоким баллом.

Задание выполняется по желанию студента.

2.4.Прочитайте приведенные ниже отрывки из стихотворений русских поэтов,

обращая внимание на рифмующиеся слова. Прокомментируйте их произношение с точки зрения современных орфоэпических норм. Встречаются ли в отрывках отступления от современных акцентологических норм?

а) Зданье на холм поднялось б) Я ль в тебя посмею бросить камень?

Цепью изогнутых линий. Осужу страстной и буйный пламень?

В кружеве легких мимоз В грязь лицом тебе ль не поклонюсь,

Очерки царственных линий. След босой ноги благословляя, -

М.Волошин Ты – бездомная, гулящая, хмельная,

Во Христе юродивая Русь! М.Волошин

в) Идешь, на меня похожий, г) А когда бы улеглась

Глаза устремляя вниз. Эта пепельная груда, -

Я их опускала - тоже! Господи, какое чудо

Прохожий, остановись! Я бы сделал из вас!

М. Цветаева М. Цветаева

д) В круженье вальса, под нежный вздох е) Богат, хорош собою, Ленский

Забыть не могу тоски я. Везде был принят как жених;

Мечты иные мне подал бог: Таков обычай деревенский;

Морские огни, морские. Все дочек прочили своих

М. Цветаева За полурусского соседа…

А. Пушкин

ж) Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, з) Вот она губы свои опаленные

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! Жадно подносит к краям…

Ф.Тютчев Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?

Н. Некрасов

д) Мой первый друг, мой друг бесценный! и) К равнине уныло

И я судьбу благословил, Осенние никнут дожди.

Когда мой двор уединенный, Уж раз проводила,

Печальным снегом занесенный, То сына обратно не жди.

Твой колокольчик огласил. Ф.Сологуб

А. Пушкин

к) Мой зонтик рвется точно птица, л) И неведомо, я ли не прав

И вырывается треща. Или сердце к тому безучастно,

Шумит над миром и дымится Что отверженный облик приняв,

Сырая хижина дождя. Ты, как прежде, нетленно прекрасна?

Н. Заболотский Н. Клюев

м) По дороге зимней, скучной н) Неправда, над нами не бездна, не мрак,

Тройка борза бежит. Каталог наград и возмездий.

Колокольчик однозвучный Любуемся мы на ночной зодиак,

Утомительно звенит. На вечное танго созвездий.

А.Пушкин В. Высоцкий

о) Меня предчувствия томят п) Их разве слепой не заметит,

В век кибернетики бесстрастной: А зрячий о них говорит:

Котлы атомные дымят «Пройдет - словно солнце осветит!

Не в преисподней – это ясно! Посмотрит – рублем подарит!»

Л.Куклин Н.Некрасов

2.5. Какие типы произнесения отражены в следующих записях устной речи?

а) //скажыт̓и / какой трал̓эбус прашол? // п̓ис̓атый /мобыт̓ ?// пайэд̓им да-запарка//

б) // на-будуйуш̓ий н̓ид̓эл̓и / нада к-л̓енк̓и в лаг̓ир̔ йэхат̔ // с-п̔ирожэным̔и /грейфруктам̔и //

в) // ну у-патолагаанатома и поч̔ирк! // зато скрупулозна фс̔о зап̔исал //

г) // йур̔исконсул̓т сказал / штъ растаможыват̔ н̓и-надъ / штобы н̓икампрам̓ит̓ирават̓ н̓икаво// фс̓о аплач̓инъ //

д) // йа долн скаат̓ / шъ н̓ирвапатолак в̓ил̓ел сч̓ас / фл̓урáграф̓ийу зд̓елат̓ //

2.6. Затранскрибируйте слова, отразив литературную норму их произношения и

ударения.

Некролог, фойе, сонет, разбежался, жасмин, дожди, дефис, апостроф, мягче, реноме, возвратились, полуночник.

Литература

Основная

  1. И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. – М., 2005.
  2. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И.Максимова – М., 2000 (Гл. IХ, 1,2).
  3. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.Д.Черных (IV.1, IV.2).

4. Как пользоваться словарем // Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. – М., 2001.

Дополнительная

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение, 6-е изд. – М.,1984.
  2. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь –М.,1982
  3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно – М.. 2001

4.Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1997 (+ последнее издание).

5. Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. 3-е изд-е, испр., М., 1997.

Справочная

Наши рекомендации