Осмотр и оценка транспортных средств перевозчика
Под перевозчиками понимают организации, на которые отправителями возлагается ответственность за перевозку грузов и которые не подчиняются административно этим отправителям. В качестве таких перевозчиков выступает очень много организаций, включая:
службу почтовых перевозок;
железнодорожные компании;
службу дорожной доставки (различные виды перевозок);
службу срочной доставки посылок (национальную и международную);
службы агентских услуг по фрахтованию воздушных и морских средств транспортировки;
морские перевозки насыпных грузов и контейнеров;
авиакомпании;
инкассаторские службы доставки;
перевозчиков с полной ответственностью (специальные подразделения по обеспечению транспортной безопасности в международном масштабе).
В данном параграфе мы совсем не касаемся службы почтовых перевозок и железнодорожных компаний, так как у отправителя практически нет возможности контроля безопасности при осуществлении перевозок этими организациями.
Будет обоснованно, если отправитель заранее определит, какие грузы какими способами отправлять, а затем установит стоимостные ограничения на обеспечение безопасности каждого вида груза. Если меры контроля оказываются слишком дорогостоящими или их операционная эффективность оказывается недостаточной, то будет разумно свести количество перевозчиков и агентов к минимуму, конечно, чтобы от этого не страдали коммерческие интересы и не уменьшалась оперативность решения поставленных задач. Не следует организовывать дело так, чтобы ваши перевозчики и агенты чувствовали себя незаменимыми и не опасались конкуренции других организаций.
Компании, которые успешно работают в бизнесе, используют при отборе перевозчиков формализованный метод, который называется "Оценивание перевозчиков ". Прежде всего представители компании посещают перевозчика и на месте знакомятся с его техникой и организацией работы. За первым визитом следуют и другие, в ходе которых получаются ответы на интересующие компанию вопросы по обеспечению безопасности при перевозке ее грузов. Степень предварительной проработки зависит от вида перевозимого груза, вида имеющихся у перевозчика транспортных средств, маршрута и других факторов, из которых можно выделить следующие:
финансовое положение перевозчика (анализируется при помощи годовых отчетов и коммерческих рекомендаций);
кто является его владельцем; кредитная история перевозчика;
условия перевозки грузов и состояние транспортных средств;
как перевозчик осуществляет обеспечение безопасности и имеются ли соответствующие письменные инструкции;
степень компетенции по обеспечению безопасности менеджеров и контролеров и объем их полномочий в этой сфере;
физические и электронные преграды на территории перевозчика;
обеспечение сохранности информации, особенно при передаче сведений заказчику о предстоящей транспортировке груза;
компьютерная безопасность;
статистические данные и показатели перевозчика по хищениям и повреждениям перевозимых им грузов;
степень подготовленности менеджеров по управлению персоналом и практическое осуществление руководства;
текучесть кадров;
степень предварительной работы с претендентами на занятие вакантных должностей,
применяется ли запрашивание характеристик с предыдущего места работы;
общее состояние дисциплины, отношение к нарушениям,
другие показатели деятельности перевозчика;
готовность перевозчика обеспечить высокие стандарты работы,
имеется ли у него сертификация IS09000 (Международной организации по стандартам);
имеются ли у перевозчика программы повышения качества предоставляемых услуг.
Степень проработки влияния указанных и прочих факторов на обеспечение безопасности при транспортировке зависит прежде всего от груза, который необходимо доставить заказчику.
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ
Так как при перевозке грузов наземным транспортом степень опасности выше, чем при других видах перевозок, необходимо уделить больше внимания всем значимым условиям: водителям, подготовке автомобилей, отработке сопутствующих процедур и остальным обстоятельствам, в значительной степени влияющим на обеспечение безопасности. Указанные факторы должны оцениваться как для перевозчика общего назначения (перевозящего изделия заказчика совместно с другими клиентами или только его), так и при работе компаний, занимающихся доставкой посылок, или международных агентств по фрахтованию транспортных средств.
Прежде всего,водители. Работают ли они у перевозчика постоянно, нанимает ли он их на временную работу или ему их предоставляет специализированное агентство? Прежде чем доверить груз водителю, следует тщательно проверить его водительские права и убедиться, что они действительные. Если вы один из основных клиентов перевозчика, вы вправе рассчитывать, что вам будут выделяться одни и те же водители. Если продолжать речь об обеспечении безопасности, то в условиях договора с перевозчиком следует оговорить его возможности использовать субподрядчиков и каким образом должна осуществляться их работа.
Далее следует оговорить с перевозчикомконтроль за работой водителей при перевозке груза. Степень этого контроля зависит от характера груза и может включать его сопровождение сотрудниками безопасности перевозчика или другим персоналом, которые должны отслеживать соблюдение водителями установленных правил перевозки данного типа грузов. Так, автомобили никогда не должны оставляться без присмотра, если не заперты двери кабины и грузового отсека, они не должны парковаться на отдаленных или плохо освещенных стоянках. Для остановок на ночь должны выбираться только строго установленные места парковки, и даже там не следует ставить машины близко к крышам строений или стенам, чтобы с них нельзя было дотянуться до задней или боковых сторон машины. Когда водитель отправляется спать, двери кабины автомобиля должны надежно запираться.
При движении водители не должны подвозить случайных попутчиков или других лиц, которым это однозначно не разрешено. Они никогда не должны обсуждать маршруты движения и места парковки с незнакомцами, не должны воспринимать никаких сигналов от пешеходов и водителей других транспортных средств, за исключением крайних случаев; при этом реагирование на эти знаки должны осуществляться со всеми возможными мерами предосторожности. После того как автомобиль оставлялся без присмотра, после его обслуживания и ремонта (в случае поломок), прежде чем двигаться дальше, водитель (сопровождающие лица) должен осмотреть машину и предписанные точки контроля безопасности на предмет нарушений или их попыток.
Самиавтомобили. Автомобили с закрытыми жесткими отсеками лучше с точки зрения безопасности, чем те, у которых мягкая оболочка. При транспортировке ценных грузов предпочтительно не применять машины, на которых имеются обозначения о перевозке именно таких изделий — здесь "скромность" окажется вполне кстати. На таких автомобилях должен иметься знак "Специальный груз " с дополнениями, одобренными Ассоциацией руководителей полицейских служб. Водитель должен предъявлять этот знак при остановке его полицейскими (по любой причине), а инструкцию своего работодателя предъявлять только в ближайшем отделении полиции. Заказчики перевозчика должны сами определять степень уязвимости своих грузов и их стоимостные характеристики и решать, может ли автомобиль с их грузом следовать один или надо подождать, пока не будет сформирована группа машин, при продвижении которых степень безопасности на маршруте выше.
Автомобили с закрытыми жесткими отсеками используются для перевозки ценных грузов в режиме полной загрузки. В этом случае перевозчик может выделить для такой машины двух водителей и временно оборудовать автомобиль дополнительными мерами защиты: автоматическим отслеживанием маршрута, сигнализацией доступа в кузов, мобильной телефонной или радиосвязью. Для поездок в другие страны необходимо оснащать водителей мобильными телефонами типа GSM, которые могут работать с использованием международных цифровых сетей и быть полезными при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В качестве дополнительной меры против мошенничеств перевозчик должен заранее сообщить заказчику необходимые сведения о транспортном средстве (марка, фирменное оформление, регистрационный номер), персонале, его сопровождающем (их фамилии и документы, удостоверяющие полномочия).
В следующем списке приводятся дополнительные меры, повышающие степень безопасности, относительно оборудования, имеющегося в распоряжении перевозчиков. Они предназначены главным образом затруднить доступ к грузовому отсеку или к кабине и предотвратить угон автомобиля. Их установку можно заказать уже при изготовлении машины на заводе или впоследствии дооборудовать типовой автомобиль, чем занимаются специализированные организации. Потенциальные заказчики и сами перевозчики должны постоянно знакомиться с предлагаемыми мерами такого рода, чтобы знать, что имеется в их распоряжении для надежной перевозки грузов.
Дополнительные меры обеспечения безопасности:
самозащелкивающиеся замки повышенной надежности на кабине, грузовом отсеке и дверях откатного типа;
цилиндровые замки и ключи высокой надежности;
висячие замки с закрывающимся отверстием для ключа или болтовые печати на дверях контейнерного типа;
гидравлические замки, препятствующие подъему кабины;
съемные зеркала заднего и бокового вида;
установка дополнительного каркаса жесткости в грузовом отсеке;
система охранной сигнализации типа сирены, отвечающая требованиям Британского Стандарта 6803;
системы отсечения подачи горючего и воздуха;
стопорные устройства на рычаг переключения передач и на ручной тормоз;
специальные запорные устройства, блокировки, устанавливаемые при парковке (например, "королевская булавка").
Следующая иллюстрация (рис. 8.32) по обеспечению транспортной безопасности при перевозке коммерческих грузов Maple из города Стокпорта.
Рисунок 8.32. Как следует "сотрудничать" с автомобильными ворами