Новые направления и методы в судебном почерковедении. Стр. 298-304 учебн
Из компьютерных применяется 1, позволяющая определить достаточность почерковедческого материала для проведения исследования. О ней вспоминают, когда 10 повторных разных экспертиз.
Есть еще компьютерная методика – определение исполнителя по степени глубины нажима. Она строго индивидуальна для каждого человека. Но капиллярные ручки нажим не воспроизводят, а иногда и шариковые. Чисто инструментальная методика (особые приборы). Почти не применяется, в СПб точно нет.
В последнее время разрабатываются методики для определения пола, возраста, национального языка.
Пол определяется с помощью статистической методики. Не существует мужского и женского почерка. А существует разная частота встречаемости форм, элементов знаков, выделения текста (топограф.).
Использование красной строки более характерно для женщин. Совокупность 40 признаков позволяет установить пол.
Национальный язык – язык национального объединения (французский, немецкий). Проблема: когда 1 и та же письменность (латиница или кириллица), а нужно определить какой это язык. Ложная кириллица – русская письменность. Около 40 национальных языков. Латиница – около 60 национальных языков. Французский – диакретические знаки. Иная конфигурация букв или они взяты из другой письменности. Иное сочетание букв для обозначения тех или иных звуков. Отсутствие отдельных букв или наоборот присутствие умляут. Могут быть разные окончания слов. Частота употребления тех или иных слов, предлогов разная в языках. Различная частота встречаемости различных букв (в нем. «а» реже, чем в англ.).
То же самое можно сказать в отношении русской письменности.
Возраст.
Должны быть представлены особые образцы: до 19 лет, 19-24, 25-27, 28-33, 34-43, больше 43.
Для дачи заключения должна быть собрана большая информация в образцах – за все предыдущие периоды тоже. Текст необязательно должен быть длинным в исследуемом документе. Достаточно 10 заглавных букв. Разрабатывается компьютерная программа.
Можно определить, в какой период времени был выполнен текст. Должен быть представлен материал в образцах, которые выполнены в интересующий Вас временной период (предыдущий и последующий).
Графология.
Это направление судебного почерковедения, которое ставило задачу установления по почерковой информации характера человека более 300 лет назад. Задача не решена до сих пор.
1 этап – эмпирический. Были некоторые лица, которые накапливали материал, характеризующий личность человека. Разработали только им понятные авторские методики. Все было только авторское. Пытались проследить однозначную связь.
В нашей стране графология закончилась на эмпирическом этапе. У нас есть отечественные работы Инсарова, Зуева, Моргенштерна. Ч. Ломброзо был графологом. Он предложил авторскую методику.
Много курьезов и казусов. Если почерк мелкий, сжатый – жадность, скрытость. И соответственно наоборот.
За рубежом – экспериментальный этап. Участие приняли ведущие психологи, психиатры, физиологи. Очень обширное обобщение показало, что нет прямых однозначаных связей между конфигурацией письменных знаков и личностью человека.
Имеется определенная связь почерковой информации, но это очень общие характеристики. Ритмичность почерка – темп выполнения отводящих и приводящих движений. Если он нарушен – неустойчивость психики, подверженность влиянию.
На сегодняшний день в США, ФРГ снята задача определения характера. Определяется уравновешенность, устойчивость в определенных структурах (пилоты, банковские служащие и т. п.). За рубежом каждая структура имеет психологическую службу с графологом для тестирования сотрудников.
3-й этап (у нас) – компьютерная программа – 100 признаков почерка (избыточна). Графология превратилась в смесь топографии, письменной речи и графологии. Заключения курьезны.
Иногда полезна графологическая информация и в почерковедении. Орлова раньше говорила, что это псевдонаука, а теперь: психофизиологические характеристики человека нужно использовать в комплексе с почерковыми. Можно определить психические возможности подражания, изменения своего почерка. Это увеличивает возможности традиционного почерковедения. Но в нашей стране (в СПб – точно) нет графологов.
Судебное автороведение: объекты и идентификационные признаки, предварительная оценка информации, подготовка материалов для экспертизы, современные возможности автороведческой экспертизы. Определение экспертного учреждения. Стр. 309-317 учебн.
В гражданском праве и криминалистике различные подходы к понятию автора. Формальный подход: автором является отправитель этого документа (по названию и адресу фирмы на бланке). А есть фактический автор-исполнитель (юрисконсульт – фактический составитель -> оператор-исполнитель). Т. е. Установление автора – большая проблема. И в исполнительных документах различается составитель приказа, указа и исполнитель (указывается его код, если не подпись). – Так должно быть и в юридической практике.
В криминалистике автор – тот, кто составил документ. Часто автор не тождествен исполнителю документа. Нужно доказать, совпадают они или различаются. Нужно назначать автороведческую экспертизу.
Письменная речь – индивидуальное, устойчивое явление, проходит этапы формирования, как почерк. На это влияют внутренние и внешние факторы. Внутренние – быстрота протекания нервных процессов (1-я или 2-я система преобладает). Авторы делятся на:
- мыслительный тип
- эмоциональный (художественный) тип
- смешанный тип.
2-й фактор – быстрота протекания психических реакций. Плюс уровень умственного развития, общий уровень культуры, образования.
Внешний – языковая среда, в которой общается автор. – уровень культуры, образования обучающего в детском саду, школе, семье, какое окружение.
Этапы формирования:
1. Обучение по образцам.
Литературные нормы языка. Но в результате внешних и внутренних факторов – отклонения.
2. Условные рефлексы – ФДК (динамич. стереотип). Закрепляются отклонения в письменной речи.
3. Формирование автоматизма владения письменной речью.
Идентификационные признаки человека:
- общие
- частные.
Общие признаки письменной речи:
- Общий уровень владения письменно речью (высокий, средний, низкий): -развитие речи, богатство письменной речи, культура языка, насколько развит мыслительный процесс.
- Стилистические навыки письменной речи:
- каким стилем человек владеет, смешивает ли разные стили, использует разговорный язык, не владея стилем;
- лексические особенности (неологизмы, жаргонизмы, варваризмы – неправильное употребление, диалектизмы)
- архитектоника письменной речи (построение, выделение частей изложения текста).
Частные признаки:
- индивидуальные ошибки (грамматические, лексические, стилистические) – должны быть устойчивыми для данного человека, повторяться.
Проблема: юридические тексты короткие, устойчивость не проследить.
Назначение автороведческой экспертизы.
Когда нужно установить конкретного автора, если есть сомнения: автор = исполнитель, кому из них принадлежит ошибка и т. п.
Когда нет лица и образцов письменной речи, необходимо установить, одним ли автором выполнены документы, какими характеристиками обладает автор. Можно установить: интеллектуальный, культурный, образовательный уровень, какой вид образования (гуманитарное, техническое и их виды), родной язык, место длительного проживания в той или иной местности, профессию.
Последние разработки: определение, под диктовку, путем переписывания или самостоятельно выполнен текст. Проблема: маленький объем исследуемого материала.
Требования автороведов: не менее 500 слов в исследуемом тексте. Добывание материалов для сравнения (свободных, условно-свободных, экспериментальных). Очень трудно найти свободные образцы, а они должны быть в минимум 7 раз больше по объему исследуемого документа. А свободные образцы важнее, чем при почерке.
Нов.: Автороведы уже соглашаются на направление зафиксированной устной речи. – Не может быть использована для установления личности автора, но можно установить личностные характеристики.
Могут быть любым способом изготовлены документы – рукописные, компьютерные, типографские, факсы. Это преимущество по сравнению с почерком.
Очень ограниченные возможности: в экспертном учреждении должен быть в штате филолог – в качестве базового образования – со специализацией в области УПП, судебной экспертизы.
Только 1 учреждение – Центр Минюста на Некрасова. В ЭКУ нет, о ФСБ нет информации.
Методики пока не так унифицированы и стандартны (в отличие от почерковедения), т. к. это новое направление. Есть различные методики и рекомендации, что затрудняет оценку заключений. Есть 2 уровня изучения информации в письменной речи:
- аудитивный (эксперт применяет свои знания и свой опыт) – очень распространен, особенно в Северо-Западном регионе, т. к. нет математической обработки информации.
- Применение инструментальных методов – статистических, прежде всего. Они не всегда используются. Право назначать дополнительную, повторную экспертизу в Москве.
В ФСБ большие каталоги эталонов высшего образования, культурного развития и т. п.
Новые методики определения, под диктовку или путем переписывания выполнен текст.
Диктовка.(для экспертов) 1. Определение количественной корреляции между разными группами ошибок (нарушается при диктовке). (для юристов) 2. Если диктовка – разрыв между уровнями владения письменной речью и почерком, может быть высокий уровень письменной речи и низкая степень выработанности почерка при диктовке. 3.Отсутствие ошибок, которые требуют знания сложных правил грамматики и пунктуации, и наличие простых. 4. Наличие пропущенных букв, буквосочетаний. 5. Неправильные окончания слов, неразборчивые, их отсутствие.
Переписывание.
3 и 2 признаки те же. Повторение одних и тех же буквосочетаний и слов. Постанова знаков препинания не перед нужным словом, а после него, человек не всегда себя контролирует. Проблема актуальна при захвате заложников, похищении человека.
Методика определения пола человека.
Не всегда эксперты дают категорическое заключение о поле, а дают характеристику – характерно для маскулинных или феминных текстов (окраска).
Для женщин актуально занять положение в обществе, социальный статус. Поэтому письменная речь женщин более грамотна, соответствует нормам литературного языка. Больше литературных оборотов, т. к. женщина больше читает художественной литературы, а мужчина – газеты и журналы. Для мужчины не важен социальный статус, мужчина небрежен к письменной речи, больше диалектизмов, разговорных оборотов.
У мужчин при письменной речи функционирует левое полушарие, а у женщин то и другое. Разработки физиологов: речевые центры в левом и правом полушарии, но речь женщин более эмоциональна, лучше работает правое полушарие: большое количество прилагательных, которые не всегда согласуются между собой и с существительными («ужасно красиво»), «чрезвычайно», «необыкновенно» - аффектированность, гиперболы («умру, но не…»).
Влияет круг интересов мужчины и женщины. У женщин на первом плане одежда, украшения, квартира, а потом дети, мужчина. У мужчины – спорт, автомобиль, компьютер, служебные интересы (нет темы детей, семьи).
Существенные различия в построении письменной речи, содержательной части текста. Изложение мужчины всегда абстрактно, обобщенно, начинается непосредственно с темы. Для женщины характерна конкретика (как видят), много вводного материала, отступлений от основной темы, отсутствуют аргументы (характерны для мужчин). Построение предложений: для мужчин характерны сложноподчиненные предложения с аргументами, а у женщин – простые, сложносочиненные.
Употребление ненормативной лексики присуще тем и другим. Но очень изощренное анонимное письмо – от женщины. Но у мужчины это в контексте и со смыслом, а у женщины – бессмысленное нагромождение.