Ситуации, складывающиеся до проведения реорганизации
Ситуации | Самостоятельность | Стимулы | |
1 -я ситуация — очень благоприятная для проведения реорганизации | + | + | |
2-я ситуация — очень неблагоприятная для проведения реорганизации | - | - | |
3-я ситуация — благоприятная для проведения реорганизации | + | ||
4-я ситуация — неблагоприятная для . проведения реорганизации. | + | - | |
Обозначения:
(+) — высокая степень самостоятельности руководителя (значительные права); высокое действие стимулов, побуждающих к реорганизации;
(-) — низкая степень самостоятельности руководителя (незначительные права); отсутствие стимулов, побуждающих к реорганизации.
Коротко поясним данные ситуации.
1-я ситуация. При всей благоприятности данной ситуации ей присущ один недостаток: она является также очень благоприятной для проведения частых реорганизаций или «реорганизаций ради реорганизаций», которые лихорадят организацию, не дают ей стабилизироваться. У руководителя может появиться увлечение реорганизациями, которые становятся профессиональной болезнью.
2-я ситуация. Считается самой неблагоприятной из всех ситуаций для проведения реорганизации. Если не принимать во внимание данную ситуацию, то, как показывает практика, реорганизация будет иметь формальный характер или видимость реорганизации.
3-я ситуация. Труднее создать стимулы к реорганизации, нежели повысить самостоятельность руководителя. Увеличив объем прав руководителя, возможно «перевести» данную ситуацию в разряд очень благоприятных ситуаций.
4-я ситуация. У руководителя имеются необходимые права для проведения реорганизации, но отсутствуют стимулы. Выход нужно искать, очевидно, в создании необходимых стимулов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Методы и модели совершенствования организационных структур/Лагоша Б.А. и др. — М., 1988.
2. Шушански Я. Методология рационализации /Пер. с вент. — М., 1987.
3. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. — М.,1991.
4. Управление—это наука и искусство/Файоль А., Эмерсон Г.,
Тейлор Ф., Форд Г. — М., 1992.
5. Комаров Е.И. Организационные структуры управления. Учебно-методическое пособие по курсу «Менеджмент». — М.,1993.
6. Франчук В.И. Основы современной теории организаций/ Институт организационных систем Академии организационных наук. — М., 1995.
7. Основы менеджмента/Мескон М. и др.; Пер. с англ. — М.,1996.
8. Глущенко BJB. Системы управления организационно-административными непроизводственными структурами. — СПб., 1996.
ГЛАВА 3
СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ
Социальная служба
Важнейшими институциональными признаками социальной службы являются:
1) правовой статус или правовое закрепление деятельности учреждений социальной защиты с помощью типовых и оригинальных (основанных на типовых) положений, регламентов;
2) организационное построение учреждений социальной защиты, помощи, которое может быть типовым или оригинальным, в котором отражается специфика условий, какие-то особенности;
3) практическое выполнение определенных функций социальной защиты, помощи, поддержки, исходя из правового статуса и организационной структуры.
Таким образом, в институциональной основе сфокусированы три важнейшие составляющие: правовой статус, организационная структура и функции.
К середине 90-х годов в Российской Федерации сложились такие виды социальных служб: государственные; коммерческие; смешанные; службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. В целом ими выполняются следующие разновидности социального обслуживания: материальная помощь; помощь на дому; постоянное обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; социальный патронаж семей, детей и отдельных граждан; социальная адаптация и реабилитация граждан, являющихся инвалидами; социальная реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних, с девиантным поведением, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы; социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей; организация торгового обслуживания, социально-бытовых и ритуальных услуг.
Государственные социальные службы имеют различные направления деятельности, концентрируя свое внимание на таких категориях, как семья, престарелые, одинокие, пенсионеры, инвалиды и дети.
Например, территориальная социальная служба города Сургута имеет следующую структуру.
Наименование центров и домов | Главное предназначение |
Центр срочной социальной помощи | Оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, учет и консультирование льготных категорий населения |
Центр социальной помощи семье и детям | Предоставление социальной помощи семьям, социальный патронаж, анализ потребностей, работа с семьями, имеющими детей-инвалидов |
Детский дом по типу «Семья» | Содержание, обучение и воспитание детей, социальная и юридическая защита |
Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями «Добрый волшебник» | Социальная и медицинская реабилитация детей с ДЦП, нарушениями зрения, глухонемотой, задержкой речевого развития. Их обучение и воспитание в начальных классах |
Центр планирования семьи | Проблемы планирования семьи, социально-медицинская охрана репродуктивного здоровья населения, организационно-методическая работа по пропаганде здорового образа жизни |
Центр дневного пребывания пенсионеров | Создание условий для общения, культурного отдыха, посильная трудовая деятельность |
Дом-интернат для одиноких и престарелых «Осень» | Материально-бытовое обеспечение, создание условий для проживания, медицинская помощь |
Центр социального обслуживания населения | Социально-бытовое и медицинское обслуживание на дому одиноких, престарелых и инвалидов |
Реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства «Альтернатива» | Временное проживание, социальная адаптация, оказание медико-психологических услуг, трудоустройство |
Социально-психологический реабилитационный центр для детей и подростков «Зазеркалье» | Организация помощи несовершеннолетним, реабилитационная помощь семье и детям, временное проживание детей и подростков |
Детский дом смешанного типа «На калинке» | Проживание, воспитание и обучение детей, оставшихся без родителей |
Типичной государственной территориальной социальной службой является центр социального обслуживания (ЦСО), структура и масштаб деятельности которого зависят от контингента обслуживаемых. Обычно ЦСО включает отделения социальной помощи на дому, отделение дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов, отделение срочной социальной помощи.
Поскольку речь идет об институциональных основах управления, то в качестве примера приведем «Положение о ЦСО «Нагатинский затон» (г. Москва), которое сохраняет контуры данного вида регламента, рекомендованного в свое время Министерством социальной защиты населения РФ как типового. Однако форма представляемого положения более новая и имеет следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Основные цели и задачи.
3. Организационная структура.
4. Имущество и финансы.
5. Управление.
6. Статус и задачи отделения дневного пребывания.
7. Статус и задачи отделения социальной помощи на дому.
8. Статус и задачи отделения срочной помощи.
9. Реорганизация и ликвидация. 10. Порядок внесения изменений.
ПОЛОЖЕНИЕ